Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии со ст. 419 ТК РФ привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
На основе изученной судебной практики по существу рассматриваемого вопроса приведем наиболее часто совершаемые правонарушения в области трудового законодательства и охраны труда.
Типичные нарушения
Главной проблемой в настоящее время является отсутствие в организациях и у индивидуальных предпринимателей локальных нормативных актов, которые являются основным источником норм трудового права применительно к отдельно взятой организации. А если в организации и имеются локальные нормативные акты, то в них часто содержатся нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с нормами, установленными законодательством.
Много нарушений связано с оформлением трудовых отношений. Например, во многих организациях с работниками не заключаются трудовые договоры в соответствии с требованиями ст. 67 ТК РФ, а именно в письменной форме и в двух экземплярах.
Нарушаются требования ст. 66 ТК РФ, выражающиеся в том, что не соблюдается порядок ведения и хранения трудовых книжек, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69. Записи о приеме на работу работников не производятся, трудовые книжки хранятся не в сейфе, как того требует Инструкция, отсутствуют журналы учета и движения трудовых книжек, трудовые книжки не выдаются работникам в день увольнения и т.п.
Большое количество нарушений выявляется в связи с необоснованным заключением срочных трудовых договоров при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения трудовых договоров на неопределенный срок. Этот вид нарушений трудового законодательства получил очень широкое распространение в форме трудовых контрактов.
С принятием Трудового кодекса РФ возможность заключения срочных трудовых договоров регламентирована достаточно четко, однако не надо забывать, что основания, послужившие причинами заключения срочного трудового договора, должны быть обязательно отражены в тексте трудового договора (ст. 57 ТК РФ), поскольку это существенные условия трудового договора.
Срочный трудовой договор, заключенный без достаточных установленных ст. 59 ТК РФ оснований, признается заключенным на неопределенный срок. Такое решение может быть принято государственным инспектором труда либо судом.
Типичным нарушением является также несвоевременное ознакомление работников с приказами о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), о привлечении их к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ). Законом для этого отпущено только три дня.
Тот факт, что отдельные подразделения могут находиться достаточно далеко от кадровой службы, не является уважительной причиной невыполнения указанных требований закона, а несоблюдение этой процедуры, например в случае привлечения к дисциплинарной ответственности, влечет за собой отмену дисциплинарного взыскания.
В настоящее время много проблем возникает в связи с тем, что вместо трудовых договоров с работниками заключаются договоры гражданско-правового характера. Надо обязательно помнить, что трудовые отношения характеризуются прежде всего трудовой функцией, т.е. работой по определенной специальности, квалификации или должности, в то время как гражданско-правовые отношения - выполнением определенного объема работ или оказанием определенных услуг. Отличительным признаком трудовых отношений со стороны работника является подчинение правилам внутреннего трудового распорядка предприятия, а со стороны работодателя - обеспечение условий труда.
Кроме того, можно отметить следующие наиболее часто нарушаемые нормы трудового законодательства:
- невыплата окончательного расчета в день увольнения работника;
- оплата командировочных не в полном объеме;
- выплата заработной платы один раз в месяц;
- выплата заработной платы работникам без выдачи расчетных листов по заработной плате;
- неознакомление работников с требованиями охраны труда;
- необеспечение учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормативной продолжительности рабочего времени работников;
- непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;
- выплата отпускных позже чем за три дня до его начала.
Что такое дисквалификация
Одним из видов административного наказания лиц, совершивших административное правонарушение, является дисквалификация.
Наказание в виде дисквалификации заключается в том, что физическое лицо лишается права:
- занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
- входить в совет директоров (наблюдательный совет);
- осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.
Таким образом, закон ограничивает провинившегося руководителя в праве занимать руководящие позиции.
В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7) разъясняется, что именно включается в организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции органа юридического лица.
В соответствии с указанным документом организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Таким образом, обобщая весь перечень приведенных административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций, можно заключить, что они относятся к непосредственной компетенции руководителя организации.
