Постановка на учет: что изменилось для налогоплательщиков

| статьи | печать
Для того чтобы налоговые органы могли осуществлять контроль, налогоплательщики должны стоять у них на учете, порядок которого существенно поменялся в прошлом году. Кроме того, с этого года изменился порядок учета объектов обложения налогом на игорный бизнес. В данной статье рассмотрены изменения, которые произошли в порядке постановки на учет этих объектов, а также организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
В отношении недвижимости и транспортных средств

Порядок постановки организаций на учет по месту на­хождения недвижимого имущества и транспортных средств изменился с прошлого года. До 2004 года для по­становки на учет организация должна была подать в на­логовый орган по месту их нахождения соответствующее заявление в течение 30 дней со дня регистрации такого имущества, подлежащего налогообложению (прежняя редакция п. 5 ст. 83 НК РФ).

С1 января 2004 года постановка на учет по месту нахо­ждения недвижимого имущества и транспортных средств производится на основании сведений, сообщаемых орга­нами, указанными в ст. 85 НК РФ, а именно органами, осу­ществляющими регистрацию прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним, — территориальные органы Мин­юста России по госрегистрации прав на недвижимое иму­щество, регистрацию транспортных средств — территори­альные органы ГИБДД (далее — регистрирующие органы).

Этот порядок распространяется и на организации, и на физических лиц (новая редакция п. 5 ст. 83 НК РФ). От­дельно указано, что организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недви­жимого имущества, принадлежащего ей на праве собст­венности, праве хозяйственного ведения или оперативно­го управления. При этом отсутствует оговорка, что на учет ставится только то налогооблагаемое имущество. Данные изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ.

Таким образом, начиная с прошлого года у налогопла­тельщиков больше нет обязанности подавать заявление о постановке на учет в налоговом органе по местонахож­дению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Соответственно не существует и ответственности за его не подачу (ст. 106 и 109 НК РФ). Процедура постановки на учет осуществляется без уча­стия налогоплательщика на основании указанных сведе­ний.

Если недвижимое имущество расположено на терри­тории нескольких субъектов РФ, постановка на учет орга­низации по месту его нахождения может осуществляться в одном из налоговых органов каждого субъекта РФ. Это может быть налоговый орган по месту нахождения орга­низации, органа юстиции или по месту фактического на­хождения недвижимого имущества. Выбор налогового органа осуществляют соответствующие управления ФНС России субъектов РФ с учетом удобства взаимодействия налогоплательщика с данным налоговым органом, его наилучшей оснащенности для обмена информацией в электронном виде, территориальной удаленности от мес­та фактического нахождения недвижимого имущества и др. Данная позиция изложена в Письме МНС России от 25.05.2004 09-0-10/2162@.

Предметы лизинга, подлежащие регистрации в госу­дарственных органах, регистрируются по соглашению сто­рон на имя лизингодателя или лизингополучателя (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О фи­нансовой аренде (лизинге)»). Следовательно, и выбор ор­ганизации для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения лизингового имущества осуществляет­ся на основании решения, принятого по взаимному согла­сию между лизингодателем и лизингополучателем. На учет ставится та организация, на имя которой выдано сви­детельство о его регистрации.

Процедура постановки

Постановка налогоплательщика на учет по месту нахо­ждения недвижимого имущества и транспортных средств производится в следующем порядке.

1. Регистрирующие органы обязаны сообщить в нало­говый орган по месту своего нахождения сведения о рас­положенном на подведомственной им территории не­движимом имуществе или транспортных средствах в те­чение 10 дней со дня их регистрации (п. 4 ст. 85 НК РФ).

2. В течение 5 дней со дня поступления этих сведений налоговый орган ставит организацию на учет (п. 2 ст. 84 НК РФ).

