Все изменения условно можно разделить на четыре части:
• изменение подхода к учету;
• изменение классификатора за счет внедрения в него функциональной ведомственной классификации доходов, расходов и источников финансирования (каталожная структура плана счетов);
• изменение метода учета и, как следствие, изменение отношения к нефинансовым активам, например замена износа на амортизацию;
• разделение взаиморасчетов на кредиторскую и дебиторскую задолженность.
Последний пункт особенно важен, поскольку он затрудняет переход на ведение учета в соответствии с Приказом Минфина РФ № 70н в середине года или, как разрешает Минфин РФ, до октября 2005 года. Если с 1 января организации не начали вести раздельный учет задолженности, но в середине года невозможно четко отделить, какая задолженность относится к дебиторской, какая — к кредиторской.
Сложности, которые ждут бухгалтеров, и как их избежать
Поскольку в соответствии с новой инструкцией необходимо вести только автоматизированный учет, государственным министерствам и ведомствам предстоит решить задачу обучения бухгалтерского персонала. Это задача номер один.
Вторая, не менее важная задача — при выборе автоматизированной системы учета руководители министерств и ведомств должны требовать от разработчика программного продукта, чтобы система учитывала все особенности нового порядка ведения бухгалтерского учета.
• Автоматизированная система должна позволить бухгалтеру легко формировать счета бюджетного учета из двадцати шести знаков на основании классификатора, представленного в Приказе Минфина РФ №70н.
• Учитывая изменения в учете основных средств, разработчикам автоматизированных систем необходимо предусмотреть порядок их раздельного учета исходя из стоимости. При выборе автоматизированной системы потенциальным пользователям рекомендуется обязательно на это обращать внимание.
• Необходимо, чтобы автоматизированная система имела четкий механизм по формированию отчетности. Поскольку Минфин РФ не рассылает подведомственным учреждениям образцы отчетных форм, желательно, чтобы разработчики программных продуктов либо представляли их клиентам, либо поставляли инструменты, позволяющие легко адаптировать эти формы под утвержденные в каждом конкретном учреждении.
Еще одна сложность, с которой придется столкнуться бухгалтерам в новом году, — перенос данных со старого Плана счетов (по инструкции №107н) на новый, особенно в части остатков нефинансовых активов. Здесь следует учитывать, что если бухгалтер перейдет на новый План счетов не с 1 января, а в период до 1 октября 2005 года, то выбранная им система должна быть адаптирована под обе инструкции (№107н и №70н) и содержать таблицу соответствия старых и новых счетов. Это необходимо для гибкого перевода данных.
Избежать проблем поможет комплексный план внедрения
Своевременный переход на новую бюджетную инструкцию невозможен без комплексного плана внедрения, включающего методологическую, техническую и информационную поддержку. Корпорация «Парус» готова предложить своим клиентам такие услуги. Формы, разработанные корпорацией, одобрены и рекомендованы Минфином РФ для использования.
• Программные продукты, учитывающие новые требования.
Программные продукты корпорации адаптированы под решение новых задач. Для удобства работы бухгалтеров введена иерархическая каталожная структура плана счетов, добавлены два типа новых карточек для учета основных средств стоимостью до 10 000 и свыше этой суммы. Реализованы новые отчетные формы — журнал операций и главная книга, разработан новый регистр для учета принятых бюджетных обязательств. Функциональные возможности системы адаптируемы под специфику конкретного ведомства или отрасли.
• Консультационная и методологическая поддержка.
Корпорация оказывает консультационные услуги бюджетным учреждениям и помогает бухгалтерам понять, как начать работать в соответствии с новыми правилами и эффективно использовать возможности высоких технологий.
Например, все желающие могут получить по «горячей линии» консультации по практическому применению основных положений инструкции. Ответы на вопросы можно получить по телефону, факсу, электронной почте, через Интернет.
В качестве методологической поддержки предлагается разработка документов, адаптированных к условиям ведения бухгалтерского учета в учреждении клиента. Это методические материалы по заполнению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, формы бюджетной отчетности, таблицы перевода со старого плана счетов на план счетов бюджетного учета, корреспонденция счетов основных бухгалтерских операций бюджетных учреждений в соответствии с требованиями инструкции.
