Еще летом, 31 августа, Минздравсоцразвития России выпустило Приказ N 569, которым утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Минюст зарегистрировал Приказ только в конце года - 29 ноября 2007 г. Чем интересен и полезен вам новый Порядок, узнаете из этого комментария.
Решение вопросов охраны труда является одной из важнейших задач трудового законодательства, призванной обеспечить безопасные условия труда работников и предупреждать несчастные случаи на производстве.
Производственные отношения самым непосредственным образом связаны с развитием науки и техники, с внедрением новых технологий. По этой причине трудовое законодательство не может стоять на месте, так как его нормы должны полностью соответствовать уровню развития производственных отношений. В первую очередь это касается тех норм и правил, которые регулируют вопросы охраны труда.
Согласно ст. 210 ТК РФ к основным направлениям государственной политики в области охраны труда относится также установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда согласно части 12 ст. 209 ТК РФ представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно Положению Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию труда осуществляет Минздравсоцразвития России.
Ранее данные функции находились в сфере полномочий Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Минздравсоцразвития России Приказом от 31.08.2007 N 569 утвердило Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок), который вводится в действие с 1 сентября 2008 г.
Названный Порядок издан в соответствии с частью 12 ст. 209 ТК РФ, раскрывающей само понятие "аттестация рабочих мест по условиям труда" и предусматривающей, что данная аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Ранее Министерством труда и социального развития РФ было издано аналогичное по содержанию постановление от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Постановление).
В настоящее время именно это Постановление является основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Очевидно, что оно будет действовать до 1 сентября 2008 г., т.е. до вступления в силу вышеназванного Порядка.
Новый нормативный акт - Порядок, - регулирующий правила проведения аттестации рабочих мест, издан Министерством здравоохранения и социального развития РФ в рамках разрабатываемой с 2007 г. данным органом исполнительной власти концепции программы по улучшению условий и охраны труда.
Одной из главных составляющих этой программы должно стать внедрение системы управления профессиональными рисками, которое в свою очередь невозможно без проведения регулярной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Чем же отличается новый Порядок от Постановления Минтруда России 1997 г.?
Одним из существенных отличий вводимого Порядка от действующего ныне Постановления является значительное расширение субъектного состава данных отношений.
Как известно, Постановление устанавливает порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда только в организациях.
Согласно п. 1 Порядка правилами проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулируются вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Конечно же, это не все субъекты трудовых отношений, перечисленные в качестве работодателей в ст. 20 ТК РФ. Тем не менее сферой действия нового Порядка охвачена большая часть субъектов, участвующих в качестве работодателей на российском рынке труда.
В новом Порядке дополнен перечень целей, для которых могут использоваться результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
В отличие от соответствующих положений Постановления Порядок предусматривает использование результатов проведенной аттестации для обязательного предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
В Порядке предусмотрены также гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно Порядку результаты аттестации используются также в целях подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередным медицинским осмотрам (обследованиям).
Результаты аттестации согласно новому Порядку будут использоваться при расчете скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок предусматривает при необходимости использование результатов аттестации рабочих мест по условиям труда для рассмотрения вопроса о приостановлении осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если имеется непосредственная угроза жизни или здоровью работников.
Порядком изменен порядок формирования аттестационной комиссии. Предусмотрено привлечение для проведения такой аттестации сторонней организации, именуемой аттестующей. Данные о такой организации должны отражаться в результатах аттестации по форме, установленной в приложении 10 к Порядку.
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе.
Новым Порядком, в отличие от Постановления, расширен рекомендуемый состав аттестационной комиссии за счет включения в него представителей привлеченной аттестующей организации, юристов, сотрудников лабораторных подразделений, специалистов по кадрам, а также по труду и заработной плате.
В отличие от Постановления, новый Порядок предусматривает оценку вредных и опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и на аналогичных рабочих местах на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух).
При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест.
После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест, основанный на результатах инструментальных измерений и оценок. Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации. Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные в ходе аттестации хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, должны соответствовать всем 100% аналогичных рабочих мест.
При этом Порядок устанавливает такие понятия, как "аналогичные рабочие места" и "предполагаемые аналогичные рабочие места".
