Что понимать под компенсационными выплатами, установленными законодательством РФ?
Как провести грань между льготируемыми и облагаемыми НДФЛ и ЕСН компенсациями?
В этих и других вопросах поможет разобраться данная статья.
Компенсационные выплаты не облагаются НДФЛ и ЕСН (п. 3 ст. 217, пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Для этого необходимо выполнение ряда условий.
Компенсационные выплаты должны быть:
1) установлены законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления;
2) связаны с определенными случаями, перечень которых приводится в указанных статьях НК РФ;
3) выплачены в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.
На практике огромное разнообразие компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, с одной стороны, и отсутствие четких критериев в НК РФ, с другой стороны, не позволяют бухгалтеру однозначно определить, какие выплаты облагать "зарплатными" налогами, а какие - нет.
Попытаемся систематизировать все компенсационные выплаты и рассмотрим на примерах соответствие некоторых из них данным условиям.
Но для начала необходимо разобраться, что следует понимать под компенсационными выплатами для целей налогообложения.
Понятие компенсационных выплат
Налоговый кодекс РФ не дает определения понятию "компенсационные выплаты". В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо руководствоваться другими отраслями законодательства.
Понятие компенсации раскрывается в ст. 164 ТК РФ.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, отличительной особенностью компенсационных выплат является их цель, а именно возмещение затрат работникам. Затраты работника можно условно подразделить на затраты, связанные с исполнением:
- трудовых обязанностей;
- иных (нетрудовых) обязанностей.
Такие обязанности могут быть установлены как Трудовым кодексом, так и другими федеральными законами.
Сопоставим понятие компенсации, установленное ТК РФ, с нормами НК РФ, освобождающими компенсационные выплаты от налогообложения.
Для наглядности разделим все компенсации на установленные:
- Трудовым кодексом;
- иными законодательными актами.
В других законах, предусматривающих выплаты компенсаций, не связанных с трудовыми отношениями, понятие компенсации не определено. Однако из общего смысла применения термин "компенсации" следует рассматривать как денежные выплаты физическому лицу в целях возмещения чего-либо, например вреда здоровью (п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), затрат родителей на содержание детей в детских садах (ст. 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").
Компенсации, установленные Трудовым кодексом
Обратите внимание! Не все компенсации, установленные ТК РФ и связанные с определенными случаями, перечень которых приводится в ст. ст. 217 и 238 НК РФ, не облагаются "зарплатными" налогами.
Дело в том, что в Трудовом кодексе РФ можно выделить два вида компенсационных выплат.
Первый вид компенсаций определен ст. 164 ТК РФ и связан с возмещением затрат работникам (см. выше).
Второй вид компенсаций определен ст. 129 ТК РФ и фактически является частью оплаты труда. Структура заработной платы (оплаты труда работника), приведенная в указанной статье, включает:
- вознаграждение за труд;
- компенсационные выплаты;
- стимулирующие выплаты.
Компенсационные выплаты определены как доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. При этом такие компенсации не призваны возместить конкретные затраты работников.
По смыслу ст. ст. 217 и 238 НК РФ не облагаются НДФЛ и ЕСН компенсации первого вида как не входящие в систему оплаты труда. А компенсации второго вида облагаются НДФЛ и ЕСН в общем порядке, поскольку являются элементом системы оплаты труда.
Ярким примером такого разделения являются выплаты работникам за работу в тяжелых и (или) вредных условиях труда.
Компенсация или доплата "за вредность"
Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ).
Конкретные размеры доплаты за вредные условия труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным или трудовым договором. Такие доплаты относятся к компенсациям второго вида, приведенным в ст. 129 ТК РФ, и являются частью оплаты труда работников.
Таким образом, указанные доплаты за вредные (тяжелые) условия труда не являются компенсациями и облагаются НДФЛ и ЕСН как составная часть оплаты труда.
