Правительство РФ привело в соответствие с лицензионным законодательством свое Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Новое постановление от 04.07.2012 № 682 вступит в силу 19 июля 2012 г. Что же изменилось по сравнению с ранее действовавшим Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.06.2006 № 389?
Начнем с того, что в новом Положении, как и в прежнем, установлен исчерпывающий перечень работ и услуг, выполняемых в составе деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Это сделано в целях реализации ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ).
Между тем в новом перечне произошли изменения. В частности, в отношении такого вида работ и услуг, как проведение экспертизы документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, предусмотрено дополнение. Теперь данный вид деятельности лицензируется «в случае, если эта документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности».
Изменения затронули и формулировку такого вида работ и услуг, как проведение экспертизы деклараций промышленной безопасности. Теперь лицензирование касается проведения экспертизы декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности), капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.
В новом Положении установлены более жесткие лицензионные требования к лицензиату и соискателю лицензии при осуществлении (планировании осуществления) ими деятельности по экспертизе промышленной безопасности.
Так, если раньше соискателю достаточно было иметь в штате как минимум одного аттестованного в области промышленной безопасности эксперта, для которого работа у этого работодателя являлась основной, то теперь к эксперту кроме обозначенных выше требований предъявляются дополнительные — у него должно быть высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Старое Положение устанавливало лицензионное требование о наличии в штате соискателя как минимум одного работника, удовлетворяющего квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим проведение экспертизы соответствующего направления, для которого работа у соискателя также должна была быть основной. Из нового Положения данное требование исключено, поскольку проводить экспертизу в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, могут только эксперты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет, аттестованные в установленном порядке на знание специальных требований промышленной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, в соответствующей области аттестации.
В связи с новыми лицензионными требованиями изменился и перечень документов, прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о ее предоставлении.
Помимо документов (их копий), перечисленных в ч. 1 и подп. 1, 3 и 4 ч. 3 ст. 13 Закона № 99-ФЗ, в него входят заверенные соискателем копии документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии как минимум одного эксперта, имеющего высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет, аттестованного в установленном порядке на знание специальных требований промышленной безопасности, закрепленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, по заявляемым работам (услугам). Это:
- документ государственного образца о высшем образовании;
- приказ о приеме на работу с выпиской из трудовой книжки;
- удостоверение об аттестации эксперта в области промышленной безопасности;
- квалификационное удостоверение эксперта.
И еще одно существенное отличие. Если раньше в Положении был отчасти прописан алгоритм работы лицензирующего органа, то теперь его нет.
В новом Положении много отсылочных норм к Закону № 99-ФЗ. Это связано с тем, что большинство норм названного закона, регламентирующих процедуры лицензирования, являются нормами прямого действия.
Таким образом, соискателю или лицензиату необходимо будет при подготовке документов руководствоваться и Законом № 99-ФЗ, и Положением.
Отметим также, что Административный регламент по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 14.12.2007 № 858, в связи с принятием нового Положения явно устарел и требует изменений.