В среду, 18 июля, Минфин вывесил на своем сайте Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Расходы на образование, здравоохранение и культуру сокращаются, на оборонку и правоохранительные органы — увеличиваются. Стимулов для развития экономики не предусмотрено. Госпрограммы усердно перечислены.
Оборонные расходы федерального бюджета в 2013 г. вырастут по сравнению с 2012-м на 25,8% — с 1,864 до 2,345 трлн руб., а расходы по разделу «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — на 9%, с 1,844 до 2,011 трлн. Снижение финансирования здравоохранения составит 8,7%, образования — 2,8%, национальной экономики — 2,9%.
В 26 000 слов Основных направлений нет ни одного слова о создании или финансировании стимулов для развития. То есть мы видим бюджет, в котором создается максимальный уровень безопасности его исполнения, и это совсем не бюджет развития. Его идеальное выполнение может дать лишь консервацию ситуации, что обычно является простым путем к стагнации. Развитию же должны служить в трехлетнем бюджете, видимо, усердно перечисленные госпрограммы и национальные проекты. Сегодня никто не вспомнит, сколько было в стране таких госпрограмм, которые разрабатывались серьезными людьми и финансировались на полном серьезе. Вряд ли кто вспомнит хоть одну из них, выполненную так, как планировалось. То есть госпрограмный подход к развитию проверен, и он опять должен заменить в бюджете всякие стимулы, несущие понятные риски.
Главная бюджетная идея Минфина — исключить любые риски. Любопытно, какие именно риски видят минфиновцы для главного финансового плана державы? Может быть, в «черных дырах», рассыпанных, как зерна в курятнике, по всей стране от тихоокеанского побережья до кавказских гор (сверхдорогие мосты на безлюдные острова, сверкающие небоскребы для элит дотационных регионов и т.д.)? Нет. Риски — за рубежами страны. В Основных направлениях сказано: «...существует ряд внешнеэкономических рисков... В первую очередь принимается во внимание вероятность начала нового кризиса в мировой экономике, связанного с долговыми проблемами Европы... существуют и другие сценарии негативного развития мировой экономики, обуславливающие высокую вероятность замедления ее роста и соответственно сокращения спроса на энергоносители, приводящего в конечном счете к уменьшению объемов нефтегазовых поступлений в доходы федерального бюджета».
Это забавно читать сейчас, когда идут бои за секвестрирование тех или иных статей бюджета после того, как много месяцев подряд цена на энергоносители росла, росла и выросла до рекордного уровня к прошлой весне. Причем вопрос сокращений возник вовсе не от падения цен на нефть, как пытаются говорить теперь чиновники, а задолго до этого.
Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд руб
|
2012 г. |
|
2013 г. |
|
2014 г. |
|
2015 г. |
|
|
закон
|
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году |
ВСЕГО |
12745,1 |
116,7 |
13387,3 |
105,0 |
14101,9 |
105,3 |
15316,0 |
108,6 |
Условно утвержденные |
|
|
|
|
388,9 |
|
1 206,6 |
|
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
12745,1 |
116,7 |
13387,3 |
105,0 |
13713,0 |
102,4 |
14109,4 |
102,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные
|
871,1 |
112,0 |
859,0 |
98,6 |
849,8 |
98,9 |
862,6 |
101,5 |
Национальная оборона |
1864,5 |
123,0 |
2345,7 |
125,8 |
2771,6 |
118,2 |
2864,7 |
103,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1844,5 |
146,4 |
2011,2 |
109,0 |
1883,5 |
93,7 |
2074,1 |
110,1 |
Национальная экономика |
1754,1 |
98,0 |
1702,8 |
97,1 |
1682,0 |
98,8 |
1630,3 |
96,9 |
Жилищнокоммунальное хозяйство |
136,9 |
48,9 |
170,3 |
124,4 |
143,9 |
84,5 |
115,4 |
80,2 |
Охрана окружающей среды |
22,2 |
126,1 |
22,8 |
102,7 |
24,0 |
105,3 |
24,1 |
100,4 |
Образование |
614,8 |
111,1 |
597,4 |
97,2 |
544,3 |
91,1 |
573,0 |
105,3 |
Культура, кинематография |
90,9 |
108,5 |
88,6 |
97,5 |
87,5 |
98,8 |
90,8 |
103,8 |
Здравоохранение |
554,7 |
111,0 |
506,6 |
91,3 |
466,4 |
92,1 |
383,3 |
82,2 |
Социальная политика |
3930,2 |
125,6 |
3901,4 |
99,3 |
4008,5 |
102,7 |
4197,0 |
104,7 |
Физическая культура и спорт |
42,3 |
95,7 |
41,2 |
97,4 |
28,7 |
69,7 |
30,4 |
105,9 |
Средства массовой информации |
75,6 |
123,7 |
70,6 |
93,4 |
65,6 |
92,9 |
50,8 |
77,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
383,3 |
145,9 |
444,8 |
116,0 |
540,9 |
121,6 |
628,0 |
116,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
560,2 |
86,0 |
624,9 |
111,5 |
616,5 |
98,7 |
584,9 |
94,9 |
Источник: Минфин России