Услуги по продвижению товаров: гражданско-правовые и налоговые аспекты

| статьи | печать

На сегодняшний день в рамках взаимоотношений поставщиков и крупных розничных торговых сетей (ритейлеров) широкое распространение получила осуществляемая ритейлерами в интересах поставщиков деятельность по продвижению товаров. В данной статье мы рассмотрим правовую природу деятельности по продвижению товаров, определим признаки осуществления указанной деятельности в качестве услуг, рассмотрим налоговые последствия, а также оценим налоговые риски, возникающие у ритейлеров и поставщиков.

Правовая природа деятельности по продвижению товаров

В целях стимулирования потребительского спроса и обеспечения эффективного сбыта товара ритейлерами осуществляются различные мероприятия, направленные на продвижение товара: выкладка товаров определенным способом, использование специального торгового оборудования для наглядного представления товара, информирование потребителей о товаре по внутреннему радио, телевидению, раздача рекламных каталогов, журналов, проведение в местах продажи товара различных демонстраций, дегустаций товара, розыгрышей призов, подарков и др.

Вопрос о правовой природе деятельности по продвижению товаров является достаточно сложным.

Под продвижением товара на практике понимается любая деятельность, направленная на стимулирование потребительского спроса и обеспечение эффективного сбыта.

Как правило, выделяют следующие основные составляющие стимулирования потребительского спроса и обеспечения эффективного сбыта:

- организация наличия и представления товаров в местах продажи (merchandising). Сюда можно включить выкладку товаров определенным способом, использование специального торгового оборудования для наглядного представления товара и другие способы привлечения внимания потребителя к товару в месте продажи;

- информирование потребителей о товаре, его качествах, выгодно отличающих указанный товар от товаров других производителей, формирование образа товара в глазах потенциальных покупателей (advertising и public relations). Указанное информирование может осуществляться с помощью средств массовой информации (телевидения, радио, газет, журналов, почтовой рассылки);

- организация опыта потребления продукта (testing). Речь идет о проведении различных мероприятий, направленных на предоставление потребителю возможности попробовать продукт. Таковы, например, дегустации, проводимые в местах продажи товара;

- стимулирование первичной покупки путем проведения различных рекламных акций. Например, покупаете банку кофе и получаете фирменную кружку;

- удержание потребителей (loyalty). Удержание потребителей может осуществляться, например, путем розыгрыша призов, предоставления подарков активным и постоянным потребителям. Активность и лояльность потребителей могут учитываться, например, путем начисления с каждой покупки определенного количества баллов, бонусов. В зависимости от набранных баллов, бонусов потребитель может получить подарки на различную сумму.

Как можно заметить, по своему содержанию деятельность по продвижению товаров носит разноплановый и комплексный характер, однако целью указанной деятельности в конечном счете является организация эффективного сбыта товара путем стимулирования потребительского спроса.

В законодательстве понятие деятельности по продвижению товаров отсутствует. Вместе с тем исходя из фактического содержания и цели указанной деятельности можно сделать вывод, что деятельность по продвижению товаров по большей части может быть квалифицирована в качестве рекламной деятельности.

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)).

Объектами рекламирования признаются товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Как видно из приведенных норм, рекламной признается деятельность по распространению информации о товаре, торговом знаке, изготовителе, продавце, мероприятии и пр.

Необходимыми признаками рекламы являются: направленность информации на привлечение внимания к указанным выше объектам, формирование, поддержание к ним интереса, продвижение на рынке и адресованность информации неопределенному кругу лиц. При этом распространение указанной информации может осуществляться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Указанное понимание рекламы является достаточно широким и фактически позволяет рассматривать в качестве рекламной не только деятельность, традиционно признаваемую таковой, например рекламу через СМИ, наружную рекламу, но и любую иную деятельность, если она удовлетворяет указанным выше признакам.

В частности, к рекламной можно отнести деятельность, связанную с мерчандайзингом товара. Осуществляя в торговом зале выкладку конкретного товара определенным способом, привлекающим внимание покупателей, ритейлер тем самым формирует и поддерживает интерес к данному конкретному товару, а также к указанному товару как таковому вообще, к товарной марке, бренду, изготовителю товара и пр.