3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать нало­гоплательщику или направить ему по почте уведомление о постановке на учет по форме № 09-1-3, установленной Приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178. В этом уведомлении, в частности, будет указан КПП, который на­логовый орган присвоит организации при постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств организации (п. 2.1.4 Приказа).

Имущество иностранных организаций

Обратите внимание!

Постановка на учет иностранных организаций по ме­сту нахождения недвижимого имущества и транспорт­ных средств на территории России не изменился и по-прежнему осуществляется на основании заявления.

С августа прошлого года особенности учета иностранных организаций устанавливаются Минфином России (п. 1 ст. 83 НК РФ). Ранее эти функции принадлежали МНС России. В соответствии с ними МНС России выпустило Приказ от 07.04.2000 № АП-3-06/124, которым утвердило Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее — Положение). В частности, оно уста­навливает порядок постановки на учет иностранных орга­низаций, имеющих в России недвижимое имущество и транспортные средства, принадлежащие им на праве собственности или владения (пользования, распоряжения).

Иностранные организации должны встать на учет в на­логовом органе по месту нахождения недвижимого иму­щества и по месту регистрации транспортных средств, включая относящиеся к недвижимому имуществу (п. 2.4.2 Положения).

Если иностранная организация не осуществляет дея­тельность на территории России, для того чтобы встать на учет, она должна в течение 30 дней представить в нало­говый орган заявление о постановке на учет по форме 2004ИМ с приложением ряда документов. Этот срок отчи­тывается с даты регистрации в России права собственно­сти, владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом или транспортным средством (с даты их при­обретения — при отсутствии требования о регистрации) либо ввоза имущества на территорию РФ (п. 2.4.3 Поло­жения). Налоговый орган в свою очередь выдает ино­странной организации Свидетельство по форме 2401 НМД с указанием ИНН и КПП.

В таком же порядке осуществляется постановка на учет иностранной организации, которая осуществляет де­ятельность через отделение в России, но имеет недвижи­мое имущество или транспортные средства, не относящи­еся к этому отделению (п. 2.4.6 Положения).

Если иностранная организация осуществляет деятель­ность на территории России, то недвижимое имущество и транспортные средства могут находиться на территории, подконтрольной налоговому органу:

• в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения и относится к этому отделению. В этом случае иностранная организация обязана информировать нало­говый орган о таком имуществе путем направления Сооб­щения по форме 2302ИМ. В течение 5 дней с момента его получения налоговый орган выдаст ей Информационное письмо по форме 2202ИМ(п. 2.4.4 Положения);

• иному, чем налоговый орган, в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения и относится к это­му отделению. В этом случае иностранная организация обязана информировать каждый из упомянутых налого­вых органов о таком имуществе путем направления Сооб­щения по форме 2302ИМ(п. 2.4.5 Положения). Информа­ционное письмо по форме 2202ИМдолжен выдать нало­говый орган по месту нахождения имущества также в те­чение 5 дней с момента получения Сообщения.

С 1 января 2005 годапризнаются недействительными ИНН и код иностранной организации (КИО), присвоенные до 1 октября 2003 года, а также документы, подтвержда­ющие постановку на учет иностранных организаций в на­логовых органах, выданные до этой даты (Приказ МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426). В этом же документе определен порядок замены ранее выданных документов, которую налоговые органы должны были произвести до 31 декабря 2004 года. Изменения обусловлены тем, что с октября 2003 года налоговые органы начали формиро­вать справочник КИО, с применением которого и должна с 1 октября 2003 года осуществляться постановка на учет иностранных организаций. Этот код является единым для всех отделений иностранной организации и для всех объ­ектов недвижимого имущества и транспортных средств.

Порядок замены ранее выданных документов преду­сматривает, что налоговый орган самостоятельно подго­тавливает соответствующий документ по форме, утвер­жденной Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, и направляет иностранной организации уведом­ление, которым приглашает ее явиться для получения этого документа. Заявление от иностранной организации нужно только в одном случае — для получения Свиде­тельства об учете иностранной организации в связи с от­крытием счета в банке (форма № 2402 ИМ). Форма заяв­ления (№ 2005 ИМ) утверждена этим же Приказом.

