Наша организация собирается выпускать собственную корпоративную газету. Надо ли ее регистрировать? И если да, то каким образом отразить в учете уплату госпошлины?
При тираже менее одной тысячи экземпляров, регистрации не требуется. В противном случае газету необходимо зарегистрировать.
Если печатное издание предназначено для распространения на всей территории РФ, то заявление подается учредителем в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Если же газета будет реализовываться на территории субъекта РФ или муниципального образования, то заявление подается в территориальные органы этой службы (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»). К заявлению нужно приложить документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины.
С 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.3 НК РФ «Государственная пошлина». Теперь организациям придется платить:
• за госрегистрацию периодического печатного издания, распространяемого:
— на всей территории РФ, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов РФ, — 2000 рублей;
— на территории субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, — 1000 рублей;
• за выдачу дубликата свидетельства— 20% размера госпошлины;
• за внесение изменений в свидетельство о госрегистрации— 20% размера госпошлины.
В бухгалтерском учетепроизведенные издательством расходы в виде уплаты государственной пошлины, по мнению автора, можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности как управленческие, на базе которых формируется себестоимость проданной печатной продукции и финансовый результат (ПБУ «Расходы организации»10/99). При этом управленческие расходы могут включаться в себестоимость проданных газет, журналов полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Пример 1ЗАО «Лайнс» зарегистрировало газету, которая будет распространяться на территории Новосибирской области.
Госпошлина в данном случае составит 1000 руб.
В бухгалтерском учете это будет отражено следующими проводками:
Д-т сч. 26 К-т сч. 68 — 1000 руб. — госпошлина отражена в составе управленческих расходов
Д-т сч. 68 К-т сч. 51 — 1000 руб. — уплачена госпошлина
Д-т сч. 90/2 К-т сч. 26 — 1000 руб. — управленческие расходы включены в себестоимость продаж текущего отчетного периода.
В налоговом учете сумму госпошлины можно принять в полной сумме как прочие расходы, связанные с производством и реализацией(подп. 1 п. 1 ст. 264 НКРФ).
Договором предусмотрено изготовление тиража из бумаги типографии, стоимость которой входит в стоимость услуг по печати. Как в данном случае отразить в бухгалтерском учете расходы на бумагу?
Если бумага приобретена у других лиц, каким образом будут строиться отношения с типографией?
Г. Попова, г. Хабаровск
По мнению автора, издательство может отразить расходы на приобретение бумаги сразу по сч. 20 «Основное производство», если типография в документах, представляемых заказчику, указывает расход бумаги вместе с услугами по печати, фотовыводу, фальцовке, вложению и прочими услугами.
Пример 2
ЗАО «Лайнс» для печати своей газеты использует бумагу типографии. На каждый номер газеты составляются документы, в которых указаны количество израсходованной бумаги, а также стоимость услуг печати, фотовывода (см. табл. 1).
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Д-т сч. 20/1 «Основное производство/расходы на бумагу» К-тсч. 60 — 4914,00 руб. — израсходована бумага на печать газет
Д-т сч. 20/2 «Основное производство/расходы на печать» К-тсч. 60 — 4400,00 руб. — отражены расходы на печать газет
Д-т сч. 20/3 «Основное производство/фотовывод» К-т сч. 60 — 3200,00 руб. — отражены расходы по фотовыводу
Д-т сч. 19 К-тсч. 60 — 2252,52 руб. — отражена сумма НДС по оказанным услугам на печать газет
Д-т сч. 60 К-тсч. 51 — 14766,52 руб. — оплачены расходы на печать газет
Д-т сч. 68 К-тсч. 19 — 2252,52 руб. — сумма НДС к возмещению по оказанным услугам на печать газет.
В налоговом учете подобные затраты в полном объеме относятся на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (п. 1 ст. 254 НК РФ).
На практике закупка бумаги именно у типографии не всегда бывает экономически выгодна, иногда предпочтительнее купить ее на стороне.
В этом случае между издательством и типографией возникают так называемые операции с давальческим сырьем. Их особенность в том, что передающая сторона (издательство) сохраняет за собой право собственности и на бумагу, переданную для переработки, и на печатную продукцию. А типография выполняет необходимые услуги по переработке сырья с передачей готовой продукции (газет) заказчику.
