ФНС России предлагает расширить применение института досудебного обжалования, который в настоящее время обязателен только при оспаривании результатов налоговых проверок
В фискальном ведомстве проанализировали трехлетнюю практику применения специальных правил досудебного обжалования налоговых споров. Результатом анализа стало выявление тенденции к уменьшению количества налоговых споров, доведенных до суда. Ежегодно количество разбирательств в судах по претензиям налоговиков к хозяйствующим субъектам снижается на 15—20%, а за три года существования досудебного аудита решений инспекций вышестоящими инстанциями количество судебных дел с участием фискалов сократилось почти вдвое. Об этом свидетельствует и официальная статистика ВАС РФ. Причем споры, связанные с решениями по налоговым проверкам, составляют не более трети всех налоговых споров. В то же время по другим видам споров налоговики не всегда могут урегулировать ситуацию до суда. Причины две. Во-первых, процедура обжалования в вышестоящем налоговом органе обязательна только в том случае, когда организация или бизнесмен намерены обжаловать в суде решение, вынесенное по результатам выездной или камеральной проверки. Например, чтобы обжаловать требование об уплате задолженности, направленное в связи с пропуском срока уплаты налога, необязательно обращаться в вышестоящий налоговый орган, можно сразу подать иск в суд. Во-вторых, подать иск в арбитраж можно только в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Из-за боязни пропустить этот срок плательщики вынуждены обращаться в суд, не прибегая к помощи региональных налоговых органов и ФНС России. Поэтому фискалы выступили с инициативой концептуально изменить существующую систему досудебного урегулирования налоговых споров. Сейчас подготовлен законопроект о внесении соответствующих изменений в налоговое законодательство.