Вместе с тем ст. 219 ТК РФ предусмотрены компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Цель таких компенсаций - возмещение работникам физиологических затрат, связанных с повышенными физическими и умственными нагрузками. Такие выплаты соответствуют понятию компенсаций, приведенному в ст. 164 ТК РФ, и не облагаются НДФЛ и ЕСН. Размер таких компенсаций должен определяться коллективным или трудовым договором.
Аналогичную позицию по поводу разделения выплат за работу в тяжелых (вредных) условиях труда на облагаемые и не облагаемые "зарплатными" налогами высказывают Высший Арбитражный Суд РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2007 N 4419/07, п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога"), а также Минфин России (Письмо Минфина России от 21.08.2007 N 03-04-07-02/40) и налоговые органы (Письма ФНС России от 18.10.2007 N ГИ-6-04/793@, от 21.04.2005 N 14-1-04/1345@).
Следует иметь в виду, что основанием для доплат и компенсаций "за вредность" являются результаты аттестации рабочих мест, проводимой в соответствии с Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12. Обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда установлена ст. 212 ТК РФ.
Компенсация за часть отпуска
Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ). Следует отметить, что денежная компенсация за весь основной отпуск трудовым законодательством не предусмотрена.
Перечень компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ и ЕСН, установлен п. 3 ст. 217, пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ и является закрытым. Напрямую компенсация за часть отпуска в нем не поименована.
Данная выплата не соответствует понятию компенсации, приведенному в ст. 164 ТК РФ, поскольку она не возмещает затрат работника. Замена части отпуска деньгами относится к компенсациям второго вида и является элементом оплаты труда. Косвенным подтверждением такого вывода может служить факт включения такой компенсации в состав расходов на оплату труда по налогу на прибыль (п. 8 ст. 255 НК РФ).
Следовательно, компенсация за часть отпуска облагается НДФЛ и ЕСН в общем порядке. Такого мнения придерживаются Минфин России (Письмо от 01.06.2006 N 03-03-04/3/10) и некоторые судьи (Постановления ФАС Центрального округа от 14.06.2006 N А09-2774/05-29; Северо-Западного округа от 18.04.2007 N А26-6260/2006-212, от 18.07.2006 N А56-35031/2005).
Однако некоторые судьи высказывают противоположное мнение (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2005 N А05-7210/05-33, от 15.09.2005 N А26-2725/2005-210, от 29.08.2005 N А05-17293/04-18, от 04.02.2005 N А26-8327/04-21). Основанием таких решений служит рассмотрение судьями компенсации за часть отпуска как выплаты, связанной с исполнением работником трудовых обязанностей, приведенной в перечне п. 3 ст. 217 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
Какие нормы применять
Одним из условий освобождения компенсаций от НДФЛ и ЕСН является их выплата в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. По нашему мнению, под такими нормами следует понимать:
а) конкретное предельное значение компенсационной выплаты, установленное законодателем;
б) нормы, которые законодатели предписывают устанавливать самостоятельно, например в коллективном договоре.
Хорошо, если такие нормы прямо установлены соответствующими статьями НК РФ, например нормы суточных. К сожалению, это происходит крайне редко. Как правило, нужно обращаться к ТК РФ и другим законодательным актам, которые содержат положения о порядке выплаты и размерах тех или иных компенсаций.
Зачастую параллельно существуют различные нормы выплаты одной и той же компенсации для разных целей. В таких случаях возникают трудности с выбором правильных норм и, как следствие, споры с налоговыми органами.
Ярким примером, подтверждающим обозначенную проблему, является компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях.
Данная выплата предусмотрена ст. 188 ТК РФ и соответствует понятию компенсации, приведенному в ст. 164 ТК РФ, поскольку связана с возмещением конкретных затрат работникам. Рассматриваемая компенсация включена в перечень льготируемых компенсационных выплат как связанная с выполнением трудовых обязанностей.
Таким образом, компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях отвечает первым двум условиям льготирования. Осталось проанализировать соответствие третьему условию, т.е. определить, нормируется ли данная выплата.
Размер возмещения расходов, связанных с использованием личного имущества работника, определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ). При этом конкретная предельная сумма (лимит) возмещения таких расходов Трудовым кодексом не предусмотрена.