В договоре обязательно оговаривается норма отхода газетной бумаги, в пределах которой может быть предусмотрен перерасход. Эта норма зависит от ширины рулона, длины рубки бумаги, ее плотности, печатаемого тиража.
Издательство обязано в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием представителей типографии осмотреть и принять напечатанные газеты, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат, или иных недостатков немедленно заявить об этом подрядчику.
Таким образом, для реализации договора необходимы следующие документы:
• договор на переработку (договор подряда);
• акт приема-передачи бумаги в печать;
• отчет типографии об использовании бумаги (составляется в натуральных единицах и содержит сведения о количестве поступившего сырья, количестве неиспользованного сырья);
• акт приема-передачи выполненных работ (содержит стоимостную оценку затрат на производство по каждому номеру газеты).
Пример 3
ЗАО «Лайнс» 1 февраля 2005 г. закупило у ЗАО «Печатник» 12 тонн бумаги газетной «Соликамской» (ф. 80) по цене 14 000 руб. за 1 тонну (в т. ч. НДС), 6 тонн бумаги газетной «Камской» (ф. 160) по цене 15 000 руб. за тонну (в т. ч. НДС). Расходы по доставке бумаги на склад типографии составили 14 750 руб. (в т. ч. НДС). В феврале бумага была отпущена в производство. Типография представила отчет по расходу бумаги за месяц (см. табл. 2).
В бухгалтерском учете ЗАО «Лайнс» будут сделаны следующие проводки:
1 Приобретение бумаги.
Д-тсч. 10/1 К-тсч. 60 — 218644,07 руб. — поступили материалы от поставщиков
Д-т сч. 19 К-тсч. 60 — 39355,93 руб. — сумма НДС по поступившим от поставщиков материалам
Д-тсч. 60 К-тсч. 51 — 258000,00 руб. — оплачено поставщикам за материалы
Таблица 1
Наименованиеработ, услуг
|
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
НДС, руб. |
СуммасНДСруб. |
Бумага |
кг |
1260 |
3,9 |
4914,00 |
884,52 |
5798,52 |
Печать |
руб./экз. |
2000 |
2,2 |
4400,00 |
792,00 |
5192,00 |
Фотовывод |
руб./пол. |
16 000 |
0,2 |
3200,00 |
576,00 |
3776,00 |
Итого |
|
|
|
12514,00 |
2252,52 |
14766,52 |
Таблица 2
Отчет о расходовании бумаги за февраль
|
Соликамскаяф. 80 |
кг |
— |
12 000 |
7900 |
4100 |
01.02.05 |
Соликамская ф. 80 |
кг |
— |
12 000 |
— |
12 000 |
03.02.05 |
Соликамская ф. 80 |
кг |
12 000 |
— |
4000 |
8000 |
17.02.05 |
Соликамская ф. 80 |
кг |
8000 |
— |
3900 |
4100 |
|
Камскаяф. 160 |
кг |
— |
6000 |
6000 |
— |
01.02.05 |
Камская ф. 160 |
кг |
— |
6000 |
— |
6000 |
10.02.05 |
Камская ф. 160 |
Кг |
6000 |
— |
3000 |
3000 |
24.02.05 |
Камская ф. 160 |
кг |
3000 |
— |
3000 |
— |
Д-тсч. 68 К-т сч. 19 — 39355,93 руб. — принят к зачету НДС по поступившим от поставщиков материалам
Д-тсч. 10/тзр К-тсч. 76 — 12 500 руб. — отражены расходы на доставку бумаги на склад типографии
Д-тсч. 19 К-т сч. 76 — 2250 руб. — отражена сумма НДС за доставку бумаги на склад типографии
Д-тсч. 76 К-т сч. 51 — 14750,00 руб. — оплачено за доставку бумаги на склад типографии
Д-тсч. 68 К-т сч. 19 — 2250 руб. — принят к зачету НДС по доставке бумаги на склад типографии.
1 Передача бумаги в производство.
Д-т сч. 10/7 «Материалы, переданные в переработку» К-т сч. 10/1 — 218644,07 руб. —бумага передана в переработку
Д-т сч. 20/1 К-т сч. 10/7 «Материалы, переданные в переработку»—170 000 (142372,88 : 12 000 х 7900 + 76271,19) руб. — списана стоимость израсходованной бумаги
Д-тсч. 20/1 К-тсч. 10/ТЗР— 9724,00 (170 000 х (12 500 : 218644,07 х 100): 100) руб. — списана стоимость расходов на доставку бумаги.