Признание выкладки товара определенным способом в качестве рекламы соответствует и положениям Гражданского кодекса РФ. Публичная оферта, т.е. предложение о продаже товара, содержащее все существенные условия договора, обращенное к неопределенному кругу лиц, может одновременно рассматриваться и в качестве рекламы товара (ст. 494 ГК РФ).

Учитывая изложенное, деятельность по продвижению товаров в зависимости от ее конкретного содержания и фактических обстоятельств, на наш взгляд, в большинстве случаев в силу п. п. 1, 2 ст. 3 Закона о рекламе может быть квалифицирована как рекламная деятельность.

Вопрос квалификации деятельности по продвижению товаров является достаточно важным, поскольку признание указанной деятельности рекламной позволяет фактически применить к соответствующим отношениям правовой режим рекламной деятельности, который сегодня является более определенным и разработанным с точки зрения законодательства и судебной практики.

Оказание (реализация) услуг по продвижению товаров

Отношения, связанные с оказанием услуг, регулируются положениями гл. 39 ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Под услугами согласно указанной норме понимается деятельность. Следовательно, формально любая деятельность, в осуществлении которой так или иначе заинтересован заказчик, может выступать в качестве предмета договора оказания услуг.

Указанная деятельность не обязательно должна приводить к определенному результату. Экономическую ценность для заказчика имеют прежде всего сами действия, выступающие в качестве услуг. Эту особенность не так давно подчеркнул Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.01.2007 N 1-П, указав, что результат действий (деятельности) не включается в предмет договора возмездного оказания услуг.

Из аналогичного понимания услуг исходит и налоговое законодательство. Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Таким образом, под услугами в целях налогообложения также понимается деятельность. Однако налоговое законодательство в отличие от гражданского указывает на определяющий признак указанной деятельности - нематериальный характер ее результата. Потребление заказчиком указанного нематериального результата услуг происходит в процессе осуществления исполнителем услуг соответствующей деятельности.

Особенностью осуществляемой ритейлером деятельности по продвижению товаров является то обстоятельство, что указанная деятельность фактически является одним из видов предпринимательской деятельности ритейлера. То есть ритейлер в рамках осуществляемой им розничной торговли в любом случае вынужден так или иначе в большей или меньшей степени осуществлять деятельность по продвижению реализуемых им товаров.

В этой связи возникает вопрос: можно ли указанную деятельность рассматривать в качестве оказания услуг третьим лицам, если она и так осуществляется ритейлером?

Представляется, что вести речь об услугах все же можно, если указанная деятельность осуществляется не просто в рамках обычной хозяйственной деятельности ритейлера, а определенным образом, имеющим значение для заказчика данных услуг.

Другими словами, в рамках соответствующей деятельности должна быть возможна некоторая вариантность действий.

Так, например, для ритейлера как собственника товара в принципе может быть неважно, на какую полку поставить тот или иной товар при условии наличия равного спроса на него. И тот, и другой товар ретейлеру все равно необходимо продать. Поставщику же конкретного товара важно, чтобы именно его товар был представлен на торговых полках, пользующихся наибольшей популярностью у покупателей.

Необходимым условием возникновения отношений по оказанию услуг, связанных с продвижением товара, является волеизъявление сторон, направленное на совершение указанной сделки. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли сторон (п. 3 ст. 154 ГК РФ). Следовательно, об оказании услуг по продвижению товаров можно говорить только в том случае, когда на совершение соответствующих действий (деятельности) имеется явно выраженная воля сторон договора - поставщика и ритейлера.

Под реализацией услуг понимается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, - оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Таким образом, услуги по продвижению товаров в целях налогообложения следует считать реализованными только в том случае, когда соответствующая деятельность не просто была осуществлена ритейлером в рамках его хозяйственной деятельности, а во исполнение заключенного между поставщиком и ритейлером договора оказания услуг.

Необходимость наличия волеизъявления сторон для признания факта реализации товаров, работ, услуг подтверждается и судебной практикой.

Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 19.05.2004 N А48-3690/03-8 указал следующее:

"Передача права собственности на товар... может быть признана реализацией лишь при наличии волеизъявления обеих сторон сделки, при этом волеизъявление должно быть выражено как на саму передачу права собственности, так и на указание цены".

