Как показывают результаты опроса Росстата, финансово-экономическая политика топ-менеджеров оптовых торговых компаний в II квартале текущего года носила инерционный характер. Они смогли закрепить позиции, достигнутые в предыдущем квартале, а в некоторых областях — усилить конкурентные позиции своих фирм, считают ученые Высшей школы экономики.
В конъюнктурном опросе II квартала нынешнего года участвовало около 3000 руководителей организаций оптовой торговли. Динамика ключевых показателей, характеризующих развитие отрасли, свидетельствует о том, что 1-е полугодие 2012 г. завершилось для оптовиков достаточно благоприятно.
Ярким свидетельством сбалансированности многих процессов в оптовом звене является сохранение на прежнем уровне в II квартале значения основного результирующего индикатора — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), который третий квартал подряд находится на отметке +6%.
Интенсификация торговой деятельности не только прослеживалась в фирмах, реализующих продукцию производственно-технического назначения, но и возобновилась в компаниях, ориентированных на продажу социальных товаров первой необходимости. Например, в выигрышной позиции были предприятия, занятые поставками пищевых продуктов (здесь ИПУ составил +9%), а также фармацевтических и медицинских товаров (+8%).
Востребованность своих товаров на рынке вновь почувствовали оптовые структуры, реализующие лесо- и стройматериалы (ИПУ +13%), химические продукты (+13%), автомобильные детали и автотранспортные средства (+11 и +10% соответственно), сельскохозяйственное сырье (+11%), а также топливо (+9%).
Основным стресс-фактором, не позволившим существенно улучшить динамику объемов продаж и товарооборота, как и в I квартале, следует считать вялотекущее сокращение спроса на реализуемую оптовиками продукцию.
В частности, около 60% предпринимателей указывали в списке лимитирующих факторов «неплатежеспособность покупателей» как одно из сильнейших препятствий, ограничивающих реализацию товаров.
В итоге была зафиксирована отрицательная динамика одного из главных результирующих показателей оптовой торговли — прибыли.
Тем не менее анализ отдельных элементов делового климата указывает на наличие позитивных тенденций, свидетельствующих об определенных положительных процессах в организациях опта.
Так, предпринимателям удалось сохранить обозначившееся в I квартале восходящее значение такого показателя, как обеспеченность фирм собственными и кредитными средствами. При этом отмечалось последовательное снижение доли респондентов, которые жаловались на лимитирующее воздействие такого фактора, как недостаток финансовых средств и высокий процент коммерческого кредита.
С учетом экономических процессов на глобальном уровне, полагает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, перспективы развития оптовой торговли неоднозначны. Она слишком тесно связана как с потребительским, так и производственным сектором экономики, и является зеркальным отражением их деловой активности.
Вместе с тем из этой зависимости как минимум в III квартале оптовики могут извлечь определенную пользу. Если производственные показатели организаций реального сектора в II квартале близки к cтагнации, то потребительская активность, в частности домохозяйств, в России остается умеренно благоприятной. Это может послужить хорошим заделом, способствующим закреплению достигнутых позиций организаций опта.
По всей видимости, прогнозируют ученые «Вышки», в III квартале, используя все возможные резервы, предприниматели удержатся на конъюнктурной волне. Но их планы и ожидания добиться к концу 2012 г. качественного подъема пошатнутся. Возможно, что в самой сложной ситуации окажутся те компании, которые сосредоточены на поставках импортных товаров.