Организация намерена заключить договор аренды недвижимости, находящейся в другом регионе. Какие процедуры ей придется пройти после подписания такого договора?
Прежде всего договор аренды, заключенный на один год или более длительный срок, необходимо зарегистрировать в органах Федеральной регистрационной службы (Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее — Закон о регистрации недвижимости).
Государственную регистрацию договора осуществляет орган ФРС России по месту нахождения недвижимого имущества (п. 4 ст. 2 Закона о регистрации недвижимости). Исключение из этого правила предусмотрено п. 1 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости: сделки с предприятием (имущественным комплексом, используемым для ведения предпринимательской деятельности), в том числе аренда предприятия, подлежат государственной регистрации по месту регистрации юридического лица — собственника предприятия.
В любом случае сделка будет регистрироваться не по месту нахождения арендодателя. Поэтому перед ним возникает проблема, связанная с необходимостью направить сотрудника в другой регион для регистрации договора аренды.
Выручить арендатора может положение о том, что заявление на регистрацию может подать представитель любой из сторон договора аренды (п. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости). Поэтому в текст договора имеет смысл включить условие о том, что его государственной регистрацией будет заниматься арендодатель.
На налоговый учет становись!
В принципе организация не обязана вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения арендуемого имущества. Однако не все так просто.
Если фирма арендует помещение, логично предположить, что ее руководство планирует организовать там рабочие места для своих сотрудников. И если при этом будут созданы стационарные рабочие места на срок более одного месяца, считается, что у фирмы появилось обособленное подразделение, то есть филиал или представительство (п. 2 ст. 11 НК РФ). А в этом случае фирма обязана в течение одного месяца после создания стационарных рабочих мест встать на учет в налоговой инспекции того региона, где создано обособленное подразделение(п. 1 и 4 ст. 83 НК РФ).
Причем не имеет значения, было ли или не было отражено создание филиала (представительства) в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации. Неважно и количество сотрудников, которые трудятся в филиале (представительстве) (Письмо МНС РФ от 29.04.2004 № 09-3-02/1912).
А надо ли арендатору становиться на налоговый учет, если арендованное помещение, например склад, где будут трудиться его работники, не будет оборудовано никакими специальными приспособлениями (станками, оргтехникой и т.п.)?
Представители финансового ведомства отвечают на этот вопрос положительно. Ведь под рабочим местом в ст. 209 Трудового кодекса РФ понимается место, где работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (Письмо Минфина РФ от 14.12.2004 № 03-02-07/82). Поэтому ив этом случае стационарные рабочие места считаются созданными, а фирма обязана встать на учет в налоговой инспекции, к которой территориально относится арендованное здание (помещение).
Кому в инспекцию идти не нужно
Выполнять формальности, связанные с созданием филиала или представительства, арендатору не придется разве что в том случае, если он полностью сдал полученное в пользование здание (помещение) в субаренду, не создавая там собственных рабочих мест.
Кроме этого, если фирма уже состоит на учете в данном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, заново вставать на учет в связи с созданием обособленного подразделения ей не нужно (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ»).
В каждом монастыре — свой устав
Хотя параграф 4 главы 34 ГК РФ, который регулирует аренду недвижимого имущества, действует на территории всей страны, в некоторых регионах арендаторы могут столкнуться с определенными особенностями.
Так, Инспекция ФНС России по подмосковному городу Дмитрову в своем Письме от 23.08.2005 №12/6398 рекомендует налогоплательщикам приостановить действие заключенных договоров аренды зданий и помещений до тех пор, пока арендатор не встанет на учет в этой инспекции. Впрочем, требование это явно противоречит НК РФ, а значит, никакие санкции (по крайней мере, законные) за его нарушение налоговики не имеют права применить. Конечно, не во всех регионах иногородним арендаторам ставят палки в колеса. Например, Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества города Москвы, напротив, привлекает иногородние организации к участию в проводимых в столице торгах на право аренды недвижимости. Для этого компании будут подавать заявки в региональные представительства Торгово-промышленной палаты.