Новое в исполнительном производстве

| статьи | печать

1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, новый Закон). Он представляет собой новую редакцию одноименного действующего Федерального закона N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", принятого еще в 1997 г. (далее - Закон N 119-ФЗ).

Новый Закон не меняет концепцию действующего порядка исполнительного производства, но вместе с тем содержит ряд серьезных изменений, которые продиктованы реалиями современной жизни.

Что нового нас ждет с вступлением в силу обновленного Закона и насколько изменится процесс исполнительного производства?

Прежде чем перейти к обзору новшеств в исполнительном производстве, остановимся на причинах, побудивших законодателя обновить действующий порядок исполнительного производства.

Десятилетняя практика применения Закона N 119-ФЗ выявила ряд проблем, связанных с несовершенством его норм, например, некоторые из них стали противоречить Арбитражному процессуальному кодексу РФ (АПК РФ), Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) и другим нормативным актам. Это затрудняло применение Закона судами. В результате отсутствовала единообразная правоприменительная практика. Таким образом, назрела потребность в обновлении норм Закона, регулирующего исполнительное производство.

Потребность в обновлении Закона N 119-ФЗ вызвана также необходимостью приведения его норм в соответствие с требованиями международных договоров Российской Федерации, прежде всего Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <*> (далее - Европейская конвенция). После вступления России в Совет Европы (февраль 1996 г.) и ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции фактически все ее принципы и нормы стали составной частью российского законодательства. Этим принципам и нормам, как и положениям других международных договоров и соглашений, участником которых является Россия, отдается предпочтение по сравнению с нормами федерального и регионального законодательства. Однако, как показывает практика, чтобы европейские нормы действовали полноценно и эффективно, необходимо непосредственно включить их в российские законодательные акты и создать соответствующий механизм реализации этих норм.

--------------------------------

<*> Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950.

Таким образом, назрела необходимость обновить принятый в 1997 г. Закон N 119-ФЗ, регулирующий исполнительное производство, путем включения новых и корректировки имеющихся норм с учетом сложившейся судебной практики, деятельности специальных органов, осуществляющих исполнительное производство, и требований международных правил. В результате принят новый Закон об исполнительном производстве - Закон N 229-ФЗ. Что нового появилось в Законе N 229-ФЗ по сравнению с Законом N 119-ФЗ?

Задачи и принципы

Впервые в Законе N 229-ФЗ появились отдельные статьи, определяющие задачи и принципы исполнительного производства. Следует отметить, что принципы в теории права представляют собой признак самостоятельной отрасли права. Поэтому с введением в действие нового Закона можно говорить о законодательном закреплении такой самостоятельной отрасли права, как исполнительное производство.

К задачам исполнительного производства отнесено "правильное и своевременное исполнение актов суда и других уполномоченных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций".

К принципам отнесены: законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Содержательная сторона каждого принципа в Законе не раскрывается. Представляется, что сущность каждого из них должна восприниматься в соответствии с основами теории права и с учетом международных норм права.

Органы принудительного исполнения

Органом принудительного исполнения, как и прежде, является Федеральная служба судебных приставов (ст. 5 Закона N 229-ФЗ), которая осуществляет принудительное исполнение актов судебных органов, а также актов других уполномоченных органов.

Судебный пристав-исполнитель (далее - судебный пристав) является центральной процессуальной фигурой в исполнительном производстве, в чьих полномочиях находится принятие решений с момента возбуждения исполнительного производства вплоть до его окончания. Решения, принимаемые судебными приставами, оформляются в форме постановлений, порядку оформления которых впервые посвящена отдельная статья нового Закона - ст. 14 Закона N 229-ФЗ.

Новый Закон концептуально меняет действующую систему принудительного исполнения, предоставляя органам принуждения более широкие полномочия, в том числе в части доступа к сведениям, необходимым для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов.

Новеллой Закона является право судебного пристава получать сведения от банков, иных кредитных организаций, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, а также от лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, о наличии у должника денежных средств, имущества, имущественных прав (ст. 69 Закона N 229-ФЗ). Однако получить запрашиваемую информацию у перечисленных организаций судебный пристав сможет только при наличии письменного разрешения старшего судебного пристава.

Новым Законом судебному приставу предоставлено право запрашивать у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций следующие сведения:

- о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

- о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

- об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Органы и организации, получившие запрос судебного пристава, обязаны предоставить запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса. В Законе N 119-ФЗ этот срок составлял три дня.

Обратите внимание! Вступившие в силу поправки в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 255-ФЗ) наделили службу судебных приставов правом получать в кредитных организациях справки по счетам и вкладам физических лиц. Судебные приставы также вправе требовать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (Федеральный закон от 02.10.2007 N 225-ФЗ).

В целях оперативного разрешения возникающих в ходе исполнительного производства вопросов судебным приставам впервые предоставлены полномочия приостанавливать исполнительное производство (ст. 40 Закона N 229-ФЗ). Раньше такое право являлось прерогативой суда. Вместе с тем новым Законом предусмотрены случаи, когда приостановить исполнительное производство может только суд (ст. 39 Закона N 229-ФЗ).