Вместе с тем существуют нормы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
Представители налоговых органов и Минфина России настаивают на том, что организации должны использовать указанные нормы, поскольку в НК РФ не предусмотрены специальные нормы для НДФЛ и ЕСН (Письма Минфина России от 24.12.2007 N 03-11-04/3/513, от 29.12.2006 N 03-05-02-04/192 и УФНС России по г. Москве от 28.08.2007 N 28-17/1269, от 18.09.2007 N 18-11/3/088756@).
Однако предельные нормы расходов организаций на выплату таких компенсаций, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 92, установлены исключительно в целях исчисления налога на прибыль организаций и не могут быть применены для исчисления другого налога иной категорией налогоплательщиков - физических лиц. Поэтому компенсации за использование личного транспорта освобождаются от налогообложения в размере, определенном соглашением сторон трудового договора. Такова позиция Президиума ВАС РФ (Постановление от 30.01.2007 N 10627/06 по делу N А32-35519/2005-58/731).
Компенсации, установленные законодательными актами
(кроме установленных ТК РФ)
Компенсации могут быть установлены не только Трудовым кодексом РФ, но и другими федеральными законами.
Рассмотрим пример одной из таких компенсаций.
В России в последнее время уделяется большое внимание государственной поддержке семей, имеющих детей.
С 1 января 2007 г. вступили в силу дополнения в Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1), предусматривающие выплаты компенсации родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших плату за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении (п. 1 ст. 52.2 Закона N 3266-1).
Размер компенсации составляет определенную часть от фактически внесенной родительской платы:
- 20% - на первого ребенка;
- 50% - на второго ребенка;
- 70% - на третьего и последующих детей.
Предположим, многодетная мать оплачивает по 1000 руб. в месяц содержание каждого ребенка в детском саду. Она имеет право на компенсацию в размере:
- 200 руб. - на первого ребенка;
- 500 руб. - на второго ребенка;
- 700 руб. - на третьего и последующих детей.
Порядок выплаты указанных компенсаций устанавливается органами государственной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 52.2 Закона N 3266-1).
Рассмотрим налогообложение таких компенсаций.
Сразу отметим, что такие компенсации ЕСН не облагаются, поскольку не являются объектом налогообложения (п. 1 ст. 236 НК РФ).
А вот по поводу обложения НДФЛ рассматриваемых компенсаций Минфин в 2007 г. высказывал две противоположные точки зрения.
Вначале, сославшись на отсутствие в перечне п. 3 ст. 217 НК РФ прямого указания на такие компенсации, Минфин заявил о необходимости их налогообложения (Письмо от 13.06.2007 N 03-04-06-01/181).
Затем Минфин изменил свою позицию на прямо противоположную, и вышеуказанное Письмо было отозвано (Письмо Минфина России от 27.11.2007 N 03-04-06-01/416). Аргументами чиновников стали общегосударственные задачи повышения рождаемости, поддержки семей, имеющих детей. При этом Минфин отметил необходимость внесения изменений в п. 3 ст. 217 НК РФ, предусматривающих отдельное основание для освобождения от уплаты НДФЛ данной компенсации. А до внесения соответствующих изменений (с учетом положения п. 7 ст. 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика) суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка не подлежат обложению НДФЛ (Письма Минфина России от 20.12.2007 N 03-04-05-01/417, от 30.11.2007 N 03-04-06-01/426).
Подведем итоги.
Целью настоящей статьи не являлось рассмотрение всех компенсационных выплат, предусмотренных законодательством. Автор обозначил подход (алгоритм) к анализу компенсаций с точки зрения соответствия критериям льготного налогообложения.
Во-первых, бухгалтеру необходимо проверить, соответствует ли та или иная выплата понятию компенсации. Затем определить, к какому виду компенсаций она относится.
Во-вторых, нужно удостовериться, что компенсация связана с определенными случаями, перечень которых приводится в п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
В-третьих, нужно определить, являются ли эти компенсационные выплаты нормируемыми.