Порядок привлечения к ответственности
На основании п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, установлено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет. То есть за первое нарушение законодательства о труде и охране труда руководителя сразу дисквалифицировать не смогут, его лишь привлекут к ответственности по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Для того чтобы дисквалифицировать руководителя, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ Постановлением от 24.03.2005 N 5, должностным лицом должно быть повторно совершено такое же, а не любое другое нарушение законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении работника, а второй раз - также не произвело расчет при увольнении другого работника.
Нередки случаи, при которых возникает вопрос: может ли руководитель быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, если в одной организации он был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а затем в течение одного года совершил аналогичное нарушение, являясь руководителем в другой организации?
Ответ на данный вопрос был разъяснен в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006. Так, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Поскольку п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или они совершены за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности в соответствии с п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств.
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 был разъяснен и вопрос о том, может ли быть привлечено должностное лицо к административной ответственности по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в случае, если к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении истек годичный срок, в течение которого это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за совершение ранее аналогичного административного правонарушения. Судьи подчеркнули, что для квалификации действий должностного лица по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении на квалификацию действий лица по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет.
Необходимо отметить, что в данной ситуации должностное лицо должно быть дисквалифицировано, так как срок, установленный нормой ст. 4.6 КоАП РФ, истек только на момент рассмотрения дела в суде, а не на момент совершения аналогичного правонарушения. Соответственно, если указанный срок истек к моменту совершения повторного правонарушения, данные действия квалифицировались по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Процедура привлечения к ответственности
Процедура привлечения к административной ответственности руководителя компании содержит последовательные, связанные между собой действия.
Производство по делу об административном правонарушении по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут инициировать должностные лица Федеральной инспекции труда в форме протокола (ст. 28.3 КоАП РФ) или прокурор, который выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Необходимо упомянуть о сроках давности привлечения к административной ответственности. Так, в соответствии с п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.
Как правило, нарушение законодательства о труде и охране труда относится к категории длящихся правонарушений. Под термином "длящееся правонарушение" законодатель понимает правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.
Протокол об административном правонарушении является основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях. Он составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В протоколе фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В протоколе, в частности, должны быть указаны:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- место, время совершения и событие административного правонарушения.
Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Свою подпись должен поставить также руководитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае его отказа в протоколе делается соответствующая запись.
В течение трех суток протокол должен быть передан на рассмотрение судье (ст. ст. 23.1, 28.8 КоАП РФ), так как административное наказание в виде дисквалификации назначается только судом.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо в его территориальный орган.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц" Реестр дисквалифицированных лиц (далее - Реестр) формируется и ведется Министерством внутренних дел Российской Федерации и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации в целях обеспечения учета дисквалифицированных лиц, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.
В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:
- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
- в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
- дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
- срок дисквалификации;
- даты начала и истечения срока дисквалификации;
- наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
- сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
- основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
- дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.
Исполнение решения суда
В соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ после вступления в законную силу постановления суда оно должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.
Исполнение постановления о дисквалификации руководителя компании производится путем прекращения с ним трудового договора (контракта). Запись в трудовой книжке дисквалифицированного руководителя будет выглядеть следующим образом:
"Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, пункт 8 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации".
Как проверить "новенького"
При заключении трудового договора (контракта) с новым руководителем уполномоченное на заключение договора (контракта) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем Реестр дисквалифицированных лиц.
Порядок получения заинтересованными лицами информации из реестра дисквалифицированных лиц определен Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957.
Так, информация, содержащаяся в Реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах.
Плата за данную информацию на сегодняшний день составляет один минимальный размер оплаты труда <*>. Эта сумма подлежит зачислению в федеральный бюджет.
--------------------------------
<*> В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ для этих целей один МРОТ равен 100 руб.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.
Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства данная информация в отношении себя предоставляется также бесплатно.
При наличии сведений о проверяемом лице в реестре дисквалифицированных лиц инициатору запроса выдается выписка из Реестра, а при отсутствии сведений - справка.
Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения Главным информационно-аналитическим центром и информационными центрами (ИЦ) МВД России, ГУВД, УВД соответствующего запроса.