В новом Законе содержится перечень случаев, когда судебный пристав обязан приостановить исполнительное производство (п. 1 ст. 40 Закона N 229-ФЗ). В п. 2 ст. 40 Закона N 229-ФЗ перечислены случаи, когда приостановление исполнительного производства является правом судебного пристава.

Например: в случае нахождения должника на лечении; розыска должника-гражданина или розыска ребенка; по просьбе должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ; при поручении совершить отдельные исполнительные действия другому судебному приставу в случаях, указанных в п. 6 ст. 33 Закона N 229-ФЗ. Такое поручение должно быть утверждено старшим приставом-исполнителем.

Появились новые полномочия у вышестоящих судебных приставов. Так, Главный судебный пристав РФ наделяется правом передавать исполнительное производство из одного подразделения службы судебных приставов в другое, в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства (п. 9 ст. 33 Закона N 229-ФЗ).

Аналогичным правом наделен главный судебный пристав субъекта РФ по передаче исполнительного производства из одного структурного подразделения в другое в пределах одного субъекта РФ (п. 10 ст. 33 Закона N 229-ФЗ).

Такое решение может приниматься этими должностными лицами "в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства". Новый Закон не раскрывает содержательную сторону предложенной формулировки, предоставляя указанным должностным лицам самостоятельно определять случаи, при которых перераспределение дел сможет наилучшим образом отразиться на результатах исполнительного производства. При этом судебный пристав, которому передано исполнительное производство из другого подразделения, вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения, в том числе на территории, на которую не распространяются его полномочия (п. 11 ст. 33 Закона N 229-ФЗ).

Особыми полномочиями наделен Главный судебный пристав РФ, главные судебные приставы субъектов РФ и их заместители по приостановлению исполнительного производства в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных судебных приставов (п. 3 ст. 40 Закона N 229-ФЗ). Перечисленные должностные лица также вправе отменить постановление судебного пристава или признать его действия (бездействие) неправомерными, основываясь на нормах ст. 127 Закона N 229-ФЗ.

Для усиления контроля за решениями по исполнительному производству, принимаемыми судебными приставами, новый Закон впервые предусмотрел возможность обжалования постановлений в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу: Главному судебному приставу РФ, главному судебному приставу субъекта РФ и старшему судебному приставу (п. 4 ст. 14 и ст. 123 Закона N 229-ФЗ).

Обжаловать решения, действия или бездействие судебного пристава можно и в судебном порядке (ст. 128 Закона N 229-ФЗ).

Участники исполнительного производства

К участникам исполнительного производства отнесены стороны исполнительного производства (должник и взыскатель) и лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ст. 48 Закона N 229-ФЗ). Эта категория дополнена лицами, исполняющими требования, содержащиеся в судебных актах и актах других органов и должностных лиц. К ним относятся граждане, органы и организации, включая банки, кредитные организации, должностные лица, а также государственные органы и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 7 Закона N 229-ФЗ).

Что касается сторон исполнительного производства, то на стороне взыскателя в исполнительном производстве, как и прежде, могут находиться граждане и юридические лица. Впервые возможность выступать в качестве взыскателей предусмотрена для объединений граждан, не являющихся юридическим лицом, а также появилась возможность признать взыскателем и должником публичные образования - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации и муниципальное образование (п. п. 1, 2 ст. 49 Закона N 229-ФЗ). Участие таких лиц в исполнительном производстве должно осуществляться с учетом норм ст. ст. 124 - 126 ГК РФ.

В новом Законе подробно описаны права и обязанности представителей сторон исполнительного производства, а также порядок оформления их полномочий (ст. ст. 53 - 55 и 57 Закона N 229-ФЗ).

Относительно представителей юридических лиц Законом предусмотрено, что их участие в исполнительном производстве осуществляется через органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей, действующих на основании доверенности.

В п. 3 ст. 57 Закона N 229-ФЗ предусмотрена необходимость включения в текст доверенности некоторых полномочий представителя, без указания которых считается, что совершать их представитель не вправе. К таким полномочиям отнесены:

- предъявление и отзыв исполнительного документа;

- передача полномочий другому лицу;

- обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава;

- получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);

- отказ от взыскания по исполнительному документу;

- заключение мирового соглашения.

Последние два полномочия появились впервые.

К лицам, содействующим исполнительному производству, относятся понятые, переводчик и специалисты. Новым Законом эта категория лиц дополнена лицами, которым передано под охрану или на хранение арестованное имущество (пп. 3 ст. 48 Закона N 229-ФЗ), и сотрудниками органов внутренних дел (ст. 62 Закона N 229-ФЗ). В прежнем Законе N 119-ФЗ упоминались только сотрудники милиции.

Сотрудники органов внутренних дел вовлекаются в процесс исполнительного производства в случае появления угрозы жизни или здоровью судебного пристава, а также для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Законодатель дополнил список случаев, при которых участие понятых становится обязательным. Например, при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества (ст. 59 Закона N 229-ФЗ).

