Ключевой орган «Открытого правительства» — Экспертный совет (ЭС), состоящий из 200 независимых специалистов в самых разных сферах деятельности, — будет сформирован в ближайшее время по распоряжению премьера Дмитрия Медведева. Несмотря на демократичный порядок формирования ЭС, многие аналитики сомневаются, что он сможет повлиять на кабинет министров в важных стратегических вопросах. Чиновники сами станут решать — допускать ли экспертов на свои заседания, а все решения ЭС будут носить рекомендательный характер.
Основной задачей ЭС в соответствии с Положением подписанным Д. Медведевым, станет обеспечение участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Члены Экспертного совета будут допущены на заседания кабинета министров (правда, с разрешения премьера), а также различных правительственных и межведомственных комиссий и советов (тоже с согласия их председателей).
Независимым специалистам, входящим в состав ЭС, позволят делать экспертную оценку проектов решений правительства и федеральных органов исполнительной власти, а также результатов их исполнения.
Среди задач ЭС прописано даже «обеспечение общественного контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти». Для этого эксперты будут принимать участие в разработке ключевых показателей эффективности их деятельности, а после представлять заключения о результатах исполнения.
ЭС будет осуществлять мониторинг эффективности расходов федерального бюджета. Впрочем, конкретные формы такого мониторинга в Положении о совете не уточняются.
Отбор экспертов в состав ЭС будет проходить с помощью голосования в Интернете. На официальном сайте правительства и страничке «большоеправительство.рф» будет размещена информация о начале формирования совета. Одновременно соответствующая информация направляется в федеральные и региональные органы исполнительной власти, муниципальные образования, Общественную палату, РАН, бизнес-объединения и проч.
Все указанные структуры вправе представить до десяти кандидатов в состав Экспертного совета. Из этого моря независимых специалистов координатор ЭС (г-н Абызов) организует отбор 2000 кандидатов, получивших наибольшее количество голосов участников данной процедуры.
Затем среди них выбираются 220 экспертов в процессе интернет-голосования (рейтингования) в режиме онлайн. Наконец, уже из их числа председатель правительства утверждает 200 членов Экспертного совета.
В дальнейшем Положение об ЭС предусматривает ежегодную ротацию его членов (порядка 20%) и привлечение новых независимых экспертов в тех сферах, специалисты в которых не представлены в действующем составе совета.
Мнения самих экспертов о потенциальных возможностях работы ЭС и «Открытого правительства» сильно различаются. Некоторые полны оптимизма и с надеждой смотрят на предстоящую работу новых структур, создаваемых премьером.
На сегодняшний день «Открытое правительство» и формируемый Экспертный совет, по оценке председателя коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Константина Трапаидзе, представляют собой единственную площадку, на которой о себе могут заявить многие люди, которые занимают активную позицию в бизнесе и обществе: «Такие образования позволяют существенно расширить число людей, имеющих возможность влиять на экономическую политику государства и формировать преемственность управленческих кадров. Без чего не может обойтись ни одно цивилизованное государство. Чтобы повысить эффективность их работы, необходимо сформировать четкие и прозрачные критерии их формирования и правила влияния на экономическую и управленческую политику государства».
Скептически относится к потенциалу работы «Открытого правительства» и Экспертного совета проректор Российского государственного социального университета, бывший глава налоговой службы Александр Починок. Большинство задач, которые сегодня ставятся перед ЭС, уже были возложены ранее на членов Общественной палаты РФ. Она создавалась, по сути, с теми же целями и задачами, что и «Открытое правительство», прежде всего для участия гражданского общества и независимых экспертов в работе федеральных и региональных органов власти и контроля результатов их деятельности. Отсутствие реальных полномочий Общественной палаты и слабые возможности повлиять на принятие решений властью привели к тому, что чиновники зачастую даже не знают о существовании независимых экспертов, занимающихся профильными проблемами.
Работа Экспертного совета будет эффективной и полезной для предпринимателей, считает директор московского малого предприятия «Алта-Трейд» Алексей Татаренков, если в его состав войдет хотя бы несколько представителей реального бизнеса. К сожалению, многие предпринимательские объединения практически слились с профильными министерствами и органами власти. Они активно участвуют в распределении бюджетных средств и зачастую далеки от конкретных проблем бизнеса. Поэтому желательно включить в состав ЭС людей, что называется, «от сохи».
В общем, определенный потенциал у «Открытого правительства» и Экспертного совета независимые специалисты все-таки наблюдают. А вот будет ли он реализован, или новый орган повторит невеселую судьбу Общественной палаты, покажет время.