Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в отечественную экономику до сих пор не достиг докризисного уровня 2008 г. Более того, в нынешнем году приток ПИИ, по данным Росстата, немного снижается по сравнению с показателями 2011 г. При этом ухудшаются индикаторы, характеризующие качественный состав инвестиций. Переломить ситуацию, по мнению экспертов, может новая политика повышения инвестиционной привлекательности российской экономики.
В прошлом году, по оценке UNCTAD, приток прямых иностранных инвестиций вырос на 22%, однако их объем был на 30% ниже пика 2008 г. Причем ученые Высшей школы экономики отмечают ряд любопытных тенденций в динамике глобального рынка прямых иностранных инвестиций, напрямую затрагивающих Россию.
Во-первых, произошел своего рода раскол БРИКС на две группы. В первую вошли Бразилия и Китай, которые в 2011 г. заметно превзошли по общему объему годового притока ПИИ уровень 2008 г. (бразильцы — почти в полтора раза, китайцы — на 14%). Во второй группе остались Россия, Индия и Южная Африка, которые на 30—40% отстают от предкризисного максимума.
Во-вторых, Россия, Индия и Южная Африка отстают по размерам ПИИ не только в сравнении с двумя передовиками БРИКС, но и развивающимися странам в целом, где уровень 2008 г. превзойден в среднем на 5%.
В-третьих, в нашей стране снижается соотношение прямых иностранных инвестиций и ВВП. В 2006—2008 гг. Россия занимала первое место среди стран БРИКС по отношению ПИИ к ВВП (в среднем 4,5%), опережая в том числе Китай. А в 2011 г. этот показатель в нашей стране сократился до 2,9%.
Отдельная тема — структура ПИИ, в которой в российских условиях велика доля реинвестированной прибыли и низка доля green-field-проектов, то есть нового строительства.
Кроме того, Россия, по словам эксперта Центра развития «Вышки» Валерия Миронова, вынуждена конкурировать с другими странами за привлечение инвестиций даже собственных транснациональных компаний, ищущих себе наиболее эффективного применения. Наша страна — единственное из государств БРИКС, которое в последние годы инвестирует за границу чуть больше (3,6% ВВП в 2011 г.), чем нерезиденты вкладывают в нашу экономику.
Между тем именно увеличение притока прямых иностранных инвестиций, по мнению президента Международной организации кредиторов Роберта Абдуллина, должно в условиях ВТО стать одним из основных стимулов развития отечественной экономики.
Сегодня очень важно за счет совместных усилий бизнеса и государства сформировать новую политику повышения инвестиционной привлекательности российской экономики.
Без нее примеры притока крупного иностранного капитала в Россию станут все более редким явлением. Уйдут даже те, кто сейчас пришел.
Пока же качество базовых государственных институтов, подчеркивает руководитель ЦР ВШЭ Наталья Акиндинова, быстро падает. Принятие четырех законов (о митингах, НКО, Интернете и клевете) существенно повысило издержки общественного контроля деятельности всех ветвей власти.
Исследование влияния качества институтов на экономический рост, проведенное учеными «Вышки», показывает, что изменение среднего уровня их развития (оцененного по десятибалльной шкале) на один балл обеспечивает ускорение (или замедление) среднегодовых темпов динамики ВВП минимум на 0,31 п.п. в год.
При среднегодовых темпах роста нашей экономики 6—7% в период 2002—2007 гг., обеспеченных благоприятной внешней конъюнктурой, такие потери не выглядели критическими. Сейчас же деградация качества институтов может стать фактором, который затормозит приток прямых иностранных инвестиций и будет подталкивать отечественную экономику к стагнации.
Динамика ПИИ по основным направлениям и регионам в 2011 г., %
Регион |
Трансграничные слияния и поглощения |
Новые проекты |
Россия |
900 |
–42 |
США |
62 |
–10 |
Евросоюз |
43 |
–1 |
В мире |
50 |
–3 |
Источники: МОК, UNCTAD