Медицинские осмотры работников - одно из требований охраны труда. Они позволяют обеспечить безопасные условия и охрану труда. Какие существуют виды медосмотров? Какие документы устанавливают обязательные медосмотры? Кто должен организовывать проведение медосмотров? Об этом и пойдет речь в данной статье.
Обязанность некоторых категорий работников проходить медицинские осмотры предусмотрена Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
Так, в ст. 213 ТК РФ говорится о необходимости медицинских осмотров для следующих категорий работников:
- занятых на тяжелых, вредных или опасных работах, работах, связанных с движением транспорта;
- организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли;
- водопроводных сооружений;
- лечебно-профилактических и детских учреждений;
- труд, которых связан с источниками повышенной опасности;
- трудящихся в условиях повышенной опасности.
Как видим, категории работников, проходящих медосмотр, раскрыты лишь "крупными мазками".
Документы, устанавливающие обязательные медосмотры
Точно определить обязательность медицинского осмотра для того или иного работника можно, лишь заглянув в Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)".
Этим документом утверждены два перечня: Перечень факторов и Перечень работ, при выполнении которых проводятся медосмотры.
То есть предусмотрены два основания для прохождения медосмотра:
- в процессе труда на работника оказывают влияние вредные или опасные факторы, указанные в первом Перечне;
- работник принят на работу, указанную во втором Перечне.
В каждом из этих двух случаев медосмотр необходим.
Статья 266 ТК РФ обязывает работодателей проводить медицинские осмотры работников моложе 18 лет, а ст. 328 ТК РФ - медицинские осмотры работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств.
Кроме Трудового кодекса РФ и Приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 обязательные медосмотры предусмотрены:
- ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" - в отношении работников, непосредственно обслуживающих объекты электроэнергетики;
- ст. 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" - в отношении работников ведомственной охраны;
- ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020 "Об утверждении Перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам" - в отношении работников, обеспечивающих движение поездов;
- ст. 9 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 877 "Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров" - в отношении некоторых медицинских работников;
- ст. 27 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Постановлением Правительства РФ от 01.03.1997 N 233 "О Перечне медицинских противопоказаний и Перечне должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также о Требованиях к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии" - в отношении работников объектов использования атомной энергии;
- другими нормативными правовыми актами.
Кроме документов, устанавливающих медицинские осмотры для отдельных категорий работников, в настоящее время действуют и ранее изданные нормативные правовые акты, аналогичные Приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83, устанавливающие Перечни факторов и работ, при которых необходимо проводить медосмотры.
Согласно Письму Роспотребнадзора от 13.01.2005 N 0100/63-05-32 "О порядке применения Приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83" названный Приказ "не отменяет действия существующих приказов", например Приказа Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".
Дополнительные условия и показания к проведению медосмотров могут вводиться для отдельных работодателей органами местного самоуправления (ст. 213 ТК РФ).
При этом никаких критериев, при наличии которых органами местного самоуправления могут устанавливаться эти условия и показания, Трудовой кодекс РФ не предусматривает.
Таким образом, система регулирования обязательных медицинских осмотров весьма обширна.
Если какой-то фактор или какая-то работа не предусмотрены в Приказе Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83, то это не означает, что при выполнении этих факторов или работ медосмотр не обязателен.
Виды медосмотров
Медосмотры могут быть предварительные (при поступлении на работу) и периодические (например, ежегодные) (ст. 213 ТК РФ). Однако в некоторых случаях к указанным видам медосмотров добавляются и другие.
Так, ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает необходимость проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей. Следовательно, кроме медосмотра при поступлении на работу и периодического медосмотра каждый водитель должен проходить еще и предрейсовый медосмотр.
Обязанности работодателя. Порядок проведения медосмотров
Организовать проведение медицинских осмотров должен работодатель (ст. 212 ТК РФ). Обязательные медосмотры проводятся за счет средств работодателя.
Общий порядок проведения медосмотров установлен Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90.
Порядок проведения медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными или опасными производственными факторами, установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83.
Документами, которые предусматривают обязательные медосмотры для отдельных категорий работников, как правило, устанавливается и порядок проведения медосмотров. Если порядок проведения медосмотра не установлен, не будет ошибкой применять порядок, установленный Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90.
Главные обязанности работодателя в связи с обязательными медосмотрами работников состоят в следующем.
Работодатель должен:
1) совместно с территориальными органами Роспотребнадзора определить периодичность прохождения работниками медосмотров, если такая периодичность не установлена законодательством.
Например, в ст. 213 ТК РФ указано, что лица моложе 21 года проходят медосмотры ежегодно. Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 периодические осмотры проводятся не реже чем раз в два года;
2) заключить договор с медицинской организацией, которая будет проводить медосмотры.