Если по результатам отчета остается неизрасходованная бумага, то возможны следующие варианты:
1) типографиявозвращаетееиздательству(на практике бумага остается на складе подрядчика до печати следующего номера).
При этом делается проводка:
Д-т сч. 10/1 К-тсч. 10/7 «Материалы, переданные в переработку»—48 644,07 руб— возврат неизрасходованной бумаги;
2) типография покупает бумагу у издательства (на практике обычно стоимость сырья засчитывается в счет оплаты стоимости работ).
При этом делаются проводки:
Д-тсч. 62 К-т сч. 91 — 61500,00 руб. — отражена выручка от реализации бумаги
Д-тсч. 91 К-т сч. 68 — 9381,36 руб. — начислен НДС с реализованной бумаги
Д-тсч. 91 К-т сч. 10/7 — 48644,07 руб. — списана стоимость материалов
Д-тсч. 91 К-тсч. 10/тзр— 2776,00 руб. — списана стоимость расходов на доставку бумаги
Д-тсч. 91 К-т сч. 99 — 698,57 руб. — выявлена прибыль от реализации бумаги
Д-тсч. 60 К-т сч. 62 — 61500,00 руб. — отражен зачет встречных требований.
Наша фирма издает еженедельную корпоративную газету, которая распространяется бесплатно исключительно внутри фирмы среди сотрудников и информирует их о своей деятельности, публикует внутренние документы, регулирующие трудовые отношения в организации.
И. Измайлова, г. Владивосток
Затраты организации по изданию корпоративной газеты, которая распространяется среди сотрудников и издается исключительно с целью информирования их о деятельности фирмы, относятся к расходам по обычным видам деятельностии учитываются по статье «Управленческие расходы» (ПБУ 10/99). Управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания.
К сведению!Сумма НДС, уплаченная контрагентам за издание корпоративной газеты, может быть принята к вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ при наличии документов, подтверждающих оплату налога, и счетов-фактур.
В целях исчисления налога на прибыль расходы на издание внутренней корпоративной газеты учитываются в составе прочих расходов, связанных с производствоми реализацией(подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данные расходы являются косвенными и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода (ст. 318 НК РФ).
Пример 4ООО «Ланит» издает еженедельную газету для своих сотрудников. В конце месяца типография представляет счет-фактуру и акт выполненных работ, в которых отражены все затраты по печати (см. табл. 3, с. 16).
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Д-тсч. 26 К-т сч. 60 — 29520,00 руб. — отражены расходы на печать корпоративной газеты
Д-тсч. 19 К-т сч. 60 — 5313,60 руб. — отражена сумма НДС по печати газеты
Д-тсч. 60 К-т сч. 51 — 34833,60 руб. — оплачены расходы на печать газеты
Д-тсч. 68 К-т сч. 19 — 5313,60 руб. — сумма НДС к возмещению по печати газеты
Д-тсч. 90/2 К-т сч. 26 — 29520,00 руб. — расходы на издание корпоративной газеты включены в себестоимость продаж.
Наше издательство выпускает ежедневную газету. Основной доход получаем от продажи полос под рекламу, хотя она и не превышает 40% от общего количества полос в номере. По какой ставке НДС облагаются услуги по размещению рекламы в печатном издании, если счета на размещение были выставлены в 2004 г., а размещение было в январе 2005 г.?
А Симонова, г. Красноярск
Согласно Закону от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ (в редакции Закона от 31 декабря 2002 г. № 195-ФЗ) абзацы третий — шестой подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ утрачивают силу с 1 января 2005 г. Таким образом, в 2005 г. ставка НДС при размещении рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях увеличится с 10 до 18%. А вот НДС по реализации самой газеты остался на уровне 10%, конечно, в том случае, если она не является рекламной или эротической. В целях налогообложения к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера периодического печатного издания.Начиная с 1 января 2005 г. при оказании услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, в том числе оплаченных до 1 января 2005 г., счета-фактуры должны выставляться покупателям (заказчикам) с указанием ставки НДС в размере 18% (Письмо ФНС от 9 декабря 2004 г. № 03-1-08/2458/17).
