Российский рынок рыбы и морепродуктов — один из тех, где конкуренция с импортной продукцией весьма напряженная. Что сулит отечественным рыбакам и производителям рыбной продукции вступление России в ВТО?
Возникают новые условия, к которым надо адаптировать рыбохозяйственный комплекс. Прежде всего это касается создания системы технического регулирования в рыбной отрасли как непротиворечивой, связанной едиными целями и внутренней последовательностью совокупности юридических норм, процедур и стандартов», — считает руководитель центра общественных связей Федерального агентства по рыболовству, председатель Общественного совета при Росрыболовстве Александр Савельев.
Вступление России в ВТО приведет к усилению импортного давления на российский рыбный рынок, облегчит доступ продукции иностранных компаний, усложнит работу российских рыбопромышленных предприятий и хозяйств аквакультуры.
Согласно экспертным оценкам из-за отмены экспортных таможенных пошлин при вступлении в ВТО (снижение до 0%) возрастет экспорт рыбного сырья, необходимого для производства рыбных деликатесов. Это в свою очередь приведет к сужению сегмента российского рынка деликатесной рыбы и рыбопродукции, место в котором может занять более дешевая и менее качественная по потребительским характеристикам рыба (мойва, хек и т.п.) и (или) рыбная продукция на ее основе.
Уменьшение импортных пошлин на многие виды рыбного сырья с 10 до 3—8%, по мнению экспертов, способно привести к сокращению рынка сбыта недорогой рыбы и рыбной продукции для российских рыболовных и рыбоперерабатывающих предприятий за счет появления на рынке недорогой иностранной продукции. Фактически формируется система преференций для иностранных поставщиков.
«Забота об отечественных производителях и поддержка российских рыбохозяйственных организаций — вот наша задача», — уверен А. Савельев. Он отмечает, что до сих пор не созданы условия для ускоренного оформления рыбопромысловых и транспортных судов в российских портах, велико негативное влияние контролирующих органов на простои судов под выгрузкой по сравнению с иностранными государствами. Из-за удаленности промысла, увеличения цен на топливо возросли затраты на доставку рыбопродукции в российские порты из удаленных районов промысла. В среднем по году только прямые затраты предприятий на осуществление такой доставки составляют сотни миллионов рублей, что, естественно, снижает и их прибыль.
По словам эксперта, в ряде регионов Юга России практически полностью отсутствует портовая инфраструктура, необходимая для выгрузки и переработки уловов, что приводит к недоосвоению квот, углублению экономических и социальных проблем. В ближайшей перспективе рыболовство Юга России может полностью исчезнуть. Следует предпринять меры по восстановлению или строительству новых портов и порто-пунктов.
Еще одна проблема — борьба с незаконным выловом рыбы. Аналитики Федерального агентства по рыболовству считают, что нужно принять законодательную норму, предусматривающую утилизацию конфискованных за незаконный промысел бесхозных судов, а также невостребованных государством флага иностранных судов. Необходимо устранить чрезмерные и надуманные ограничения для прибрежного рыболовства и внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Кроме того, с 2018 г. целесообразно ввести 20-летний срок наделения пользователей долями единой промышленной квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Топ-15 основных стран — поставщиков в Россию рыбы и морепродуктов, доля в объеме, %
1 |
Норвегия |
37,3 |
2 |
Ислaндия |
8,3 |
3 |
Китaй |
7,1 |
4 |
Япония |
6,5 |
5 |
Великобритaния |
4,9 |
6 |
Эстония |
4,6 |
7 |
Кaнaдa |
4,4 |
8 |
Вьетнaм |
4,3 |
9 |
Финляндия |
2,0 |
10 |
Дaния |
2,0 |
11 |
Испaния |
1,8 |
12 |
Ирлaндия |
1,8 |
13 |
США |
1,7 |
14 |
Чили |
1,6 |
15 |
Лaтвия |
1,3 |
|
Прочие |
10,5 |
Источник: Федеральное агентство по рыболовству