В принципе работодатель имеет право и самостоятельно провести медосмотр, если у него есть лицензия на осуществление медицинской деятельности. Не имеет значения, что работодатель будет проводить медосмотры в своих интересах. Лицензия все равно нужна. Порядок лицензирования можно посмотреть в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30;
3) составить списки работников, проходящих медицинский осмотр, и направить его в медицинское заведение, с которым заключен договор.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 списки согласовываются с территориальными органами Роспотребнадзора и направляются в медицинское заведение за два месяца до начала осмотров, а согласно Приказу Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 - не позднее 1 декабря предшествующего года;
4) выдать работнику направление для прохождения медосмотра.
В направлении указываются вредные или опасные производственные факторы и вредные работы или иные обстоятельства, с которыми связан медосмотр.
Работодатель обязан не допускать к работе или отстранить от работы работника, который не прошел обязательный медосмотр (ст. 76 ТК РФ).
Обязанности работника
Если в отношении работы, на которую принимается или принят работник, предусмотрена необходимость проходить медосмотры, работник обязан по направлению работодателя пройти медосмотр в соответствующем медицинском заведении. Отказ работника от прохождения обязательного медосмотра является дисциплинарным проступком (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"), за который может быть наложено взыскание - объявлено предупреждение или выговор (ст. 192 ТК РФ).
Если на работника уже наложено еще одно дисциплинарное взыскание, то работник, отказавшийся от медосмотра, может быть уволен по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Если после объявления предупреждения или выговора работник продолжает отказываться от прохождения медосмотра, работодатель вправе применить к нему одно дисциплинарное взыскание, поскольку дисциплинарный проступок продолжается.
Гарантии и компенсации
На время прохождения обязательного медосмотра за работником сохраняется средний заработок (ст. 185 ТК РФ).
Средний заработок исчисляется на основании ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
Средний заработок сохраняется за рабочее время, пропущенное из-за медосмотра.
Пример. Работник был направлен работодателем для прохождения обязательного медосмотра. Работник проходил медосмотр 23 и 24 апреля 2008 г. По графику работника на эти дни приходились две смены по 10 часов. Средний часовой заработок работника, исчисленный в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, составил 110 руб.
Следовательно, работнику необходимо выплатить 2200 руб. (110 руб/ч x (10 ч + 10 ч)).
Во время отстранения от работы работника, не прошедшего медосмотр, заработная плата ему не начисляется (ст. 76 ТК РФ). Однако если работник не прошел медосмотр не по своей вине, то время отстранения от работы оплачивается как простой.
То есть если медосмотр не пройден:
- по вине работодателя, работнику следует выплатить за время отстранения от работы 2/3 среднего заработка;
- по причинам, не зависящим от работодателя и работника, - 2/3 оклада.
Пример. 23 марта работник был направлен работодателем на обязательный медосмотр, который он пройти не смог, поскольку в медицинском заведении утеряли его карточку. Работодатель отстранил работника от работы. Карточку нашли только в начале апреля. Работник смог пройти медосмотр 7 апреля.
Таким образом, период отстранения от работы с 24 марта по 6 апреля должен оплачиваться работодателем исходя из 2/3 оклада работника.
Пример. Возьмем условия предыдущего примера и предположим, что работник не смог пройти медосмотр, потому что работодатель задержал оплату медицинскому заведению.
В этом случае за время отстранения работника от работы за ним сохраняется 2/3 его среднего заработка.
Налогообложение
Расходы организации на проведение обязательных медосмотров учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Налоговые органы часто обращают внимание на то, что необязательные медосмотры в составе расходов по налогу на прибыль учитываться не должны (Письмо УФНС России по г. Москве от 04.08.2006 N 09-14/069136).
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по мнению Минфина России, также имеют право учитывать в расходах затраты на проведение обязательных медосмотров (Письмо Минфина России от 04.06.2007 N 03-11-04/2/157).
Свою позицию Минфин России обосновал следующим образом.
Материальные расходы при применении УСН в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ учитываются согласно перечню, приведенному в ст. 254 НК РФ.
В состав материальных расходов включаются услуги сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Пунктами 2.1 и 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03", введенных в действие Постановлением Главного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 129, организация медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций отнесена к производственному контролю. Поэтому налогоплательщики, применяющие УСН, при определении налоговой базы вправе учитывать затраты на проведение обязательных медосмотров.
Признаться, обоснование несколько странное, тем более что понятия "контроль за соблюдением технологических процессов" и "производственный контроль" отнюдь не тождественны. Но пока приведенное разъяснение действует, налогоплательщики вправе им воспользоваться.
* * *
Нередко случается, что работодателю проще не заключать договор с каким-либо медицинским заведением, а выдать работнику наличными некоторую сумму, необходимую для оплаты услуг врачей. Иногда работодатель компенсирует работнику уже произведенные затраты на медосмотр.
Поскольку обязанность оплатить медосмотр всегда лежит на работодателе, то ни в первом, ни во втором случае обязанность платить НДФЛ не возникает.
В частных консультациях чиновники Минфина России против этого не возражают.
Такая точка зрения подтверждается и арбитражной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2006 N А56-31936/2005).