Лидерами по внедрению механизма ОРВ среди регионов РФ являются Вологодская и Ульяновская области, Забайкальский край и Чувашская Республика. Но и в этих регионах не научились пока считать выгоды и издержки вводимых регулятивных актов в денежном выражении. Такие данные дал первый раунд мониторинга внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в субъектах Российской Федерации, проведенный Национальным институтом проблем предпринимательства (НИСИПП).
Эксперты исследовали сайты субъектов РФ и издаваемые ими нормативные акты, доступные для изучения через справочные правовые системы, с целью узнать, какие из регионов наиболее продвинулись во внедрении ОРВ. Готовя мониторинг, эксперты исходили из рекомендуемого подхода к проведению оценки регулирующего воздействия при подготовке нормативных правовых актов в субъектах РФ, представленном на рисунке, и общих этапов формирования института ОРВ в субъектах РФ:
Этап 1. Разработка и утверждение плана по внедрению института ОРВ в субъекте РФ.
Этап 2. Разработка и утверждение нормативно-правовой базы, закрепляющей институт ОРВ в субъекте РФ.
Этап 3. Непосредственное проведение ОРВ в субъекте РФ.
Исходя из этого были выбраны параметры оценки, описывающие планы по внедрению ОРВ в регионе, внедряемую модель, и качество проведения ОРВ. В первом раунде мониторинга отмечалось лишь наличие и отсутствие этих параметров. В последующих раундах предполагается оценивать наличие или отсутствие каждого из показателей по балльной шкале.
Первый раунд мониторинга показал, что российские регионы делают лишь первые шаги на пути к внедрению механизма ОРВ (см. таблицу). Один из ключевых параметров мониторинга — денежное выражение предполагаемых выгод и издержек от регулирования, вводимого НПА, вообще не использовался в этом раунде: экспертам не удалось обнаружить в открытых источниках необходимую информацию. В заключениях об ОРВ в тех регионах, где оно проводится, обычно монетарные оценки не указываются. Самих регионов, проводящих ОРВ, удалось насчитать единицы.
Регионы — лидеры ОРВ
Исследователи выявили несколько лидеров по внедрению ОРВ. К таковым они отнесли Вологодскую, Ульяновскую области, Забайкальский край и Чувашскую Республику. В них отмечены не менее четырех из 14 показателей мониторинга. И только в этих регионах существует отдельная ссылка в Интернете по оценке регулирующего воздействия (показатель «Наличие сайта (портала) по ОРВ»). Такой ресурс имеется и в Республике Башкортостан, но по остальным показателям, по мнению экспертов, данный регион сильно уступает лидерам мониторинга (см. «Внедрение ОРВ в Башкортостане: сложности технические и бюрократические», «ЭЖ», 2012, № 12).
Важным фактором исследователи посчитали выделение структурных подразделений в региональных органах власти для осуществления деятельности, связанной с оценкой регулирующего воздействия. Например, в Вологодской области ОРВ занимается отдел правового обеспечения и оценки регулирующего воздействия департамента экономики Правительства Вологодской области, численность которого составляет четыре человека. В Ульяновской области деятельность по ОРВ осуществляется департаментом оценки регулирующего воздействия Министерства экономики Ульяновской области (в настоящее время проводятся организационно-штатные изменения структуры министерства, создается отдел оценки регулирующего воздействия), в Воронежской области — отделом экспертного анализа и государственного регулирования экономики департамента экономического развития. В остальных регионах обязанности по проведению ОРВ возложены на служащих министерств наряду с их действующим функционалом, что, по мнению исследователей, говорит о нехватке трудовых ресурсов для обеспечения деятельности по ОРВ.
Несмотря на то что заключения об оценке регулирующего воздействия являются публичными документами, авторы мониторинга смогли обнаружить их на сайтах только двух регионов — Вологодской области и Забайкальского края. Но если в Забайкальском крае можно было прочесть 23 заключения об ОРВ, то в Вологодской области в свободном доступе на момент исследования было всего лишь одно заключение.
