НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Федеральный закон от 29.06.2012 № 97-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“»
Документ вносит в законодательство поправки, направленные в том числе на совершенствование электронного документооборота между банками и налоговыми органами и на уточнение порядка налогообложения процентных доходов по долговым обязательствам
Изменения, предусмотренные законом, в частности в ст. 76 и 86 НК РФ, устанавливают единый способ обмена документами между банками и налоговыми органами, устраняя некоторые противоречия, имеющиеся в действующей редакции НК РФ. Так, согласно поправкам, внесенным в п. 4 ст. 76 НК РФ, решение налогового органа о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств должно направляться в банк только в электронной форме. Действующая редакция предусматривает два варианта — на бумажном носителе или в электронном виде, что нередко приводит к дублированию документов.
Дополнения в главу 25 НК РФ, например в ст. 309 и 310 НК РФ, уточняют порядок налогообложения процентных доходов, получаемых иностранными организациями по долговым обязательствам российских компаний, которые выступают в этом случае в качестве налоговых агентов.
Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения коснулись спецрежимов (ЕСХН, УСН и ЕНВД). Нововведения носят глобальный характер и затрагивают как первую, так и вторую часть НК РФ. Большинство поправок будет применяться со следующего года.
Так, определение понятия «коэффициент-дефлятор» будет закреплено в п. 2 ст. 11 НК РФ, здесь же будет приведен и порядок расчета названного коэффициента.
С 2013 г. для перехода на ЕСХН организации и индивидуальные предприниматели должны будут вместо заявления подавать в налоговые органы соответствующее уведомление. То есть переход будет носить уведомительный характер. Для этого внесены изменения в подп. 1, 2, 3, 4 и 7 п. 5 ст. 346.2 НК РФ. Корректировкам подверглась и ст. 346.3 НК РФ, в которой прописаны порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН. Продлен срок, не позднее которого организации и предприниматели должны уведомить налоговый орган о переходе на ЕСХН. Со следующего года это нужно будет сделать не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Внесены изменения в п. 2 ст. 346. 5 Налогового кодекса РФ, содержащий перечень расходов, учитываемых при расчете налоговой базы.
Подробнее об этих и других изменениях читайте комментарий на с. 27
Постановление Правительства РФ от 18.06.2012 № 597
«О внесении изменений в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации»
Перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, претерпел изменения. Основные положения документа вступили в силу с момента его официального опубликования (20 июня 2012 г.). Есть одно исключение. Оно относится к разделу «Маргарин», из которого исключена продукция под кодами 91 4230—91 4234 ОК 005—93 (жиры специального назначения, эквиваленты, улучшители и заменители масла какао). Данное новшество вступит в силу по истечении месяца после его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, то есть с 1 октября 2012 г.
Ряд позиций, содержащихся в перечне, изменился. Так, если раньше по коду 92 2930 значилась «сыворотка сгущенная», то теперь — продукция под названием «молочная сыворотка».
Приказ ФНС России от 22.05.2012 № ММВ-7-3/346
«О внесении изменений в приказ ФНС России от 24.10.2011 № ММВ-7-3/656»
Внесены изменения в заявление об освобождении банка от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику. Изменения действуют с 1 июля 2012 г. С этой даты форма заявления об освобождении банка от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику, будет применяться не только при заявительном порядке возмещения НДС, но и при освобождении от уплаты авансового платежа акциза. Корректировка комментируемого приказа обусловлена поправками, внесенными в главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса Федеральным законом от 28.11.2011 № 338-ФЗ. Напомним, что они затронули ст. 184 и 204 НК РФ. Их суть в том, что производители подакцизной алкогольной спиртосодержащей продукции могут быть освобождены от уплаты аванса по акцизам. Для этого они должны в налоговый орган вместе с извещением представить банковскую гарантию. Если компания перечислит авансовый платеж в бюджет, то налоговый орган обязан направить в банк заявление, в котором кредитная организация уведомляется об освобождении от обязательств по гарантии. Для того чтобы данная норма Кодекса заработала на практике, в приказ ФНС России от 24.10.2011 № ММВ-7-3/656 и были внесены изменения.
Письмо ФНС России от 25.06.2012 № ЕД-4-3/10308
Платежи за пользование чужим товарным знаком можно учесть для целей налогообложения прибыли. ФНС России довела до территориальных налоговых органов письмо Минфина России от 04.06.2012 № 03-03-10/60, содержащее разъяснения по поводу учета в составе расходов лицензионных платежей за пользование товарным знаком и затрат на рекламу с использованием товарного знака, в отношении которого организация обладает только неисключительным правом. Ведомства посчитали правомерным включать платежи за пользование товарным знаком в расходы на основании подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что выполняются требования ст. 252 НК РФ. Кроме того, чиновники отметили, что товарный знак должен использоваться лицензиатом в соответствии со ст. 1484 ГК РФ, то есть размещаться на товарах, в том числе на этикетках, упаковках при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в оборот, в рекламе. Затраты на рекламу бренда, не принадлежащего компании, также можно учесть для целей налогообложения, соблюдая ограничения, установленные п. 4 ст. 264 НК РФ.
Обратите внимание: документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами», поэтому игнорировать его инспекторы на местах не имеют права.
Письмо ФНС России от 15.06.2012 № ЕД-4-3/9882
Налоговики разъяснили, когда применять новую форму декларации по налогу на прибыль.
Минюст России 20 апреля 2012 г. зарегистрировал приказ ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174, которым утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль и порядок ее заполнения. Напомним, что среди прочих новаций в новой форме появились разделы, позволяющие заполнить декларацию компаниям, которые в этом году объединились в консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). Документ введен в действие 24 июня. Возник вопрос, с какого периода компании должны применять новую декларацию. Тем более что чиновники рекомендовали ответственным участникам КГН использовать ее уже при сдаче отчетности за I квартал 2012 г. независимо от того, когда соответствующий приказ ФНС России вступит в силу (письма ФНС России от 19.04.2012 № ЕД-4-3/6645 и Минфина России от 18.04.2012 № 03-03-10/39).
По мнению налоговых органов (позиция согласована с Минфином России), новая декларации применяется начиная с представления отчетности за девять месяцев 2012 г., при уплате ежемесячных авансовых платежей из фактически полученной прибыли — за июль 2012 г. Что касается КГН, они применяют новую форму с учетом ранее данных разъяснений, то есть с отчетности за I квартал 2012 г.
Письмо ФНС России от 14.06.2012 № ЕД-4-3/9782
Разъяснен порядок восстановления НДС по объектам основных средств, используемым в операциях, облагаемых по нулевой ставке. Если основное средство начинает использоваться в операциях, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщик обязан восстановить ранее принятые к вычету суммы налога. Об этом говорится в подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ. Данная норма действует с 1 октября 2011 г. и применяется в отношении объектов основных средств, принятых на учет начиная с названной даты. Восстановить НДС необходимо в той доле, в которой имущество используется для операций, облагаемых по нулевой ставке, пропорционально остаточной стоимости без учета переоценки. Восстановленные суммы НДС принимаются к вычету в периоде определения налоговой базы по экспортным операциям. При дальнейшем использовании основных средств в таких операциях суммы НДС, принятые к вычету в указанном порядке, повторно не восстанавливаются.
Эти разъяснения приведены в письме Минфина России от 01.06.2012 № 03-07-15/56. Они доведены ФНС России до территориальных налоговых органов и размещены на официальном сайте ведомства в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».
Письмо Минфина России от 09.06.2012 № 03-11-11/186
Специалисты финансового ведомства разъяснили, какой код ОКВЭД указывать в декларации по УСН, если основной вид деятельности подпадает под ЕНВД. В письме рассмотрена следующая ситуация. Налогоплательщик одновременно применяет два спецрежима: упрощенную систему налогообложения и «вмененку». Причем основной вид деятельности подпадает под ЕНВД, «упрощенка» применяется только в отношении дополнительного вида деятельности. У налогоплательщика возник вопрос: код какого вида деятельности указывать в декларации по УСН?
Минфин России разъяснил, что на титульной странице налоговой декларации отражается код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029—2001 (ОКВЭД).
В случае когда налогоплательщик осуществляет несколько видов экономической деятельности, на титульном листе декларации по УСН проставляется код по ОКВЭД в отношении вида деятельности, доходы от которой облагаются в рамках упрощенной системы налогообложения.
Письмо Минфина России от 18.05.2012 № 03-01-18/4-64
Разъяснен порядок определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания их контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия, указанного в ст. 105.14 НК РФ. Условия признания сделок контролируемыми установлены в ст. 105.14 НК РФ. При этом сделки, предусмотренные подп. 2 и 3 п. 1 и подп. 1—5 п. 2 названной нормы, являются контролируемыми, если сумма доходов по ним в календарном году превышает значение соответствующего суммарного критерия.
Специалисты финансового ведомства указали, что в общем случае для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью их признания контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по ним. Тем не менее иногда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Такое возможно в ситуации, предусмотренной п. 10 ст. 105.14 НК РФ, когда по заявлению налогового органа суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что она является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечает признакам контролируемой сделки, установленным ст. 105.14 Налогового кодекса РФ.
Письмо Минфина России от 18.05.2012 № 03-03-06/4/40
Для целей налогообложения прибыли учет страховых взносов во внебюджетные фонды не зависит от признания соответствующих выплат в налоговом учете.
Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и уплачиваются вне зависимости от того, учитываются ли выплаты в пользу работников при расчете налога на прибыль. Главное, чтобы выплаты и вознаграждения были произведены в рамках трудовых отношений между работником и работодателем (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 03-03-06/4/40). Но если выплаты работникам нельзя учесть в налоговом учете, можно ли страховые взносы на такие выплаты отразить в составе расходов на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ?
Такая ситуация, в частности, складывается, когда работодатель обеспечивает своих работников путевками на отдых. С их стоимости начисляются взносы во внебюджетные фонды. По мнению финансистов, организация имеет полное право отразить эти суммы при расчете налога на прибыль. Ведь ст. 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в соответствии с главой 25 НК РФ.
Письмо Минфина России от 18.05.2012 № 03-11-06/2/69
Для целей налогообложения расходы можно подтвердить не только кассовыми, но и товарными чеками, а также квитанциями. За разъяснениями в Минфин России обратилась компания, применяющая упрощенную систему налогообложения. Однако выводами специалистов финансового ведомства, приведенными в комментируемом письме, могут воспользоваться и организации, которые рассчитывают налоги по общей системе.
Произведенные расходы должны быть подтверждены документально. Конечно, если организация выбрала объектом налогообложения «доходы минус расходы». Подтверждением сумм расходов по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) являются первичные документы, оформленные надлежащим образом. Это могут быть платежные поручения, акты приемки-передачи, товарные накладные и др.
Если организация рассчитывается наличными денежными средствами, то соответствующие расходы могут быть подтверждены не только кассовыми чеками, но и иными документами (товарными чеками, квитанциями), свидетельствующими о приеме денежных средств. Но принять к учету такие документы можно, если в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрагент имеет право не применять ККТ.
Письмо Минфина России от 11.05.2012 № 03-05-05-01/23
Разъяснен порядок применения льгот по объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, при передаче их в лизинг. С 1 января 2012 г. организации освобождаются от уплаты налога на имущество по объектам с высокой энергетической эффективностью в соответствии с перечнем таких объектов, утвержденным Правительством РФ, или по вновь вводимым объектам с высоким классом энергетической эффективности, если в отношении их в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности (п. 21 ст. 381 НК РФ). Основанием для предоставления налогоплательщикам указанной льготы по налогу на имущество организаций служит принятие на баланс с 1 января 2012 г. данных объектов в состав основных средств.
При заключении договора лизинга названная льгота предоставляется балансодержателю (лизингодателю или лизингополучателю) предмета лизинга. Он также вправе в отношении предмета лизинга применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ.
Письмо Минфина России от 05.05.2012 № 03-02-07/1-113
Специалисты финансового ведомства рассказали, как проверить и подтвердить добросовестность контрагента налогоплательщика в строительной отрасли.
Налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с рядом контрагентов, исследовать такие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, требуемого для осуществления работ.
В строительной отрасли в целях проявления должной осмотрительности заказчик может удостовериться в действительности свидетельств о допуске к строительным работам, используя данные, размещенные на сайте саморегулируемой организации, либо запросив выписку из реестра членов такой организации.
Письмо ФНС России от 03.05.2012 № ЕД-4-3/7383
Налоговики ответили на вопрос, надо ли восстанавливать НДС при передаче имущества в доверительное управление. Согласно разъяснениям специалистов Минфина России по данному вопросу, которые были доведены до сведения ФНС России письмом от 02.03.2012 № 03-07-15/21, передача имущества в доверительное управление не влечет за собой переход права собственности на него к доверительному управляющему.
На этом основании финансисты пришли к выводу, что подобная передача не является реализацией. Следовательно, суммы НДС, принятые к вычету по такому имуществу передающей стороной, должны быть восстановлены.
Отметим, что суды придерживаются иного мнения. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 30.09.2011 № А32-23383/2010 указал, что в момент передачи имущества в доверительное управление не возникает объекта налогообложения. Передача имущества в доверительное управление происходит в рамках отношений между учредителем управления и доверительным управляющим и не прекращает использование имущества в операциях, признаваемых объектами налогообложения.
Кроме того, в НК РФ отсутствует прямое указание на восстановление НДС при передаче имущества в доверительное управление.