Несмотря на то что в приведенном примере речь идет о реализации товара, позицию арбитражного суда можно полностью применить и к реализации услуги.

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие особенности осуществления деятельности по продвижению товаров в форме оказания услуг:

- в качестве услуг по продвижению товаров формально могут выступать любые действия ритейлера, связанные с продвижением товаров. При этом указанные действия имеют экономическую ценность сами по себе, независимо от результата указанных действий, который не включается в предмет договора оказания услуг;

- действия, выступающие в качестве услуг по продвижению товаров, должны осуществляться ритейлером определенным образом, имеющим значение прежде всего для поставщика;

- необходимым условием возникновения отношений по оказанию услуг между ритейлером и поставщиком является наличие волеизъявления сторон, направленного на совершение соответствующей сделки.

Налоговые последствия реализации услуг по продвижению товаров у ритейлера

В целях налогообложения прибыли ритейлер обязан включить выручку, полученную от реализации услуг по продвижению товаров, в состав доходов от реализации на основании п. 1 ст. 249 НК РФ.

В целях обложения НДС операции по реализации услуг в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ признаются объектом обложения НДС.

Следовательно, со стоимости реализованных услуг ритейлер обязан исчислить и уплатить НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Минфин России считает принципиально невозможным оказание ритейлерами услуг по продвижению товаров (Письма Минфина России от 03.10.2006 N 03-03-04/1/677, от 17.10.2006 N 03-03-02/247) <*>. В связи с этим иногда высказывается мнение, что, поскольку продвижение ритейлерами товаров в интересах поставщиков не признается в качестве услуг, следовательно, и обязанности по исчислению и уплате НДС со стоимости оказанных услуг у ритейлера не возникают.

--------------------------------

<*> Комментарий указанной позиции Минфина России изложен далее при описании налоговых рисков.

Указанная позиция представляется автору небесспорной. Соответствующий вывод Минфина России был сделан применительно к вопросу об экономической обоснованности затрат на приобретение услуг ритейлеров, связанных с продвижением товаров, в целях налогообложения прибыли. В целях НДС данное разъяснение финансового органа вряд ли может быть применено в качестве обоснования неначисления НДС при реализации соответствующих услуг.

Налоговые последствия приобретения услуг по продвижению товаров у поставщика

Поставщик вправе в целях налогообложения прибыли включить в состав расходов затраты на приобретение услуг по продвижению товаров. В качестве расходов признаются любые затраты налогоплательщика при условии, что они экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Экономически обоснованными признаются затраты, связанные с деятельностью, направленной на получение доходов.

Осуществляемые ритейлером мероприятия по продвижению товаров позволяют представить потребителям реализуемый поставщиком товар в наиболее наглядной и внешне привлекательной для потребителя форме, выделить его среди товаров других производителей.

Доступность товара, привлекательность, наглядность его представления, удобное и выгодное расположение товара, постоянное наличие его в полном ассортименте способствуют популяризации товара среди потребителей, увеличению спроса на товар. Это, в свою очередь, приводит к росту оптовых закупок ритейлером товара у поставщика и, соответственно, к увеличению доходов поставщика.

Таким образом, затраты поставщика на приобретение услуг ритейлера по продвижению товаров являются экономически обоснованными.

Кроме того, указанные затраты обусловлены и практикой делового оборота. Предоставление поставщикам услуг, связанных с продвижением товара, является достаточно распространенной практикой в сфере сетевой розничной торговли.

Следует отметить, что в ранее действовавших, а ныне отмененных Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ <*> (п. 5) прямо указывалось, что под экономически оправданными расходами следует понимать в том числе затраты, обусловленные обычаями делового оборота.

--------------------------------

<*> Утверждены Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729. Утратили силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 21.04.2005 N САЭ-3-02/173@.

Важным является также вопрос об отнесении поставщиком затрат, связанных с продвижением товара, к соответствующей группе расходов в целях налогообложения прибыли. Затраты на продвижение товаров в гл. 25 НК РФ прямо не поименованы.

На наш взгляд, поскольку деятельность по продвижению товаров фактически может рассматриваться в качестве рекламной деятельности, затраты на продвижение товаров следует относить в состав рекламных расходов по пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Однако необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли в размере фактически понесенных затрат без ограничения их размера признаются лишь следующие виды рекламных расходов:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Правомерность учета затрат на продвижение товаров в составе рекламных расходов подтверждается и судебной практикой.

Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 29.03.2005 N Ф09-1034/05-АК указал следующее:

"В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся в том числе расходы на наружную рекламу, на оформление витрин, выставок-продаж, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Кодекса, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода для целей налогообложения, которые признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса, включая и затраты на мерчандайзинг".

В целях обложения НДС поставщик вправе принять к вычету суммы налога, предъявленные ему при приобретении услуг по продвижению товаров ритейлером. Вычет НДС осуществляется при условии приобретения услуг по продвижению товаров для использования в деятельности, облагаемой НДС, на основании счета-фактуры, первичных документов после принятия услуг на учет (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налоговые риски при приобретении услуг по продвижению товаров

Налоговые риски при осуществлении ритейлерами деятельности по продвижению товаров в интересах поставщика в рамках договора оказания услуг возникают у поставщика.

Контролирующие органы могут признать неправомерным отнесение поставщиком затрат на приобретение услуг по продвижению товаров в состав расходов в целях налогообложения прибыли в силу их экономической необоснованности.

Соответствующий риск связан главным образом с позицией Минфина России и налоговых органов, принципиально не признающих возможность оказания ритейлерами поставщикам услуг по продвижению товаров.

По их мнению, затраты поставщиков, связанные с продвижением товаров розничными продавцами, являются экономически необоснованными, поскольку:

- соответствующие операции осуществляются в рамках предпринимательской деятельности сетевого магазина по осуществлению розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика (Письма Минфина России от 03.10.2006 N 03-03-04/1/677, от 17.10.2006 N 03-03-02/247);

- соответствующие операции по продвижению товаров осуществляются покупателем (сетевым магазином) в отношении товара, право собственности на который перешло к покупателю (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.06.2005 N 20-12/43635);

- фактическое исполнение обязательств исполнителя по обеспечению присутствия товара в согласованном ассортименте, обеспечению доли выкладки товара, обеспечению текущего минимального запаса невозможно отразить в акте об оказании услуг. Поэтому осуществляемые на основании этого акта затраты организации не отвечают условиям документальной подтвержденности (Письмо Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/170).

В связи с указанной позицией Минфина России и налоговых органов у поставщика также дополнительно возникает риск признания неправомерным вычета НДС по услугам, связанным с продвижением товара, в связи с тем, что контролирующие органы могут посчитать приобретение соответствующих услуг не связанным с осуществлением деятельности, облагаемой НДС.

Приведенные доводы Минфина России и налоговых органов, по мнению автора, небесспорны.

Несмотря на то что действия, связанные с продвижением товара, осуществляются ритейлером в рамках своей хозяйственной деятельности, указанное обстоятельство не может свидетельствовать о невозможности наличия у поставщика какого-либо экономического интереса (деловой цели) в совершении ритейлером соответствующих действий.

Поскольку деятельность по продвижению товаров осуществляется в рамках хозяйственной деятельности ритейлера, безусловно, она имеет значение и для самого ритейлера. Вместе с тем важным в данном случае является не сам факт одновременного наличия интереса как у ритейлера, так и у поставщика, а то, чей интерес в данном случае является наиболее значимым.

Наиболее значимый интерес в продвижении товара всегда имеет производитель (изготовитель) товара. Менее значимый интерес у оптового торговца товаров (поставщика). Последним в соответствующей цепочке движения товара к конечному потребителю является розничный продавец (ритейлер), который по сравнению с изготовителем и поставщиком товара имеет менее значимый интерес в продвижении конкретного товара.

Таким образом, несмотря на то что деятельность по продвижению товаров осуществляется ритейлером непосредственно в рамках своей предпринимательской деятельности по розничной торговле, в совершении соответствующих действий по продвижению товара могут быть существенно заинтересованы и третьи лица (изготовители, оптовые продавцы). Для них имеет значение выполнение ритейлером действий по продвижению товара определенным значимым для них образом.

