Письмо Минфина РФ от 21.12.2004 № 03-02-07/9 вполне вписывается в намерения, не так давно озвученные А. Жуковым и А. Кудриным. Высокопоставленные чиновники обратились к Президенту с предложениями об ограничении сроков налоговой проверки. Вкратце суть предложений сводится к тому, чтобы контроль за работой нижестоящих налоговых структур вышестоящими не приводил к повторной выездной проверке, а возможность доначисления налогов (особенно популярный в последнее время методу) появлялась бы только после того, как факты административных и уголовных правонарушений установлены судом. Президент предложение одобрил, и соответствующие поправки в НК намечено внести уже весной этого года.
Но вернемся к Письму. В нем рассмотрены весьма важные практические ситуации.
Получив судебное постановление о прекращении уголовного дела, возбужденного против организации по фактам, обнаруженным входе выездной проверки, налоговая инспекция обратилась в суд на предмет взыскания штрафов и начисленных пеней. При этом установленный в НК 6-месячный срок давности уже истек, однако инспекция настаивала на том, что отсчет следует вести именно со дня получения судебного постановления о прекращении дела (п. 2 ст. 115 НК РФ). Минфин высказал иную точку зрения исходя, кстати, из сложившейся судебной практикой. В частности, то обстоятельство, что в отношении должностного лица организации-налогоплательщика решался вопрос о привлечении к уголовной ответственности, основанием для применения специальных правил исчисления срока давности при взыскании налоговых санкций с организации не является. Ст. 115 устанавливает эти правила для физических лиц (п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5).
В ходе налоговой проверки у организации могут быть изъяты подлинники документов (п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом срок их возврата в НК не оговаривается. Как быть, если выемка документов произведена милицией? Минфин и здесь выступил на стороне плательщика. В отношении милиции, правда, было сказано лишь то, что милиция имеет право проводить проверки, используя предоставленные ей права только в целях исполнения требований Закона «О милиции». Все прочие выводы касаются именно действий налоговых органов. Поскольку выемка документов произведена именно в ходе налоговой проверки, то срок их возврата должен соответствовать сроку самой проверки, рассмотрения материалов и принятия решений