В отечественном производстве текстильных и швейных изделий стоит столько проблем, что и без вступления в ВТО оставляет российским компаниям небольшую долю внутреннего рынка.
В общем объеме производства страны доля легкой промышленности сравнительно невелика — порядка 1,1%, но отрасль занимает важное место в списке приоритетов государства. В первую очередь это объясняется ее высокой социальной значимостью. На сегодняшний день в текстильной и швейной промышленности государства занято около 326 000 человек, работающих на 653 крупных и средних предприятиях. Кроме того, в отрасли функционирует около 4000 предприятий малого бизнеса. Объем произведенной продукции в 2011 г. составил 180 млрд руб. По данным Минпромторга России, рост объема производства составил 104,6% по отношению к 2010 г.
Необходимо повернуться к потребителю
По данным Минпромторга России, текстильная промышленность занимает около 50% объема производства всех отраслей легкой промышленности. Наиболее востребованная подотрасль — производство хлопчатобумажных изделий, затем шелковых и синтетических тканей.
Суммарный объем этих производств составляет 70% общего объема выпускаемой продукции. Отечественные производители являются лидерами в таких сегментах, как постельное белье (включая матрасы) и рабочая одежда, которая в последние годы становится все более востребованной, что связано в первую очередь с широким использованием ее компаниями, заботящимися не только о комфорте и здоровье сотрудников, но и о собственном имидже. Большая часть рабочей одежды, продающейся в России, произведена на территории страны и соответствует необходимым государственным стандартам, гарантирующим качество продукции.
В сегменте постельного белья российскими производителями представлен весь ассортимент продукции — постельное белье, постельные принадлежности, полотенца, подушки и проч.
По мнению аналитиков рынка, в текущем году наша страна имеет все шансы занять девятое место после Канады в рейтинге наиболее крупных рынков в сфере торговли одеждой. Наиболее высокие шансы у отечественных компаний в сегментах недорогой качественной одежды для взрослых и детей. Неплохие возможности наблюдаются у производителей одежды премиум-класса в городах-миллионниках, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
Вместе с отмеченными успехами российских компаний у отрасли есть целый букет собственных проблем. Это и колоссальный объем импорта, и нежелательная для производственников система налогообложения, и высокий процент «серого» производства.
В части проблем виноваты сами производители. Зачастую в магазинах покупатель даже не смотрит на товары отечественного производства. Если раньше это объяснялось последствиями дефицита иностранных товаров в стране, то сегодня кивать на подобную причину становится все сложнее. Проблема кроется в неповоротливости российских производителей. Несомненно, качество российских товаров, особенно в сегменте недорогой одежды, значительно выше аналогов, поставляемых китайскими и другими азиатскими предприятиями. Но отечественные компании не учитывают в должной степени влияние моды и изменчивость потребительского вкуса, особенно в крупных городах. Сегодня покупателей не интересует одежда прошлого сезона, которую сплошь и рядом предлагают российские производители. Отечественные компании в подавляющем большинстве не готовы в должной степени заниматься расширением ассортимента. Они, как правило, не в состоянии одновременно развивать несколько направлений, стремятся к заполнению узких сегментов рынка. В отличие от российских компаний зарубежные производители выходят на рынок с готовыми коллекциями и широким ассортиментом. Таким образом они привлекают к себе основную массу покупателей, оставляя позади российских производителей.
Доля отечественных компаний на рынке крайне мала
Проблема импорта в текстильной и швейной отрасли стоит так остро, как ни в одном другом секторе национальной экономики, ведь суммарная доля отечественных компаний на рынке составляет 13%. С 2006 по 2011 г. объемы продаж одежды в России выросли на 32,5%. Импорт одежды за те же годы вырос на 55%, и в ближайшей перспективе, к сожалению, эта тенденция сохранится.
Основным поставщиком одежды на российский рынок является Китай, за ним следует Турция. На оставшиеся страны, такие как Пакистан, Узбекистан и проч., приходится от 3% (в натуральном выражении) до 7% (в стоимостном).