Особенно наглядно указанная ситуация проявляется в отношении рекламных услуг. Так, ритейлер может осуществлять в рамках своей хозяйственной деятельности рекламу принадлежащих ему товаров, однако это не означает, что изготовитель товара или его поставщик не могут заказать ритейлеру соответствующие услуги по рекламе производимого и поставляемого ему товара. В силу непосредственной связи с конечным потребителем ритейлер имеет гораздо большие возможности воздействия на потребителя в целях стимулирования потребительского спроса. Таким образом, заключение изготовителем и поставщиком соответствующих договоров на оказание рекламных услуг с ритейлером экономически выгодно и для них.

Указанный вывод подтверждается и сложившейся судебной практикой. Суды признают оправданным рекламирование продукции не только непосредственно розничными продавцами, но и изготовителем продукции, а также лицами, осуществляющими оптовые поставки товара.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 31.03.2004 N Ф04/1665-305/А46-2004 не принял доводы налогового органа об отсутствии необходимости рекламирования товара у производителя продукции (по мнению налогового органа, такая необходимость может быть только у розничного продавца).

Девятый арбитражный апелляционный суд (г. Москва) в Постановлении от 06.12.2004 N 09АП-3487/04-АК указал следующее:

"Независимо от вида торговой деятельности организаций (розничной или оптовой) проводимые ими рекламные акции направлены на стимулирование продажи продукции в целом, а также ведут к росту торгового оборота организаций, реализующих эту продукцию. Увеличение розничного спроса в результате рекламных акций ведет к увеличению оптовых продаж, поэтому, безусловно, связано с деятельностью, по которой получены доходы оптового продавца".

Довод налоговых органов о том, что действия по продвижению товара осуществляются ритейлером в отношении собственного товара и, следовательно, не связаны с деятельностью поставщика, направленной на получение дохода, также нельзя признать обоснованным. Положения гл. 25 НК РФ не связывают возможность учета расходов в целях налогообложения прибыли с наличием или отсутствием права собственности на товары, в отношении которых осуществляются соответствующие действия, влекущие затраты <*>.

--------------------------------

<*> Напротив, отдельными положениями гл. 25 НК РФ прямо предусмотрена возможность учета в составе расходов затрат, произведенных в отношении товара, право собственности на который налогоплательщику уже не принадлежит. Так, например, из пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ следует, что в составе расходов поставщика учитываются скидки (премии), предоставленные в отношении товара, право собственности на который перешло к покупателю.

Если рассматривать операцию по поставке товара между поставщиком и ритейлером как единичную, то какие-либо услуги по продвижению уже реализованного товара поставщику не нужны. Вместе с тем если предположить, что поставщик осуществляет закупку и продажу товара ритейлеру в течение длительного времени на регулярной основе, то продвижение уже реализованного ритейлеру товара имеет смысл для поставщика, поскольку тем самым стимулируется потребительский спрос на товар, который будет поставлен в будущем.

В качестве примера снова обратимся к рекламным услугам. В сходной ситуации реклама товара ритейлером в местах продажи в интересах поставщика или изготовителя будет рассматриваться не как реклама конкретного товара, принадлежащего ритейлеру, а как реклама товарного знака, бренда либо как реклама товара, который будет поставлен (изготовлен) в будущем.

Так, например, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 10.02.2005 (15.02.2005) N А40-65232/04-80-545 указал:

"В пункте 2.2.1 решения ответчиком не приняты затраты на рекламу ООО "ТД "Главпродукт" в сумме 5 715 123 руб. по договорам поставки с ООО "Копейка-Москва", ЗАО "ПКФ "БИН", ООО "Метро Кэш энд Кэрри", ООО "Ашан", так как при предоставлении услуг конкретные сведения (адрес, номер телефона, вид деятельности и др.) об организации - ООО "ТД "Главпродукт" - не указаны, товарный знак "Главпродукт" принадлежит другому лицу, договор о передаче права на товарный знак заявителем не представлен и в бухгалтерском учете заявителя указанный товарный знак не учтен.

Заявителем представлены суду договоры: от 01.01.2004 N 1536 с ООО "Ашан", от 01.03.2004 N 789 с ЗАО "ПКФ "БИН", от 24.11.2003 N 5717 с ООО "Копейка-Москва", N 101 с ООО "Метро Кэш энд Кэрри" (т. 2, л. д. 23 - 86). В соответствии с условиями договора указанные покупатели обязуются оказать услуги по проведению мероприятий по стимулированию сбыта продукции торговой марки "Главпродукт". Заявителем представлены в материалы дела акты о выполнении работ (акты сдачи-приемки услуг).