Обратите внимание!

ФНС России в своем Письме от 23.12.2004 24-3-03/935 поручило рекомендовать банкам при представле­нии иностранным и организациям и расчетных докумен­тов, сверять ИНН клиента с ИНН, указанным в докумен­тах, подтверждающих его постановку на учет в налого­вых органах и выданных после 1 октября 2003 года. В слу­чае несоответствия данных банкам рекомендовано не принимать расчетные документы к исполнению. Это сде­лано с целью не допустить осуществления платежей на основании расчетных документов с указанием недейст­вительных и не подлежащих применению ИНН и КИО.

Информация о признанных недействительными ИНН и ранее выданных документах, подтверждающих постанов­ку на учет иностранных организаций, размещается на сай­тах управлений ФНС России по субъектам РФ в сети Ин­тернет. Их адреса размещены на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Территориальные налоговые органы».

Имейте ввиду!

Снятие с учета по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств производится так­же на основании сведений, полученных от регистриру­ющих органов для российских организаций, и на осно­вании заявлениядля иностранных организаций.

Уплата налогов по месту нахождения имущества

Как известно, местом нахождения имущества призна­ется (п. 5 ст. 83 НК РФ):

для морских, речных и воздушных транспортных средств— место (порт) приписки или место госрегистра­ции, а при отсутствии таковых — место нахождения (жи­тельства) собственника имущества;

для остальных транспортных средств— место их гос­регистрации, а при отсутствии такового — место нахожде­ния (жительства) собственника имущества;

для иного недвижимого имущества— место факти­ческого нахождения имущества.

По месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, где налогоплательщик будет сто­ять на учете в налоговых органах, он должен платить ряд налогов (см. в табл.).

Что касается объектов обложения налогом на игорный бизнес

С 2005 года существенно изменился и порядок поста­новки на учет объектов обложения налогом на игорный бизнес. До этого года их постановка на учет осуществля­лась в налоговом органе по месту регистрации организа­ции, то есть она связывалась именно с ним, а не с местом использования этого объекта и ведения соответствующей деятельности.

С этого года порядок регистрации указанных объектов в налоговом органе изменился. Каждый такой объект должен быть зарегистрирован в налоговом органе по ме­сту его установки. Представляется, что изменения вызва­ны тем, что налог на игорный бизнес является региональ­ным, а ст. 369 НК РФ, определяя минимальный и макси­мальный предел налоговых ставок за один игровой стол, автомат и кассу, право установления ставок в этом преде­ле отдала субъектам РФ. Естественно, организации было выгодно зарегистрироваться именно в том регионе, где эта ставка была минимальной, минимизируя тем самым налоговые платежи.

Напомним, что объектами налогообложения призна­ются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы.

Сроки регистрации остались прежние — не позднее чем за 2 рабочих дня до даты установки объекта. Регист­рация производится на основании заявления налогопла­тельщика с обязательной выдачей свидетельства о регистрации (в течение 5 рабочих дней с даты получения зая­вления — п. 6 ст. 366 НК РФ). При этом налогоплательщи­ки, не состоящие на учете в налоговых органах на терри­тории того субъекта РФ, где устанавливаются данные объ­екты, обязаны встать на учет в налоговых органах по мес­ту их установки также не позднее чем за 2 рабочих дня до даты установки (п. 2 ст. 366 НК РФ). Изменения в ст. 366 НК РФ были внесены Федеральным законом РФ от 30.06.2004 № 60-ФЗ.

