В последнее время дистанционная торговля очень распространена в России. Она обладает целым рядом преимуществ. Для продавца – это небольшой штат сотрудников, отсутствие затрат по аренде торговых помещений. Для покупателя – экономия времени и низкие цены. В данной статье мы рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета организаций, торгующих на расстоянии.
Правовые основы дистанционной торговли
При продаже товаров дистанционным способом необходимо руководствоваться:
– главой 30 ГК РФ, устанавливающей общие нормы торговли;
– cтатьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон N 2300-1) и статьей 497 ГК РФ, устанавливающими специальные нормы для дистанционной торговли;
– Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (далее – Правила).
Дистанционным признается такой способ продажи товара, при котором исключена возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром (п. 1 ст. 26.1 Закона N 2300-1).
При таком способе торговли покупатель выбирает товар по описанию в каталоге, по фотоснимкам, через различные средства связи (телевизионную, почтовую, радиосвязь и др.).
Договор купли-продажи при дистанционной торговле считается заключенным с момента:
– выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара;
– получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (п. 20 Правил).
Обратите внимание! Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ (п. 5 Правил).
Более подробно о правовом регулировании дистанционной торговли читайте в журнале «Новая бухгалтерия», N 1 за 2008 г.
Способы дистанционной торговли
В настоящее время можно выделить несколько способов дистанционной торговли:
– по каталогам;
– через интернет-магазин;
– через теле- и радиомагазин.
Отражение в бухгалтерском и налоговом учете деятельности по продаже товаров на расстоянии зависит от нескольких факторов, таких, как способы оплаты, варианты доставки, сопутствующие расходы, связанные с торговлей (создание и поддержание работы сайта, услуги почты), и др.
Оплата товаров, продаваемых дистанционным способом, может производиться:
– наличными денежными средствами;
– по безналу (перевод денежных средств со счета покупателя на счет продавца);
– наложенным платежом (при доставке товара по почте);
– пластиковыми картами (VISA, MasterCard и др.);
– «электронными деньгами» (с помощью одной из платежных систем Интернета).
Доставка товара осуществляется, как правило, одним из трех способов:
– почтовая доставка;
– доставка курьером;
– самовывоз.
Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета при различных способах дистанционной торговли, вариантах оплаты и доставки.
Торговля по каталогам
Изготавливаем каталоги
Для того чтобы продать товар данным способом, прежде всего нужно изготовить каталоги. Для этого торговая фирма, как правило, привлекает специализированную полиграфическую организацию.
В бухгалтерском учете поступление изготовленных каталогов отражается торговой фирмой в составе материально-производственных запасов (МПЗ) по фактической себестоимости. В данном случае фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат на изготовление каталогов, за исключением НДС (пункты 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).
Пример 1.
В январе 2008 г. торговая фирма «Звезда» заключила договор с типографией на изготовление 1000 каталогов одежды на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). В этом же месяце получила заказ и оплатила услуги типографии.
В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
Дебет 10 – Кредит 60
– 100 000 руб. – приняты к учету каталоги одежды;
Дебет 19 – Кредит 60
– 18 000 руб. – учтен НДС, предъявленный типографией;
Дебет 68 – Кредит 19
– 18 000 руб. – принят к вычету НДС по каталогам;
Дебет 60 – Кредит 51
– 118 000 руб. – оплачены услуги типографии.
Рассылаем каталоги покупателям
Далее каталоги нужно распространить среди потенциальных покупателей. Это можно сделать, например, путем рассылки.
Стоимость распространяемых каталогов и расходы по их рассылке учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (пункты 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Указанные расходы признаются в момент передачи каталогов на почту для рассылки (п. 16 ПБУ 10/99).
Пример 2.
В феврале 2008 г. торговая фирма «Звезда» заключила договор с Управлением почтовой связи на рассылку каталогов одежды на сумму 5900 руб. (в том числе НДС – 900 руб.) и передала каталоги почте.
