Решением ВАС РФ от 03.07.2012 № ВАС-4065/12 письмо Федеральной антимонопольной службы от 23.05.2011 № ИА/19712 «О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ в части правомерности объединения в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства» признано недействующим. Суд пришел к выводу, что письмо не соответствует законодательству о госзаказе и защите конкуренции, носит нормативный характер и должно было пройти соответствующую процедуру госрегистрации в Минюсте России.
В мае прошлого года ФАС России в связи с возникновением вопроса о правомерности объединения в один предмет торгов работ по проектированию и строительству дала разъяснения и адресовала их федеральным органам исполнительной власти, главам субъектов РФ, своим территориальным органам.
Со ссылкой на ч. 2, 3 ст. 22, ч. 2, 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), ч. 6 ст. 52, ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса ФАС России пришла к выводу, что объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства:
- признается нарушением ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ в связи с неустановлением заказчиком объема работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта;
- приводит к ограничению количества участников размещения заказа, поскольку выполнение указанных работ считается различными товарными рынками и является нарушением ч. 3 ст. 22, ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ;
- влечет по названным выше основаниям выдачу предписания об аннулировании торгов.
У ФАС России нет таких компетенций
Рассматривая обращения сразу двух заявителей (Комитета государственного заказа Ненецкого автономного округа и Государственного казенного учреждения «Главное управление строительства Краснодарского края»), ВАС РФ коснулся полномочий ФАС России по разъяснению законодательства о размещении заказов. Суд заключил, что в действующем законодательстве нет положений, определяющих компетенцию ФАС России по разъяснению законодательства о размещении заказов.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) федеральный антимонопольный орган в том числе издает нормативные правовые акты, предусмотренные этим законом (п. 4), дает разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства (п. 5), обобщает и анализирует практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает рекомендации по его применению (п. 9).
Согласно п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (далее — Положение), ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции антимонопольной службы.
ФАС России имеет право издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции антимонопольной службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях и законодательством о рекламе (п. 6.8 Положения).
Компетенция ФАС России по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд определяется Положением и постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд». Но в них нет положений, определяющих компетенцию ФАС России по разъяснению законодательства о размещении заказов.
Письмо носит нормативный характер
ФАС России в процессе настаивала на том, что письмо не соответствует существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, в связи с чем не может быть признано таковым. На какие признаки упирала служба, неизвестно, поскольку в тексте решения ВАС РФ они не перечислены. Имеется только ярко выраженная позиция суда — разрешение вопроса, носит ли тот или иной акт органа государственной власти нормативный характер, производится независимо от его формы, содержания и иных условий, например государственной регистрации в Минюсте России или официального опубликования.
Проанализировав содержание письма, ВАС РФ решил, что оно носит нормативный характер, поскольку содержит положения, не предусмотренные федеральным законодательством, а также устанавливает условия, влекущие правовые последствия, рассчитанные на многократное применение.
В частности, суд пришел к выводу, что содержащееся в письме указание на конкретные последствия в виде выдачи предписания об аннулировании торгов, которые наступают в случае объединения в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства, ограничивает соответствующие положения законов № 135-ФЗ и № 94-ФЗ, а также затрагивает права и интересы хозяйствующих субъектов.
Поскольку письмо содержит положения нормативного характера и рассчитано на многократное применение, отсутствие его государственной регистрации и официального опубликования противоречит Указу Президента РФ от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Напомним, что Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009. Однако данное письмо не направлялось для регистрации в Минюст России и официально не публиковалось.
С учетом этого ВАС РФ решил, что письмо ФАС России с разъяснениями по поводу правомерности объединения в один предмет торгов работ по проектированию и строительству не соответствует законам № 135-ФЗ и № 94-ФЗ, Указу Президента РФ от 23.05.96 № 763.
к сведению
О подведомственности
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ ВАС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании НПА федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
Разрешение вопроса о подведомственности арбитражному суду дела по заявлению о признании недействующим НПА зависит от конкретного содержания этого акта, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.