Запрос может быть подан гражданином при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) непосредственно либо уполномоченным им лицом при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством РФ порядке, на личном приеме граждан в ИЦ МВД России, ГУВД, УВД.
Запросы граждан, их доверенных лиц должны содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, число, месяц и год рождения лица, обратившегося за запросом. В запросе должен быть отражен удобный для заявителя (инициатора) порядок получения информации (на личном приеме или в территориальном органе внутренних дел).
Проверка физического лица перед заключением с ним договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом осуществляется в ИЦ МВД России, ГУВД, УВД по месту государственной регистрации юридического лица.
Запрос лица, уполномоченного заключать договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, в отношении физического лица, с которым предполагается заключать такой договор (контракт), подается на личном приеме граждан в ИЦ МВД России, ГУВД, УВД при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) и должен содержать: фамилию, имя, отчество, число, месяц и год рождения, место рождения проверяемого лица, полное наименование, место и орган регистрации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица - инициатора запроса.
К указанному запросу прилагаются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица на заключение договоров (контрактов) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, а также квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление информации, содержащейся в реестре.
Запросы, представленные с нарушением предъявляемых требований, возвращаются заявителю без исполнения.
Выписки (справки) в зависимости от указанного в запросе порядка получения информации из реестра:
- выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись в отрывном талоне выписки (справки) при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения граждан (юридического лица) для вручения заявителю либо его доверенному лицу.
Неисполнение решения суда
В случае если дисквалифицированное лицо в течение срока дисквалификации осуществляет деятельность по управлению юридическим лицом на прежней работе, а равно на новом месте работы, то в соответствии со ст. 14.23 КоАП РФ руководителю грозит наложение административного штрафа в размере 5000 руб.
А заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 тыс. руб.
Поэтому во избежание огромных штрафов, а также ряда иных негативных последствий для организации, в том числе во избежание признания всех юридически значимых действий, совершенных в период руководства дисквалифицированным руководителем, недействительными в силу ничтожности, рекомендуем не затягивать с расторжением трудового договора с недобросовестным руководителем. А равно при оформлении трудовых отношений с новым представителем исполнительного органа юридического лица советуем не пренебрегать своей обязанностью и запрашивать информацию в реестре дисквалифицированных лиц по форме, приведенной на с. 123.
За прошедший 2007 г., по данным государственной инспекции труда, в Москве принято судами лишь пять решений по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ о наложении административных наказаний на лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях, на основании протоколов, оформленных должностными лицами госинспекции труда. Судя по количеству принятых судами решений, данный вид наказаний применяется предельно редко. Число дисквалифицированных руководителей в 2007 г. - лишь "капля в море" в сравнении с количеством хозяйствующих субъектов в Российской Федерации и числом нарушений законодательства о труде и охране труда. Но все же отрадно отметить, что это наказание стало применяться и, возможно, будет иметь позитивный результат.
Начальнику ИЦ ГУВД по г. Москве
(наименование субъекта РФ)
Запрос
Общество с ограниченной ответственностью "Салют"
(полное наименование организации)
109058, г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 3
(место регистрации юридического лица)
789566000096/1034700881775
(ИНН, ОГРН юридического лица)
109058, г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 3,
(фактический адрес юридического лица)
в лице Петрова Игоря Петровича
(Ф.И.О.)
паспорт 4600 N 587654, выдан ОВД "Замоскворечье" г. Москвы 15.02.2000
(серия, N паспорта, когда и кем выдан)
г. Москва, Ленинский проспект, д. 37, кв. 3,
(место жительства, регистрации)
действующего на основании Решения N 021 Общего собрания участников
(наименование документа)
общества ООО "Салют" от 20 апреля 2008 г.,
просит сообщить информацию о наличии сведений в отношении
Алексеева Николая Анатольевича
(настоящая фамилия, в скобках имевшиеся ранее имя, отчество)
12 мая 1950 года рождения,
(число, месяц, год) уроженца г. Москвы
(полные сведения о месте рождения)
в Реестре дисквалифицированных лиц. Квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление
"22" апреля 2008 г. Петров
(подпись) |