Данная статья устанавливает, что формы заявления и свидетельства, указанные выше, утверждаются Минфи­ном России. До настоящего времени Минфин такие доку­менты не утвердил, но при этом в своем Письме от 27.12.2004 03-06-05-02/23 сообщил, что до их утвержде­ния для регистрации данных объектов следует использо­вать:

форму заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (№ 29-1), утвержденную Приказом МНС России от 08.01.2004 № ВГ-3-22/7@;

форму свидетельства о регистрации объекта (объе­ктов) налогообложения налогом на игорный бизнес (№ 29-3), утвержденную Приказом МНС России от 09.01.2004 № ВГ-3-22/9@.

При этом в Письме отмечено, что п. 1 Примечания к форме заявления, в котором указывалось на обязанность зарегистрировать объекты по месту регистрации налого­плательщика, с 1 января 2005 года не применяется. Дан­ное Письмо было направлено для использования в рабо­те Письмом ФНС России от 21.01.2005 ШС-б-09/39@.

Объект считается зарегистрированным с даты предста­вления налогоплательщиком в налоговый орган заявле­ния о его регистрации (п. 4 ст. 366 НК РФ). При этом в зая­влении не указывается дата установки объекта, а фикси­руется только дата представления в налоговый орган зая­вления. Поэтому в налоговую базу этот объект будет включаться также с даты представления заявления о регистрации объекта, даже если оно представлено налого­плательщиком заблаговременно, то есть более чем за два дня до даты установки объекта. Об этом, в частности, сказано в информационном Письме УМНС России по г. Москве от 12.04.2004 № 23-01/24487 со ссылкой на Пись­мо МНС России от 15.03.2004 22-0-15/403.

Таким образом, с 1 января 2005 года налогоплательщики должны регистрировать объекты обложения налогом на игорный бизнес в налоговом органе по месту установки этих объектов и по месту их регистрации уплачивать налог и представлять декларацию. Кроме того, на учет в этом на­логовом органе должны встать сами налогоплательщики.

Здесь необходимо обратить внимание на одну особен­ность, отличающую постановку на учет объектов игорного бизнеса от постановки на учет по месту нахождения не­движимого имущества и транспортных средств. Все пере­численные в ст. 83 НК РФ случаи предусматривают поста­новку на учет не объекта налогообложения, а самого на­логоплательщика, которому присваивается соответствую­щий КПП. В случае же осуществления игорного бизнеса постановка на учет налогоплательщиков по месту нахож­дения объектов этого бизнеса нормами указанной статьи не регулируется, и до этого года в налоговых орга­нах регистрировались только сами объекты.

С 2005 года ситуация не­сколько иная, и до конца она не урегулирована. Де­ло в том, что, как было ска­зано выше, налогоплатель­щики, не состоящие на учете в налоговых орга­нах по месту установки объекта игорного бизнеса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту их установки.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 84 НК РФ постановка на учет организаций и физических лиц по основаниям, не преду­смотренным п. 3 ст. 83 НК РФ, в том числе по месту установ­ки объекта обложения налогом на игорный бизнес, осуще­ствляется в порядке, установленном Минфином России. До настоящего времени такого порядка еще нет.

По этому поводу ФНС России выпустило Письмо от 27.12.2004 09-0-10/5096@, в котором указала, что в на­стоящее время ФНС России подготовила проект приказа о постановке на учет в налоговых органах плательщиков налога на игорный бизнес, который будет направлен на утверждение в Минфин России. В нем предусмотрено, что если налогоплательщики не состоят на учете в налоговом органе по месту установки объекта обложения налогом на игорный бизнес, то основанием для постановки на учет будет являться заявление о регистрации объекта с приложением к нему копии следующих документов:

для организации:

• Свидетельство о государственной регистрации юри­дического лица (форма № Р51001) или Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юри­дических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года (форма № Р57001), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению до­кументов, используемых при государственной регистра­ции юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;