У большинства ОРВ только в планах
Следующая за лидерами группа регионов имеет в своем активе от двух до трех показателей мониторинга, в основном относящихся к планам по внедрению ОРВ и характеризующих выбор внедряемой модели (как правило, это «Наличие в субъекте РФ уполномоченного органа по организационному и методологическому обеспечению ОРВ»).
В список «отстающих» попали субъекты, у которых в наличии оказался один показатель либо не оказалось таковых вообще. И их на данный момент большинство.
Запоздание подтверждается
Пессимистичная картина, которую представил первый раунд мониторинга внедрения ОРВ в субъектах РФ, отражает тот факт, что Россия с запозданием по отношению к большинству стран (в том числе развивающихся) приступила к этой работе. На федеральном уровне в России на постоянной основе ОРВ стала применяться лишь с 2010 г.
Субъекты РФ в большинстве начали внедрение института ОРВ позднее: в рамках реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011—2013 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р.
Но некоторые из регионов РФ получили опыт ОРВ намного раньше. В 2005—2006 гг. проект по применению ОРВ осуществлялся в Республике Калмыкия при содействии Всемирного банка, однако по окончании внешнего финансирования не имел продолжения.
В Республике Татарстан в 2007—2008 гг. функционировала комиссия при Госсовете Татарстана по исследованию эффективности работы законов республики. Несмотря на то что этот орган завершил свое официальное существование, аналогичная деятельность сейчас проводится в республиканском парламенте.
В Томской области в Плане проведения административной реформы в 2008 г. было установлено требование принятия законодательного акта области, который регулировал бы проведение ОРВ.
Отдельные инициативы по публичному обсуждению вариантов решения транспортной проблемы были проведены осенью 2010 г. Правительством Москвы.
В период в 2008—2010 гг. в Республике Северная Осетия — Алания при поддержке Всемирного банка реализован проект по пилотному внедрению оценки регулирующего воздействия, первый этап которого завершился принятием постановления Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 22.05.2009 № 159 «О проведении в 2009 году эксперимента по внедрению оценки регулирующего воздействия на базе Комитета Республики Северная Осетия — Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов» (о дальнейшем развитии института ОРВ в Республике Северная Осетия — Алания см. в «ЭЖ», 2012, № 21, с. 13).
От редакции
Конечно же исследование, проведенное лишь по открытым источникам, без прямого взаимодействия с региональными администрациями, может упустить очень важные инициативы и подвижки во внедрении механизма ОРВ в некоторых субъектах РФ, не отраженные в их общедоступных документах. Но оценка регулирующего воздействия — институт публичный, нацеленный в первую очередь на учет мнений социальных групп и установление баланса интересов при выработке регуляторных решений. Поэтому те регионы, которые могут посчитать себя недооцененными в рамках данного мониторинга, должны пенять исключительно на то, что не приложили должных усилий к обеспечению информационной открытости этого процесса, и им следует скорее вырабатывать обеспечивающий ее функционал. Газета «Экономика и жизнь» в рамках рубрики «Оценка регулирования» готова сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами в подготовке публикаций, рассказывающих об опыте внедрения и применения ОРВ на всех уровнях государственной и муниципальной власти.