«Считаю корпорацию «Парус» надежным партнером, потому что она несет ответственность за своих клиентов и работает на перспективу Решение вопросов, связанных с переходом на новую бюджетную инструкцию, корпорация осуществляет своевременно и комплексно. Ее цель— не только продать свой программный продукт, но и реализовать Приказ Минфина № 70н в соответствии с коренными преобразованиями в бюджетной политике страны.
Президент корпорации «Парус» Александр Карпачев, по моему мнению, грамотно определил приоритетные задачи, которые он решает вместе со своими клиентами. Отталкиваясь от решений правительства, нормативно-правовых актов Минфина РФ, «Парус» проводит для клиентов семинары, издает методические материалы, помогающие легко перейти на новые формы бюджетного учета и отчетности.
Считаю программные продукты «Паруса» универсальным аниматором новой бюджетной инструкции.
Надеюсь, что наше Федеральное агентство, продолжая работу с «Парусом» в одном векторе, благополучно завершит в 2005 году переход на новый бюджетный учет».
Ф. А. Баскаева, главный бухгалтер
Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии
• Компания проводит обучающие курсы для бухгалтеров на тему «Общая методология применения положений Инструкции по бюджетному учету и плана счетов бюджетного учета». Для тех, кто не имеет возможности посетить эти курсы, компания предоставляет возможность пройти индивидуальное дистанционное или заочное обучение.
• Корпорация проводит теоретические и практические занятия по применению положений Инструкции по бюджетному учету при работе с программными продуктами «Парус-Бюджет». Вместе с преподавателем бухгалтеры «проходят» на компьютере все разделы новой инструкции с учетом ее особенностей.
• В качестве информационной поддержки корпорация проводит для целевой аудитории «круглые столы», тренинги, конференции, встречи с ведущими специалистами страны в области бухгалтерского учета. И это очень важно для бухгалтеров, поскольку в ходе такого общения становятся понятными многие положения новой инструкции.
«С помощью консультантов корпорации «Парус» нам удалось решить проблемы автоматизации сложного бюджетного бухгалтерского учета, расчета заработной платы и отчетности. Используя программный комплекс «Парус-Бюджет», я имею возможность внести необходимые данные бухгалтерского учета прошлых лет для анализа финансово-экономической деятельности».
В. П. Калым, главный бухгалтер ГМИИ им. А. С. Пушкина
• Специалисты корпорации «Парус» разработали пакет учебно-практических курсов разной продолжительности: «Реформа бюджетного процесса. Порядок ведения учета в соответствии с инструкцией по бюджетному учету» и «Организация бюджетного учета с использованием программных продуктов«Парус».
К сведению!
На сегодняшний день обучение по данным программам прошли с выше 1200 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Томска, Кемерово, Мурманска, Хабаровска, Тольятти, Архангельска, Иваново, Калуги, Нальчика, Биробиджана. В ближайшие 2 месяца планируется обучение специалистов из Туры, Якутска, Мегиона.
• Корпорация выиграла тендеры, проведенные Минфином Республики Алтай: «Предоставление услуг по организации обучения бухгалтерских работников бюджетных учреждений в связи с переходом на новый план счетов», и Минфином Республики Карелия: «Проведение курсов переподготовки бухгалтерских кадров бюджетных учреждений Республики Карелия».
• С начала года в корпорации «Парус» работает «горячая линия»по новой бюджетной инструкции. Большая часть вопросов относится к теме новой бюджетной классификации. В частности, на какой код экономической классификации следует относить:
• расходы по оплате питания и кроводачи донорам;
• суммы больничных листов за первые два дня.
На «круглых столах», которые корпорация «Парус» проводит с приглашением специалистов Минфина РФ, популярны вопросы переходного периода:
— Как быть с основными средствами стоимостью от 1001 до 10 000 рублей, которые уже приняты к учету?
— Что делать с МБП или библиотечным фондом стоимостью до 1 руб. ?
— На какой счет переводить суммы 250 счета?
— Как определить срок полезного использования основных средств?
— Каким образом учитывать основные средства до 1000 рублей после выдачи их в эксплуатацию?
— Какую бухгалтерскую запись необходимо зарегистрировать при смене материальноответственного лица?