Дебет 44 – Кредит 10
– 100 000 руб. – стоимость каталогов учтена в составе расходов по обычным видам деятельности;
Дебет 60 – Кредит 51
– 5900 руб. – оплачены услуги почты по рассылке каталогов;
Дебет 19 – Кредит 60
– 900 руб. – отражен НДС, предъявленный Управлением почтовой связи;
Дебет 44 – Кредит 60
– 5000 руб. – стоимость почтовых услуг по доставке каталогов учтена в расходах на продажу.
Вопрос о начислении НДС при рассылке каталогов является на сегодняшний день спорным.
Объектом обложения НДС признается реализация товаров, в том числе на безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Под товарами для целей НК РФ понимается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НКРФ).
Минфин России рассматривает бесплатную раздачу рекламных материалов (листовок, сувениров и т.п.) как безвозмездную передачу товаров. Такая позиция, изложенная в письмах от 15.08.2005 N 03-04-05/13, от 26.11.2004 N 03-04-11/211, вероятно, будет применяться налоговыми органами и в случае бесплатной рассылки (раздачи) каталогов потенциальным покупателям.
Однако суды считают такую позицию контролирующих органов неправомерной по следующим основаниям.
Стоимость передаваемых рекламных материалов включается в цену реализуемых товаров (работ, услуг), которая и облагается НДС. Если налог начислять еще и со стоимости рекламных материалов, то будет иметь место двойное налогообложение (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2007 N А44-871/2006-15, от 26.06.2006 N А05-1915/2006-11, Волго-Вятского округа от 31.08.2007 N А11-306/2007-К2-23/55).
Однако этой логикой можно руководствоваться в том случае, когда каталоги распространяются безадресно, т.е. расходы по их изготовлению и распространению являются рекламными. Как быть в том случае, когда получатель каталога идентифицирован?
На наш взгляд, и в этом случае объект обложения НДС не возникает.
Каталог не соответствует определению имущества, предназначенного для реализации, – по сути своей он представляет собой коммерческое предложение, прайс с фотографиями. Потребительской стоимости это имущество не имеет.
Реализацией товаров признается соответственно передача на возмездной или безвозмездной основе (в случаях, предусмотренных НК РФ) права собственности на товары одним лицом для другого лица (п. 1 ст. 9 НК РФ).
Как видим, формально бесплатная передача каталога потенциальному покупателю подпадает под определение реализации, приведенное в ст. 39 НК РФ, – право собственности переходит от организации к получателю каталога.
Но так можно дойти и до абсурда: лист бумаги, на котором напечатан договор, – это тоже имущество. Но при передаче этого листа деловому партнеру никому не приходит в голову говорить о реализации.
По нашему мнению, аналогичного подхода следует придерживаться и в случае раздачи (рассылки) каталогов потенциальным покупателям. Причем указанный подход справедлив как в случае адресного, так и в случае безадресного распространения каталогов.
Налоговый учет расходов по изготовлению и рассылке каталогов (примеры 1 и 2) будет зависеть от способа распространения каталогов (адресная или безадресная рассылка).
При распространении каталогов путем адресной рассылки указанные расходы не соответствуют понятию рекламных*, поскольку каталоги адресованы определенному кругу лиц (например, постоянным клиентам). В этом случае, по мнению Минфина России, расходы по адресной рассылке не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ как расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов (письмо Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/1/390).
___________________________
*Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»).
Расходы по изготовлению и рассылке каталогов в целях исчисления налога на прибыль, по нашему мнению, могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Ведь адресная рассылка каталогов связана с предоставлением информации о товарах потенциальным клиентам, т.е. с производственной деятельностью организации.
Данная позиция подтверждается в письме УФНС России по г. Москве от 18.08.2006 N 20-12/74671 и Постановлении ФАС Московского округа от 04.08.2005 N КА-А40/7346-05. Таким образом, в рассматриваемой ситуации, возможны споры с контролирующими органами.
При распространении каталогов путем безадресной рассылки указанные расходы соответствуют понятию рекламных, поскольку каталоги адресованы неопределенному кругу лиц. В этом случае расходы по изготовлению и рассылке каталогов в целях исчисления налога на прибыль могут учитываться в составе рекламных расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом расходы по изготовлению каталогов учитываются в полном объеме, а расходы по рассылке – в пределах 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ). Данную позицию подтверждает письмо Минфина России от 18.01.2006 N 03-03-02/13.