14 показателей по блокам мониторинга в разрезе регионов («+» — наличие показателя, «-» — отсутствие, пробел — нет информации)
№ |
Наименование субъекта РФ |
Блок 1 |
Блок 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Блок 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Алтайский край |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2 |
Амурская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3 |
Архангельская область |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4 |
Астраханская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
5 |
Белгородская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
6 |
Брянская область |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7 |
Владимирская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
8 |
Волгоградская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
9 |
Вологодская область |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
|
10 |
Воронежская область |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
11 |
г. Москва |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
12 |
г. Санкт-Петербург |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
13 |
Еврейская автономная область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
14 |
Забайкальский край |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
|
15 |
Ивановская область |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
16 |
Иркутская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
17 |
Кабардино-Балкарская Республика |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
18 |
Калининградская область |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
19 |
Калужская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
20 |
Камчатский край |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
21 |
Карачаево-Черкесская Республика |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
22 |
Кемеровская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
23 |
Кировская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
24 |
Костромская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
25 |
Краснодарский край |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
26 |
Красноярский край |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
27 |
Курганская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
28 |
Курская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
29 |
Ленинградская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
30 |
Липецкая область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
31 |
Магаданская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
32 |
Московская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
33 |
Мурманская область |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
34 |
Ненецкий АО |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
35 |
Нижегородская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
36 |
Новгородская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
37 |
Новосибирская область |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
38 |
Омская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
39 |
Оренбургская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
40 |
Орловская область |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
41 |
Пензенская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
42 |
Пермский край |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
43 |
Приморский край |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
44 |
Псковская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
45 |
Республика Адыгея |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
46 |
Республика Алтай |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
47 |
Республика Башкортостан |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
48 |
Республика Бурятия |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
49 |
Республика Дагестан |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
50 |
Республика Ингушетия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
51 |
Республика Калмыкия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
52 |
Республика Карелия |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
53 |
Республика Коми |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
54 |
Республика Марий Эл |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
55 |
Республика Мордовия |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
56 |
Республика Саха (Якутия) |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
57 |
Республика Северная Осетия — Алания |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
58 |
Республика Татарстан |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
59 |
Республика Тыва |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
60 |
Республика Хакасия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
61 |
Ростовская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
62 |
Рязанская область |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
63 |
Самарская область |
+ |
(±)* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
64 |
Саратовская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
65 |
Сахалинская область |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
66 |
Свердловская область |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
67 |
Смоленская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
68 |
Ставропольский край |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
69 |
Тамбовская область |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
70 |
Тверская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
71 |
Томская область |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
72 |
Тульская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
73 |
Тюменская область |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
74 |
Удмуртская Республика |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
75 |
Ульяновская область |
+ |
+ |
(±)** |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
76 |
Хабаровский край |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
77 |
Ханты-Мансийский АО — Югра |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
78 |
Челябинская область |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
79 |
Чеченская Республика |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
80 |
Чувашская Республика |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
81 |
Чукотский АО |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
82 |
Ямало-Ненецкий АО |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
83 |
Ярославская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Блок 1. Мониторинг планов по внедрению института ОРВ в субъекте РФ.
Блок 2. Мониторинг внедряемой модели ОРВ нормативных правовых актов в субъекте РФ.
Блок 3. Мониторинг качества проведения ОРВ нормативных правовых актов в субъекте РФ.
1 — наличие действующего НПА об организационных мероприятиях по внедрению ОРВ;
2 — наличие уполномоченного органа по методологическому и организационному обеспечению ОРВ;
3 — наличие утвержденного Порядка проведения ОРВ нормативных правовых актов;
4 — наличие утвержденной Методики по проведению ОРВ нормативных правовых актов;
5 — характеристика объекта ОРВ;
6 — характеристика предмета ОРВ;
7 — характеристика субъекта ОРВ;
8 —наличие конкретных требований к оформлению результатов ОРВ;
9 — наличие процессуальных требований по обязательному изменению НПА на основе результатов ОРВ;
10 — наличие сайта (портала) по ОРВ, обеспечивающего в том числе проведение процедуры публичных консультаций;
11 — осуществление публикации на официальном сайте субъекта РФ заключений об ОРВ;
12 — характеристика участников публичных консультаций при проведении ОРВ;
13 — количество подготовленных положительных и отрицательных заключений ОРВ;
14 — денежное выражение предполагаемых выгод и издержек от регулирования, вводимого НПА
* Должен был быть создан консультационный совет по ОРВ при Министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
** Имеется проект постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия» (19.04.2012). Постановление вступает в силу с 1 июня 2012 г., за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлен иной срок вступления их в силу (подп. 1.2 п. 1 Положения вступает в силу с 1 января 2013 г., подп. 1.3. п. 1 Положения — с 1 июля 2013 г.). Определяет порядок проведения оценки регулирующего воздействия.