• Свидетельство о постановке на учет в налоговом орга­не юридического лица, образованного в соответствии с за­конодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ по форме № 12-1-7, утвержденной Приказом МНС Рос­сии от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.98 № 1664) (далее — Приказ № 309), или Сви­детельство о постановке на учет юридического лица в на­логовом органе по месту нахождения на территории РФ по форме № 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 (зарегистрирован в Минюсте Рос­сии 24.03.2004 № 5685) (далее — Приказ № 178);

для индивидуального предпринимателя:

• паспорт гражданина РФ или иной документ, удосто­веряющий личность, и документ, подтверждающий в ус­тановленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица в РФ (в случае, если копия документа, удостоверяющего личность физического ли­ца, не содержит сведений о таком адресе);

• Свидетельство о государственной регистрации физи­ческого лица в качестве индивидуального предпринима­теля (форма № Р61001) или Свидетельство о внесении в единый государственный реестр индивидуальных пред­принимателей записи об индивидуальном предпринима­теле, зарегистрированном до 1 января 2004 г. (форма № Р67001), утвержденными Постановлением Правитель­ства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных пред­принимателей»;

• Свидетельство о постановке на учет в налоговом орга­не физического лица по месту жительства на территории РФ по форме № 12-2-4, утвержденной Приказом № 309, или по форме № 09-2-2, утвержденной Приказом № 178.

Следовательно, до утверждения данного Приказа ос­нованием для постановки на учет можно считать заявле­ние налогоплательщика о регистрации объекта обложе­ния налогом на игорный бизнес с приложением к нему копий указанных документов. Процедуру постановки на учет по такому основанию с выдачей соответствующего уведомления необходимо осуществить в течение 5 дней со дня представления заявления. Одновременно ФНС России сообщила, что в настоящее время ведется работа по внесению соответствующих дополнений в справочни­ки кодов, используемых при учете юридических и физи­ческих лиц.

Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов нало­гообложения любое изменение количества объектов на­логообложения не позднее чем за 2 рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения (п. 3 ст. 366 НК РФ). Объект считается выбывшим с да­ты представления налогоплательщиком в налоговый ор­ган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов (п. 4 ст. 366 НК РФ). Форма такого за­явления (№ 29-2) утверждена Приказом МНС России от 08.01.2004 № ВГ-3-22/5@. Заблаговременное представле­ние налогоплательщиком в налоговый орган указанного заявления (более чем за два дня до даты выбытия объек­та) не допускается. Это повлечет наличие объектов нало­гообложения без их регистрации и взыскание штрафов, установленных п. 7 ст. 366 НК РФ (см. Письмо УМНС Рос­сии по г. Москве от 12.04.2004 23-01/24487).

Таблица

Вид налога

Уплатапроизводится:

Основание

Налог на имущество:

российские организации

по месту нахождения объектов недвижимого имущества, вне места ее нахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. По объектам недвижимости, входящим в состав Единой системы газоснабжения, налог перечисляется в бюджеты субъектов РФ пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта

ст. 383 и 385 НК РФ

иностранные организации

по месту нахождения объекта недвижимого имущества, не относящегося к дея­тельности организации через постоянное представительство

ст. 383 НК РФ

Транспортный налог

по месту нахождения транспортных средств

ст. 363 НК РФ

Земельный налог

по месту нахождения земельных участков

ст. 397 НК РФ

Налог на до­бычу полезных ископаемых

по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом постановка на учет налогоплательщика в качестве налогоплательщика НДПИ производится в одном на­логовом органе субъекта РФ независимо от количества участков недр, предостав­ленных ему в пользование в данном субъекте РФ (Приказ МНС России от 31.12.2003 № БГ-3-09/731). Таким образом, НДПИ подлежит уплате отдельными платежными документами по каждому месту постановки налогоплательщика на учет (см. Пись­мо МНС России от 01.07.2004 № 21-2-05/74®). Сумма налога, исчисленная по полез­ным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате по месту нахож­дения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя

ст. 343 НК РФ

Водный налог

по месту нахождения объекта налогообложения

ст. 333.14 НК РФ