Доставка товара покупателю
Третьим и заключительным этапом деятельности при торговле по каталогам является доставка товара покупателю.
Самым распространенным способом доставки при торговле по каталогам является почтовое отправление с наложенным платежом. Покупатель оплачивает товар при получении в почтовом отделении. Затем Управление федеральной почтовой связи сумму наложенного платежа перечисляет торговой организации (отправителю товара). Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи». Стоимость услуг почты, как правило, составляет небольшой процент (до 10%) от стоимости товара.
В бухгалтерском учете выручка от реализации товара является доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Моментом признания выручки является момент перехода права собственности (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). С учетом положений статей 223, 224 ГК РФ в рассматриваемой ситуации переход права собственности возможен:
– в момент получения товара покупателем на почте;
– в момент передачи заказа на почту.
Рекомендуем закрепить в договоре и учетной политике один из возможных вариантов перехода права собственности.
Пример 3.
В марте 2008 г. торговая фирма «Звезда» получила заявку от покупателя на два комплекта одежды на сумму 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.). Фактическая себестоимость заказанной одежды составила 25 000 руб.
В каталоге предусмотрено, что продавец доставляет товар в указанное покупателем место и право собственности переходит в момент получения товара покупателем на почте. Товар был отправлен наложенным платежом 20 марта и получен покупателем 25 марта, что подтверждается уведомлением почтового отделения. 26 марта поступили деньги на расчетный счет торговой фирмы «Звезда».
В бухгалтерском учете стоимость услуг почты будет отражена, как в примере 2.
20 марта:
Дебет 45 – Кредит 41
– 25 000 руб. – передан товар на почту для доставки покупателю.
25 марта:
Дебет 62 – Кредит 90/1
– 35 400 руб. – отражена выручка от продажи товара на основании уведомления почты;
Дебет 90/3 – Кредит 68
– 5400 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 90/2 – Кредит 45
– 25 000 руб. – списана фактическая себестоимость проданной одежды.
26 марта:
Дебет 51– Кредит 62
– 35 400 руб. – поступили деньги за проданный товар.
В налоговом учете выручка от реализации товара является доходом от обычных видов деятельности и признается:
– при методе начисления – в момент перехода права собственности (п. 3 ст. 271, ст. 39 НК РФ);
– при кассовом методе – в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Интернет-магазин
Создание сайта и поддержание его работы
Для того чтобы начать торговлю в интернет-магазине, прежде всего необходимо создать сайт.
Разработку сайта можно провести самостоятельно или воспользоваться услугами специализированной фирмы.
Бухгалтерский и налоговый учет расходов на создание сайта будет зависеть от того, зарегистрируете вы исключительное право на сайт или нет.
Если вы зарегистрируете исключительное право на сайт, то затраты на его создание будут учитываться в составе нематериальных активов (и в бухгалтерском, и в налоговом учете).
Если вы не зарегистрируете исключительное право на сайт, то затраты на его создание будут учитываться в бухгалтерском учете в составе расходов будущих периодов. В налоговом учете указанные затраты должны учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, либо как расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 12.03.2006 N 03-03-04/ 2/54), либо как расходы на оплату услуг связи (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Минфин России рекомендует равномерное списание расходов в течение срока использования сайта (п. 1 ст. 272 НК РФ, письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/2/61).
По нашему мнению, возможно единовременно учесть указанные расходы на основании подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. Порядок признания указанных расходов рекомендуем закрепить в учетной политике.
После создания сайта нужно зарегистрировать доменное имя в Российском НИИ развития общественных сетей. Срок действия регистрации составляет, как правило, год. Поэтому в бухгалтерском учете затраты на регистрацию отражаются в составе расходов будущих периодов. В налоговом учете указанные затраты должны учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 25 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).