Основной причиной столь высокой импортной составляющей на рынке является высокая себестоимость текстильной продукции, которая на 20—30% выше себестоимости продукции из Китая.
Практически вся произведенная предприятиями отрасли продукция реализуется на территории страны. Экспорт в отрасли крайне мал, что также объясняется высокими по сравнению с зарубежными ценами на изделия.
Ситуация на рынке обостряется, что связано с более успешным сравнительно с отечественным выходом экономик стран Азии из кризиса. В этих странах наблюдается более высокий рост темпов внутреннего потребления и близость сырьевых ресурсов. Кроме того, происходит подъем текстильной и швейной отрасли в Узбекистане. Власти страны взяли курс на создание собственного производства.
К примеру, узбекские предприниматели начали самостоятельно производить пряжу и продавать ее сравнительно дешево. В результате часть российских компаний отказалась от прядильных производств и перешла на продукцию из Узбекистана. Сегодня правительством этой страны поддерживается не только ткачество, но и швейное производство. Генеральный директор ОАО «Кинешемская прядильно-ткацкая фабрика» Сергей Жуков считает, что лет через пять швейная продукция из Узбекистана наводнит Россию.
Чтобы успешно противодействовать возрастающему потоку импорта, следует выпускать товары с более высокой добавленной стоимостью, ориентируясь на популярные бренды, а также на технический текстиль.
Вторая проблема отрасли — большое количество «серого» импорта и нелегального производства продукции.
Установленная на сегодняшний день ввозная пошлина в размере 15% на продукцию не защищает отечественные компании. К тому же, по данным аналитиков Российского союза предпринимателей легкой и швейной промышленности, существует немалое количество схем, позволяющих импортерам обойти даже столь невысокие барьеры. Что касается нелегального производства, то основной причиной его широкого распространения является невысокий уровень заработной платы в отрасли, составляющий после вычетов 10 000 руб. Цеховики же предлагают работникам заработную плату начиная с 20 000 руб.
Еще один фактор, тормозящим развитие текстильной отрасли, — высокий рост тарифов на воду и энергоносители. За последние четыре-пять лет они выросли в 3—4 раза.
Морально и технически устаревшее оборудование также не способствует росту производства в отрасли. По данным Минпромторга страны, 50% оборудования работает более 15 лет. При том что на успешном современном производстве не менее 70% оборудования должно быть не старше десяти лет. Чтобы провести переоборудование производства, отечественным фабрикам необходимы колоссальные средства, которых у них нет. А взять длинные кредиты под небольшие проценты в нашей стране пока невозможно.
Отрасль не готова к вступлению в ВТО
Аналитики Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности считают, что присоединение к ВТО чревато для отрасли серьезными проблемами. Эта распространенная точка зрения подтверждается результатами консультаций и отраслевых конференций, которые были организованы РСПП и Минэкономразвития. Интересам отраслевых предпринимателей угрожает снижение импортных пошлин на сырье и ввозных пошлин на готовую продукцию. Следует отметить, что в последнее время таможенные пошлины теряют свои защитительные функции. Большое значение приобретает совершенствование национального законодательства в части предотвращения завоза «серой» продукции.
Для определения последствий присоединения России к ВТО для отрасли в Минпромторге России сделаны оценки рисков от этого процесса, которые определены в размере 2,7 млрд руб. При этом компенсация потерь за счет господдержки составит 600 млн руб. Меры предотвращения негативных последствий членства России в ВТО — «увеличение субсидий по сырью и техническому перевооружению, прямое субсидирование затрат участников пилотных проектов, поддержка предприятий отрасли по продвижению продукции на внутреннем, в том числе через систему госзаказа, и на внешних рынках», считают в союзе.
При этом ни общественные структуры, ни государственные органы, призванные обслуживать интересы отрасли, не готовы к выполнению главной задачи в сложившихся обстоятельствах — компенсации производителям потерь, возникающих при соблюдении правил и принципов ВТО, говорится в докладе Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности.