Правительство РФ наконец определилось, как банкротить граждан-должников в зависимости от того, предприниматели они или нет. Законопроект с изменениями в действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» внесен на рассмотрение в Госдуму.
В настоящее время регулирование банкротства граждан установлено в главе 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Однако ее положения, касающиеся банкротства граждан, не являющихся предпринимателями, не действуют, поскольку в ст. 231 этого закона сказано, что они вступят в силу со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.
Банкротство же индивидуальных предпринимателей регулируется ст. 25 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Правительство предлагает установить общую процедуру признания гражданина-должника банкротом независимо от его статуса. Для предпринимателя предусматривается только одна особенность — основанием возникновения обязанности обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд, помимо общих оснований для гражданина-должника, для предпринимателя будет ситуация, когда обращение взыскания на его имущество способно существенно осложнить или сделать невозможной его хозяйственную деятельность.
Разработанный законопроект предусматривает:
- проведение реструктуризации долгов;
- возможность проведения реструктуризации долгов самим должником либо арбитражным управляющим по инициативе должника или кредиторов;
- заключение мирового соглашения с кредиторами с целью прекращения производства по делу о банкротстве;
- обязательную публикацию сведений о деле по банкротству гражданина только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, без опубликования в газете.
Установлен перечень случаев, когда гражданин обязан или имеет право обратиться с заявлением должника в арбитражный суд.
Гражданин обязан это сделать, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к тому, что он не может исполнить обязанности по уплате обязательных платежей и (или) денежные обязательства, иные обязательства в полном объеме перед другими кредиторами. Это общая обязанность, касающаяся всех граждан независимо от статуса. О дополнительной обязанности для предпринимателей мы уже сказали выше.
Гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства, иные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.
К заявлению кроме документов, предусмотренных АПК РФ, прилагаются документы, подтверждающие:
- наличие задолженности, а также неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
- основание возникновения задолженности;
- иные обстоятельства, на которых основывается заявление.
Возможность подать в суд заявление о признании гражданина-должника несостоятельным (банкротом) при его неплатежеспособности есть и у кредиторов.
Если не будет доказано иное, предполагается, что должник не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом заявление о признании должника банкротом будет принимать арбитражный суд, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 50 000 руб.
По результатам проверки обоснованности поданного заявления суд будет вводить в отношении должника реструктуризацию долгов.
На время реструктуризации приостанавливается взыскание по исполнительным документам.
В законопроекте сформулированы две группы основных требований, с учетом которых разрабатывается план реструктуризации долгов: требования к должнику, рассчитывающему на утверждение плана, и требования к самому плану в отношении содержания.
План реструктуризации долгов может быть представлен гражданином-должником, который соответствует следующим требованиям:
- имеет постоянный доход на дату представления плана;
- не имеет неснятой или непогашенной судимости за умышленные преступления в сфере экономики и не привлекался в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство;
- не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествовавших представлению плана реструктуризации долгов;
- в течение восьми лет, предшествовавших представлению плана реструктуризации долгов, в отношении гражданина не утверждался план реструктуризации долгов.
План реструктуризации долгов должен содержать положения о порядке и сроках погашения требований всех кредиторов в денежной форме и согласовываться с большинством кредиторов, требования которых включены в реестр. Согласованный план реструктуризации долгов утверждается арбитражным судом после удовлетворения должником требований по текущим обязательствам и погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди. Законопроектом предусмотрено утверждение плана реструктуризации долгов и при отсутствии согласия кредиторов. Это возможно, если реализация плана позволяет полностью удовлетворить требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, а также удовлетворить иные требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, в размере, существенно большем, чем они могли бы получить в результате немедленной реализации имущества должника и распределении его среднемесячного дохода за шесть месяцев.
В целях защиты прав должника и его кредиторов законопроект устанавливает закрытый перечень оснований для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов арбитражным судом и отмены уже утвержденного плана.
Срок реализации плана реструктуризации долгов ограничен пятью годами.
В случае успешного выполнения плана реструктуризации гражданин освобождается от долгов и сохраняет при этом активную социальную позицию. Если он в силу каких-либо причин не расплатится с кредиторами в ходе реструктуризации долга, арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов и признает гражданина банкротом.
Законопроект вводит ряд ограничений как для должника, признанного банкротом, так и для должника, успешно осуществляющего (осуществившего) план реструктуризации долгов. Они касаются повторной подачи заявления о признании себя банкротом и реструктуризации новых долгов, а также получения новых кредитов в банках без указания на факт признания гражданина банкротом.
Последствием признания должника — индивидуального предпринимателя банкротом будет утрата его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулирование выданных ему лицензий на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.