Доводы ответчика (налогового органа) не могут быть приняты судом, поскольку заявителем рекламировался не товарный знак, а реализуемый им товар. Указанным доводам ответчика оценка дана выше".

Что касается довода Минфина России о невозможности документального подтверждения факта выполнения ритейлером услуг по продвижению товаров, то этот довод может быть опровергнут поставщиком путем оформления и представления соответствующих документов, фиксирующих выполнение ритейлером соответствующих действий (акты, фотоотчеты и пр.).

Нельзя признать законным и отказ в вычете НДС, предъявленного поставщику при приобретении услуг по продвижению товаров, по причине признания соответствующих затрат экономически необоснованными.

НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав, принимается к вычету налогоплательщиком при наличии счета-фактуры на основании первичных документов после принятия товаров, работ, услуг, имущественных прав на учет при условии их приобретения для использования в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом экономическая обоснованность расходов на приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав в качестве условия для принятия НДС к вычету гл. 21 НК РФ не предусматривается.

Следовательно, налоговый орган не вправе отказать в вычете НДС в силу признания расходов на приобретение услуг по продвижению товаров экономически необоснованными.

Указанный вывод подтверждается и судебной практикой.

Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 08.06.2006 N А52-5725/2005/2 указал:

"Основным условием предоставления налоговых вычетов является приобретение товарно-материальных ценностей и услуг для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС... Главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации предъявление НДС к вычету не ставится в зависимость от экономической оправданности затрат".

К аналогичному выводу пришел и ФАС Центрального округа в Постановлении от 16.12.2004 N А36-135/2-04:

"Исходя из приведенного законодательства, суд правомерно признал, что Налоговый кодекс РФ не связывает принятие к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), с обязательным отнесением стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли".

Минфин России в Письме от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286 высказал иную позицию по вопросу экономической обоснованности расходов на продвижение товаров.

Несмотря на то что, по мнению Минфина России, затраты поставщика по оплате действий ритейлера, осуществляемых последним в рамках розничной торговли, по-прежнему нельзя рассматривать как экономически обоснованные, Минфин России не исключает, что в отдельных случаях, когда соответствующие действия призваны обеспечить создание конкретных обстоятельств, привлекающих внимание к ассортименту и наименованию товаров поставщика, соответствующие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе, а расходы поставщика по оплате таких действий - как рекламные расходы.

Таким образом, указанным Письмом Минфин России фактически отказался от своей прежней позиции.

Однако остался вопрос: поменяют ли свою позицию налоговые органы? В любом случае указанное Письмо Минфина России будет являться для налогоплательщика весомым аргументом в споре как с налоговыми органами, так и в суде.

Рекомендации по снижению налоговых рисков

В целях снижения рисков необходимо прежде всего тщательно составлять и оформлять документы, подтверждающие фактическое выполнение ритейлером соответствующих действий по продвижению товаров, осуществляемых в интересах поставщика.

В качестве указанных документов могут, например, выступать:

- акты по результатам посещения сотрудниками поставщика торговых центров покупателя, в которых реализуются товары;

- отчеты ритейлера об осуществленных мероприятиях по продвижению товаров;

- иные документы, достоверно подтверждающие факт выполнения ритейлером действий, являющихся предметом оказания услуг по продвижению товаров.

Снижение налоговых рисков возможно путем представления налогоплательщиком дополнительных доказательств, свидетельствующих об экономической обоснованности приобретения услуг по продвижению товаров.

В качестве таких доказательств поставщиком могут быть представлены документы (отчеты, заключения, аналитические записки), свидетельствующие об эффективности действий ритейлера по продвижению товаров, их влиянии на рост объема закупок и продаж товаров у поставщика.

Целесообразность осуществления мероприятий по продвижению товаров в местах их продаж может подтверждаться также маркетинговой политикой поставщика.

Кроме того, обоснованность осуществления ритейлерами деятельности по продвижению товаров в интересах поставщика может быть подтверждена данными, полученными в результате маркетинговых исследований, проведенных сторонними организациями по заказу поставщика, а также данными исследований зарубежного опыта.