Безусловно, вверив свое имущество арендатору, арендодатель желает получить его обратно по окончании договора аренды целым и невредимым. Однако от неприятных неожиданностей никто не застрахован. Арендованное имущество может быть уничтожено или повреждено. Происходит такое по различным причинам, среди которых как зависящие от арендатора, так и независящие от него, то есть случайные.
Риск случайной гибели или повреждения имущества согласно ст. 211 ГК РФ несет его собственник (арендодатель), если иное не предусмотрено законом или договором.
Арендатор не обязан за свой счет восстанавливать случайно утраченное имущество или выплачивать арендодателю какую-либо компенсацию.
Что есть случай?
Случайными гибель или повреждение имущества могут признаваться только тогда, когда невозможно установить конкретное лицо, чьи действия явились причиной гибели или повреждения имущества (или тогда, когда такое лицо в принципе отсутствует — например, гибель имущества от пожара, возникшего в результате удара молнии, повреждение имущества от затопления, случившегося в результате наводнения, и т. д.). К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.01.2001№ 5823/98.
Таким образом, если гибель или повреждение арендованного имущества произошли в результате действий третьих лиц, которые могут быть установлены, ст. 211 ГК РФ не применяется.
Например, даже если арендатор предпринял все необходимые меры к недопущению пожара, в результате которого арендованное помещение сгорело из-за козней конкурентов, а виновные были пойманы, он все равно будет обязан восстановить поврежденное имущество. Поскольку его гибель не является случайной и ст. 211 ГК РФ в данном случае неприменима, а действуют нормы ст. 622 ГК РФ, согласно которой при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.
А уж если арендатор недоглядел за арендованным имуществом либо своими действиями (бездействием) способствовал его гибели или повреждению, то ответственности перед арендодателем ему не избежать. Так, например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 04.03.2004 № А78-1641/03-С1-1/59Ф02-608/04-С2 указал, что ст. 211 ГК РФ подлежит применению при установлении судом отсутствия в действиях арендатора упущений, способствовавших повреждению или гибели арендованного имущества. Суду следует обязательно установить, какие меры предпринимал арендатор для обеспечения сохранности арендованного имущества.
Перераспределение рисков
Законом или договором риск случайной гибели или повреждения имущества может быть распределен между сторонами иначе, чем установлено ст. 211 ГК РФ.
Так, согласно ст. 669 ГК РФ по договору финансовой аренды (лизинга) риск случайной гибели или случайного повреждения имущества переходит к арендатору в момент передачи ему имущества, если иное не установлено договором. Следовательно, договор лизинга предусматривает уже совсем иное «общее» правило— риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет арендатор (он и должен восстанавливать поврежденное имущество или выплачивать арендодателю денежную компенсацию).
А вот согласно ст. 639 ГК РФ (договор аренды транспортного средства с экипажем) в случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки только в том случае, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором. В этом случае на арендодателе лежит не только риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, но и риск его гибели и повреждения в результате действий третьих лиц, которые могут быть установлены. Следует иметь ввиду, что данное правило является императивным, то есть не может быть изменено соглашением сторон (договором).
По соглашению сторон
Договором аренды (как простой, так и финансовой) риск случайной гибели или случайного повреждения имущества может быть распределен сторонами так, как они посчитают необходимым. Он, например, может быть полностью перенесен на арендатора. В договоре следует предусмотреть момент, с которого на арендатора переносится риск случайной гибели или повреждения имущества. Например, момент передачи имущества арендатору, момент внесения первого платежа за арендованное имущество или иной момент, согласованный сторонами.
Если стороны договорились о распределении риска случайной гибели или случайного повреждения имущества уже после заключения (подписания) договора аренды, то они могут составить дополнительное соглашение к нему. Оно составляется в той же форме, в какой составлен договор аренды (ст. 452 ГК РФ).
В случае изменения договора обязательства сторон считаются измененными с момента заключения соответствующего соглашения или с иного момента, указанного в нем (часть третья ст.453 ГК РФ). Таким образом, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества может быть возложен на арендатора с самого начала действия договора, в том числе и в ситуации, когда арендованное имущество уже погибло или повреждено.
Договором аренды на арендатора может быть возложен не сам риск случайной гибели имущества, а обязанность доказывания данного обстоятельства для освобождения от ответственности перед арендодателем. В этом случае ст. 211 ГК РФ будет применяться, только если арендатор докажет, что гибель или повреждение имущества не зависели от причин, которые контролируются им. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 10.04.2001 № Ф03-А73/011/563 указал, что подобное положение договора не противоречит ст. 211 ГК РФ.