Исполнительные документы

Перечень исполнительных документов остался прежним, претерпев незначительные изменения уточняющего характера. Принудительному исполнению подлежат акты о присуждении, к которым относятся судебные акты и акты некоторых уполномоченных органов и должностных лиц.

К исполнительным документам, исходящим от судов, относятся исполнительные листы, судебные приказы. Перечень их в новом Законе дополнен судебным актом, принимаемым по делам об административных правонарушениях.

В Законе N 229-ФЗ более корректно сформулировано основание выдачи судебных исполнительных листов судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Указанный судебный документ выдается судом на основании его же судебного решения (ст. 428 ГПК РФ, ст. 319 АПК РФ), а не решений других органов, как это было указано ранее. Последние названные органы в рамках судебного процесса представляют либо нормативно-правовой акт, который применяется судом при разрешении судебного дела (ст. 11 ГПК РФ, ст. 13 АПК РФ), либо доказательство, основываясь на котором суд принимает решение (ст. 195 ГПК РФ, ст. 64 АПК РФ).

Перечень исполнительных документов дополнен нотариально удостоверенной копией соглашения об уплате алиментов, используемой наравне с оригиналом.

Решен вопрос о том, подлинник или копия исполнительного документа направляется судебным приставом для исполнения. Исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, согласно ст. 12 Закона N 229-ФЗ находится в материалах исполнительного производства.

Судебный пристав направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.

Исполнительные действия

Исполнительные действия перечислены в ст. 64 Закона N 229-ФЗ. Указанный перечень расширен по сравнению с Законом N 119-ФЗ и является открытым.

Помимо исполнительных действий, осуществлявшихся до принятия нового Закона, судебные приставы могут также проводить проверку финансовых документов, имеющих отношение к исполнительному производству. Они также вправе давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, входить в занимаемое должником жилое помещение без его согласия.

Судебные приставы наделены правом проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Появилась возможность государственной регистрации имущества и имущественных прав должника или взыскателя по постановлению судебного пристава.

Государственная регистрация права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, проводится в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание (ст. 66 Закона N 229-ФЗ).

За судебным приставом законодательно закреплено право временно ограничивать выезд должника из Российской Федерации при неисполнении им в установленный срок без уважительных причин исполнительного судебного документа (пп. 15 п. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

Ограничение на выезд должника за пределы государства может применяться судебным приставом лишь в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом (ст. 67 Закона N 229-ФЗ).

Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника такого ограничения.

Более четко определены условия исполнения требований о взыскании денежных средств (или их аресте), а также о взыскании периодических платежей органами, не являющимися органами принудительного исполнения (ст. ст. 8 и 9 Закона N 229-ФЗ). Так, исполнительные документы, содержащие требования о взыскании денежных средств, могут направляться взыскателем непосредственно в кредитную организацию, а требования о взыскании периодических платежей и денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., - в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.

Сроки в исполнительном производстве

Новеллой стала глава о сроках, детально регламентирующая общие условия установления, исчисления и определения начала и окончания сроков в исполнительном производстве, а также вопросы приостановления, продления и восстановления пропущенных сроков. Вместе с тем имеются специальные нормы о сроках и в других главах, к которым должны применяться общие условия о сроках.

Оставлен прежним двухмесячный срок для исполнения исполнительного документа, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению или с сокращенными сроками исполнения (ст. 36 Закона N 229-ФЗ). В этот срок не включается время, в течение которого исполнительные действия не производились в связи с отложением, приостановлением, отсрочкой или рассрочкой исполнительного производства. Не включается время со дня объявления в розыск должника-организации или имущества должника до его окончания, а также со дня обращения сторон, судебного пристава в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении исполнительного документа (ч. 7 ст. 36 Закона N 229-ФЗ).

Место и время совершения исполнительных действий

Закон N 229-ФЗ впервые регламентирует порядок действий взыскателя, если ему неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство. В указанном случае взыскатель вправе направить исполнительный документ и заявление главному судебному приставу субъекта РФ по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (п. 4 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то после поступления в подразделение судебных приставов такой документ немедленно передается судебному приставу, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение (п. 10 ст. 30 и пп. 4 п. 1 ст. 13 Закона N 229-ФЗ).

Новым Законом уточнено, что решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении такого исполнительного производства судебный пристав должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (п. 10 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Законом N 229-ФЗ по-новому решается вопрос о совершении исполнительных действий судебным приставом вне подконтрольной ему территории. В случаях, когда судебному приставу необходимо совершить отдельные исполнительные действия или применить меры принудительного исполнения на территории, на которую его полномочия не распространяются, он вправе поручить совершение таких действий и мер судебному приставу, чьи полномочия распространяются на данную территорию (п. 6 ст. 33 Закона N 229-ФЗ).

В новом Законе появились дополнительные исключения для времени проведения исполнительных мероприятий.

Исполнительные мероприятия могут проводиться во внерабочее и в ночное время в исключительных случаях:

1) если имеется угроза жизни;

2) в целях обеспечения иска;

3) при обращении взыскания на скоропортящиеся продукты;

4) в связи с проведением выборов в государственные и муниципальные органы.

(Окончание см. "Новая бухгалтерия", 2008, N 2)