После того как сайту присвоено доменное имя, нужно заключить договор с провайдером на размещение сайта в интернете и его техническую поддержку (услуги хостинга). Таким договором, как правило, предусмотрены ежемесячные платежи за обслуживание, которые отражаются в бухгалтерском учете интернет-магазина на счете 44 «Расходы на продажу».
Пример 4.
Интернет-магазин «Радуга» заключил договор со сторонней организацией на разработку сайта. Договором предусмотрено, что исключительное право на сайт не передается, срок использования сайта составляет год.
Стоимость работ по созданию сайта составила 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.). Стоимость услуг по регистрации доменного имени – 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). Ежемесячная плата за услуги хостинга составила 5900 руб. (в том числе НДС – 900 руб.).
1. Отражаем в бухгалтерском учете расходы на создание сайта:
Дебет 97 – Кредит 60
– 10 000 руб. – отражены расходы на создание сайта;
Дебет 19 – Кредит 60
– 1800 руб. – учтен НДС по расходам на создание сайта;
Дебет 68 – Кредит 19
– 1800 руб. – принят к вычету НДС по расходам на создание сайта;
Дебет 60 – Кредит 51
– 11 800 руб. – оплачены работы по созданию сайта;
Дебет 44 – Кредит 97
– 833,33 руб. (10 000 руб. : 12 мес.) – ежемесячная часть расходов по созданию сайта учтена в расходах на продажу.
2. Отражаем в бухгалтерском учете расходы на регистрацию доменного имени:
Дебет 97 – Кредит 60
– 1000 руб. – отражены расходы на регистрацию доменного имени;
Дебет 19 – Кредит 60
– 180 руб. – учтен НДС по расходам на регистрацию доменного имени;
Дебет 68 – Кредит 19
– 180 руб. – принят к вычету НДС по расходам на регистрацию доменного имени;
Дебет 60 – Кредит 51
– 1180 руб. – оплачены услуги по регистрации доменного имени;
Дебет 44 – Кредит 97
– 83,33 руб. (1 000 руб. : 12 мес.) – ежемесячная часть расходов на регистрацию доменного имени учтена в расходах на продажу.
3. Отражаем в бухгалтерском учете расходы на услуги хостинга (ежемесячно в течение года):
Дебет 44 – Кредит 60
– 5000 руб. – отражена стоимость услуги хостинга за месяц;
Дебет 19 – Кредит 60
– 900 руб. – отражен НДС по услугам хостинга;
Дебет 68 – Кредит 19
– 900 руб. – принят к вычету НДС по услугам хостинга;
Дебет 60 – Кредит 51
– 5900 руб. – оплачены услуги хостинга за месяц.
В налоговом учете указанные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункты 25, 28, 49 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).
Расчеты с покупателем и доставка товара
Рассмотрим наиболее распространенный способ расчетов с покупателем: оплата наличными курьеру при доставке товара.
Обратите внимание! При наличных денежных расчетах организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров через интернет-магазины, в том числе и с доставкой их покупателям на дом, необходимо применять ККТ (ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», письмо УФНС России по г. Москве от 28.03.2006 N22-12/24310). Причем чек должен пробиваться в момент оплаты покупателем товара. Если чек пробивается заранее, например при получении курьером товара на складе, то нарушается синхронность времени получения денег и времени, указанном в чеке.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы при продаже товаров без применения ККТ:
– для граждан – в размере от 1500 до 2000 руб.;
– для должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.;
– для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.
В связи с этим настоятельно рекомендуем использовать компактные переносные ККТ: вы исключите нарушение закона, а при отказе от товара избежите хлопот по оформлению возврата.
В бухгалтерском и налоговом учете выручка от реализации товара отражается так же, как в примере 3.
Бухгалтерский и налоговый учет в теле- и радиомагазинах аналогичен рассмотренным в статье способам дистанционной торговли.
Подведем итоги. Бухгалтерский и налоговый учет при торговле дистанционным способом не так уж сложен. Затраты на организацию дистанционной торговли значительно ниже, чем затраты в обычной торговле. Низкие цены и экономия времени при покупке привлекает все большее число покупателей, среди которых и автор статьи.