Бюджет военных и прочих госпрограмм

| статьи | печать

В среду, 18 июля, Минфин вывесил на своем сайте Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Расходы на образование, здравоохранение и культуру сокращаются, на оборонку и правоохранительные органы — увеличиваются. Стимулов для развития экономики не предусмотрено. Госпрограммы усердно перечислены.

Оборонные расходы федерального бюджета в 2013 г. вырастут по сравнению с 2012-м на 25,8% — с 1,864 до 2,345 трлн руб., а расходы по разделу «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — на 9%, с 1,844 до 2,011 трлн. Снижение финансирования здравоохранения составит 8,7%, образования — 2,8%, национальной экономики — 2,9%.

В 26 000 слов Основных направлений нет ни одного слова о создании или финансировании стимулов для развития. То есть мы видим бюджет, в котором создается максимальный уровень безопасности его исполнения, и это совсем не бюджет развития. Его идеальное выполнение может дать лишь консервацию ситуации, что обычно является простым путем к стагнации. Развитию же должны служить в трехлетнем бюджете, видимо, усердно перечисленные госпрограммы и национальные проекты. Сегодня никто не вспомнит, сколько было в стране таких госпрограмм, которые разрабатывались серьезными людьми и финансировались на полном серьезе. Вряд ли кто вспомнит хоть одну из них, выполненную так, как планировалось. То есть госпрограмный подход к развитию проверен, и он опять должен заменить в бюджете всякие стимулы, несущие понятные риски.

Главная бюджетная идея Минфина — исключить любые риски. Любопытно, какие именно риски видят минфиновцы для главного финансового плана державы? Может быть, в «черных дырах», рассыпанных, как зерна в курятнике, по всей стране от тихоокеанского побережья до кавказских гор (сверхдорогие мосты на безлюдные острова, сверкающие небоскребы для элит дотационных регионов и т.д.)? Нет. Риски — за рубежами страны. В Основных направлениях сказано: «...существует ряд внешнеэкономических рисков... В первую очередь принимается во внимание вероятность начала нового кризиса в мировой экономике, связанного с долговыми проблемами Европы... существуют и другие сценарии негативного развития мировой экономики, обуславливающие высокую вероятность замедления ее роста и соответственно сокращения спроса на энергоносители, приводящего в конечном счете к уменьшению объемов нефтегазовых поступлений в доходы федерального бюджета».

Это забавно читать сейчас, когда идут бои за секвестрирование тех или иных статей бюджета после того, как много месяцев подряд цена на энергоносители росла, росла и выросла до рекордного уровня к прошлой весне. Причем вопрос сокращений возник вовсе не от падения цен на нефть, как пытаются говорить теперь чиновники, а задолго до этого.

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд руб


2012 г.


2013 г.


2014 г.


2015 г.



закон
с учетом
изменений

% к предыдущему году

проект

% к предыдущему году

проект

% к предыдущему году

проект

% к преды­дущему году

ВСЕГО

12745,1

116,7

13387,3

105,0

14101,9

105,3

15316,0

108,6

Условно утвержденные





388,9


1 206,6


ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

12745,1

116,7

13387,3

105,0

13713,0

102,4

14109,4

102,9

в том числе:









Общегосударственные
вопросы

871,1

112,0

859,0

98,6

849,8

98,9

862,6

101,5

Национальная оборона

1864,5

123,0

2345,7

125,8

2771,6

118,2

2864,7

103,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1844,5

146,4

2011,2

109,0

1883,5

93,7

2074,1

110,1

Национальная экономика

1754,1

98,0

1702,8

97,1

1682,0

98,8

1630,3

96,9

Жилищно­коммунальное хозяйство

136,9

48,9

170,3

124,4

143,9

84,5

115,4

80,2

Охрана окружающей среды

22,2

126,1

22,8

102,7

24,0

105,3

24,1

100,4

Образование

614,8

111,1

597,4

97,2

544,3

91,1

573,0

105,3

Культура, кинематография

90,9

108,5

88,6

97,5

87,5

98,8

90,8

103,8

Здравоохранение

554,7

111,0

506,6

91,3

466,4

92,1

383,3

82,2

Социальная политика

3930,2

125,6

3901,4

99,3

4008,5

102,7

4197,0

104,7

Физическая культура и спорт

42,3

95,7

41,2

97,4

28,7

69,7

30,4

105,9

Средства массовой информации

75,6

123,7

70,6

93,4

65,6

92,9

50,8

77,4

Обслуживание государственного и муниципального долга

383,3

145,9

444,8

116,0

540,9

121,6

628,0

116,1

Межбюджетные трансферты общего характера

560,2

86,0

624,9

111,5

616,5

98,7

584,9

94,9

Источник: Минфин России