Таблица 3
Наименованиеработ, услуг
|
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
НДС, руб. |
СуммасНДС, руб. |
Бумага |
Кг |
2100.00 |
8.00 |
16800.00 |
3024.00 |
19824.00 |
Печать |
рубУэкз. |
3000.00 |
2.00 |
6000.00 |
1080.00 |
7080.00 |
Фотовывод |
рубУпол. |
12000.00 |
0.56 |
6720.00 |
1209.60 |
7929.60 |
Итого: |
|
|
|
29520.00 |
5313.60 |
34833.60 |
К сведению!
Организациям СМИ запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.
Согласно п. 8 ст. 171 НК РФ налог, исчисленный и уплаченный налогоплательщиками с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежит вычету, который в соответствии с п. 6 ст. 172 НК РФ производится после даты размещения рекламы.
По мнению ФНС, если налогообложение полученных до 1 января 2005 г. авансовых платежей осуществлялось по расчетной налоговой ставке 10/110, то сумма НДС, уплаченная в бюджет с суммы предоплаты, подлежит вычету в размере фактически уплаченной суммы налога. При этом издательства, заключая с заказчиками договора в 2004 г., на размещение рекламы, осуществляемой с 1 января 2005 г., могли предусмотреть оплату с учетом ставки налога в размере 18%. В этом случае, учитывая положения подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ, налогоплательщики при получении до 1 января 2005 г. авансовых платежей в счет оплаты услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях должны были исчислить и уплатить в бюджет в 2004 г. сумму НДС, исчисленную по расчетной налоговой ставке 18/118.
Пример 5
ЗАО «Лайнс» в декабре заключило договор с ООО РА«Креатив» на размещение в общей сложности 4 полос рекламы в январе 2005 г. Рекламное агентство 25 декабря 2004 г. перечислило аванс вразмере 200 600 руб. ЗАО«Лайнс» признает выручку для исчисления НДС «по отгрузке». Учитывая то, что размещение рекламы будет произведено в январе, издательство и рекламное агентство прописали в договоре, что стоимость размещения включает НДС по ставке 18%.
Бухгалтер ЗАО «Лайнс» сделает следующие проводки:
В декабре:
Д-тсч. 51 К-тсч. 62 — 200 600 руб. — поступила предоплата за размещение рекламы
Д-т сч. 62 К-т сч. 68 — 30 600 руб. — начислен НДС с предоплаты.
В январе:
Д-т сч. 62 К-т сч. 90/1 — 200 600 руб. — произведено размещение рекламы
Д-т сч. 90/3 К-т сч. 68 — 30 600 руб. — начислен НДС с реализации рекламы
Д-т сч. 68 К-т сч. 62 — 30 600 руб. — зачтены суммы НДС после фактической реализации рекламных полос.
Наше издательство занимается тиражированием и распространением журнала, который выходит ежемесячно. Каждый месяц имеет место нереализованный тираж. Подлежат ли восстановлению суммы НДС с расходов по производству этого тиража?
В. Семенова, г. Уфа
Потребительская ценность периодического издания (журнала) заключается в содержащейся в нем информации, которая может очень быстро потерять свою актуальность. Принимая во внимание специфику деятельности по выпуску периодики, расходы по списанию части нереализованного тиража можно отнести к расходам, непосредственно связанным с изготовлением и продажей печатной продукции. Они являются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99. Поскольку морально устаревшая часть тиража не использована для продажи покупателям, то есть для осуществления операций, облагаемых НДС, то издательство на основании п. 2 ст. 171 НК РФ не имеет права на вычет налога, уплаченного поставщикам материалов, работ, услуг, использованных для изготовления нереализованной части тиража. Следовательно, необходимо восстановить к уплате в бюджет ранее принятую к вычету сумму НДС. Восстановленная сумма НДС по материалам, работам, услугам, использованным для осуществления операций, не подлежащих обложению НДС, учитывается в стоимости готовой продукции (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
В бухгалтерском учете следует сделать следующие проводки:
Д-т сч. 19 К-т сч. 68 — восстановлена ранее принятая к вычету сумма НДС по материалам, работам, услугам, использованным при изготовлении списываемой части тиража
Д-т сч. 43 К-т сч. 19 — восстановленная сумма НДС включена в стоимость списываемой продукции
Д-т сч. 44 К-т сч. 43 — отражено списание стоимости нереализованной части тиража
Д-т сч. 90/2 К-т сч. 44 — стоимость нереализованной части тиража списана в себестоимость продаж.