В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
- они закреплены за работниками, должности либо профессии которых имеют одно и то же наименование;
- работающие на данных рабочих местах сотрудники выполняют одни и те же профессиональные обязанности в одинаковом режиме работы при однотипном технологическом процессе;
- данные работники используют в процессе своей трудовой деятельности однотипные инструменты, оборудование, приспособления, сырье и материалы;
- работа на этих рабочих местах проводится с использованием однотипных систем отопления, освещения, вентиляции и кондиционирования воздуха;
- для данных рабочих мест характерен одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- работа ведется в одном или нескольких однотипных помещениях либо на открытом воздухе.
К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда.
Если же работники выполняют работы, не входящие в квалификационную характеристику конкретных профессий и должностей, но установленные для них приказом работодателя или трудовым договором, аттестационной оценке подвергаются все виды работ.
В новом Порядке определены и правила проведения аттестации так называемых нестационарных рабочих мест. К таким рабочим местам Порядок относит места с территориально меняющимися рабочими зонами. Например, слесари-сантехники, рабочие строительных специальностей и др. Аттестация таких рабочих мест проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценкой этих операций.
Вновь организованные рабочие места аттестуются после их ввода в эксплуатацию.
Как и ранее, аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Однако по сравнению с Постановлением правила проведения каждого вида оценки в новом Порядке более конкретизированы и оформлены в отдельный раздел с соответствующим наименованием.
Так, в соответствии с новым Порядком в ходе проведения гигиенической оценки условий труда протоколы измерений и оценок оформляются по каждому вредному и (или) опасному фактору, включая тяжесть и напряженность. При этом допускается составление протоколов либо на каждое рабочее место, либо на группу рабочих мест составлением сводного протокола.
Порядком установлены виды работ, которые не подлежат гигиенической оценке. К ним относятся работы в чрезвычайных ситуациях (тушение пожаров, спасательные работы и т.п.).
Не проводятся измерения и оценка труда и в тех случаях, когда существует угроза жизни и здоровью специалистов, производящих замеры.
Дополнены и конкретизированы некоторые понятия, относящиеся к оценке травмобезпасности рабочих мест. В новом Порядке определен перечень требований травмобезопасности. К таким требованиям относится защита:
- от механических воздействий;
- от воздействия электрического тока;
- от воздействия повышенных и пониженных температур;
- от воздействия радиоактивных и ядовитых веществ.
Новый Порядок предусматривает проведение оценки травмобезопасности не только самих рабочих мест, но и соответствующих им территорий, элементов зданий и сооружений. Например, изучаются особые требования к устройству противоскользящих покрытий полов, облицовки стен, укреплению сводов шахт, устройству аварийных выходов и т.п.
Изменен и порядок проведения оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Новым Порядком более конкретизированы подлежащие оценке средства индивидуальной защиты, выдаваемые рабочим. Такая оценка проводится при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и факторов травмобезопасности рабочего места.
Более подробно конкретизированы основания определения фактического состояния условий труда на рабочем месте. Согласно Порядку фактическое состояние условий труда определяется на основании ранее проведенных оценок, а именно:
- по классу и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса;
- по классу условий труда по травмобезопасности;
- по обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Качественное изменение претерпели требования к оформлению результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно Порядку результаты аттестации рабочих мест по условиям труда должны оформляться в виде единого пакета документов, часть которых работодатель обязан направить после проведения аттестации в государственную инспекцию труда в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В приложениях к принятому в 2007 г. Порядку, в отличие от приложений к Постановлению 1997 г., отсутствуют так называемые основные термины и определения. Очевидно, в момент разработки требований к проведению аттестации в 1997 г. и издания тогда соответствующего Постановления перед Минтрудом России такая проблема стояла, так как нормы действовавшего в тот период Кодекса законов о труде Российской Федерации не раскрывали основные понятия как в сфере трудовых отношений в общем, так и по вопросам охраны труда в частности.
В настоящее время такие понятия раскрыты в нормах Трудового кодекса РФ.
Прежними остались требования к периодичности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В Порядке сохранен прежний период - не реже одного раза в пять лет.
Не изменен в новом Порядке и срок хранения результатов проведенной аттестации. Как и в теперешнем Постановлении, срок хранения этих документов согласно Порядку составляет 45 лет.
Порядок, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ, как и Постановление Минтруда России, имеет большое практическое значение, так как именно результаты аттестации рабочих мест по условиям труда составляют правовую основу реализации прав работников, предусмотренных статьями 147 и 219 ТК РФ.