Еще одним важным новшеством Положения в отношении правил определения кворума общего собрания является установление большого количества случаев, когда акции общества не учитываются при его определении.
Это означает, что если на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, в обществе имеется определенное количество голосующих акций, то акции, в указанных в Положении случаях, исключаются из этого количества (по существу, исключаются из числа голосующих), и кворум определяется от общего количества остальных голосующих акций общества.
Таких случаев в Положении так много, что необходимо их классифицировать.
Первая группа: случаи, связанные с неисполнением владельцами указанных акций обязанностей, предусмотренных законодательством.
Прежде всего, для определения кворума не учитываются акции, не оплаченные при учреждении общества в полном объеме. При этом в Положении сделана оговорка: «если иное не предусмотрено уставом общества», что связано, разумеется, с установленной законом возможностью предусмотреть уставом общества право голоса по акции, не полностью оплаченной при учреждении: «Акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества» (п. 1 ст. 34 Закона об АО).
Более интересным случаем является исключение из кворума «акций, которые составляют более 30, 50 или 75 процентов общего количества размещенных обыкновенных акций открытого общества, а также привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона „Об акционерных обществах“, если такие акции принадлежат лицу, которое в соответствии со статьей 84.2 Федерального закона „Об акционерных обществах“ обязано сделать обязательное предложение и которое не направило обязательное предложение в открытое общество, а также его аффилированным лицам».
В этом смысле Положение повторяет норму п. 6 ст. 84.2 Закона об АО, согласно которой «с момента приобретения более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и до даты направления в открытое общество обязательного предложения, соответствующего требованиям настоящей статьи, лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются».
Указанная норма позволяет провести общее собрание в некоторых сложных ситуациях, когда одним из акционеров приобретен крупный пакет акций, а обязанность по направлению обязательного предложения не выполнена. Тогда акции, превышающие установленные законом «контрольные отметки» (30, 50 или 75%), не учитываются при определении кворума, и только поэтому иногда указанный кворум может быть обеспечен.
обратите внимание
С другой стороны, такая норма несколько снижает гарантии прав миноритарных акционеров на то, чтобы в итоге им было сделано обязательное предложение. Ведь запрет голосования акциями, превышающими «контрольные отметки», может быть крайне несущественным для мажоритария, поскольку из-за исключения их из количества акций, необходимого для определения кворума, он может получить требуемый ему корпоративный контроль независимо от направления обязательного предложения.
Например, лицо, владеющее 40% акций общества, приобретает еще 20%, то есть получает контрольный пакет, и в этой связи должно сделать обязательное предложение, а до этого — имеет право голоса только по 50% акций. Но акции, принадлежащие ему и его аффилированным лицам сверх лимита (то есть 10%), исключаются из кворума. Для определения кворума, таким образом, принимаются 90% голосующих акций, а принадлежащие мажоритарию голосующие 50% вполне обеспечивают ему большинство голосов на собрании (50 / 90 = 55,5%) и необходимый контроль.
При этом важно отметить, что у миноритариев пока нет возможности в судебном порядке заставить мажоритария сделать обязательное предложение, как предусмотрено проектом Информационного письма ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами главы XI.1 Федерального закона „Об акционерных обществах“». Однако указанный документ, о котором мы писали ранее (см. «КС» № 01 за 2012 г.), к сожалению, «застрял» на рассмотрении ВАС РФ в стадии проекта.
Вторая группа: случаи, связанные с переходом акций к обществу или их погашением.
Третья: случаи, связанные с иными ограничениями согласно законодательству.
Прежде всего, обращает внимание исключение из кворума «акций, принадлежащих одному лицу, которые превышают ограничения, установленные уставом общества в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона „Об акционерных обществах“, в части количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру».
обратите внимание
Это можно назвать историческим событием — впервые нормативным актом установлены хоть какие-то последствия нарушения ограничений, которые могут предусматриваться уставом согласно п. 3 ст. 11 Закона об АО. До этого никакой определенности в том, как применять данные ограничения и насколько они могут быть применены законно, не существовало.
Также появилась важная норма об исключении из кворума акций, принадлежащих заинтересованным лицам, при принятии решений об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Кроме того, не будут учитываться при определении кворума акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) или лицам, занимающим должности в органах управления, при принятии решения об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества. В последнем случае нетрудно заметить, что в обществах, где все голосующие акции принадлежат членам совета директоров и (или) органов управления, по этому вопросу может не остаться голосующих акций, и как принимать решение в таком обществе — непонятно. Впрочем, это недостаток не нового Положения, а нормы п. 6 ст. 85 Закона об АО: «акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества», о чем много обсуждалось ранее.