Правительство РФ во исполнение постановления Конституционного суда РФ внесло в Госдуму законопроект с поправками в КоАП РФ, которыми предлагается закрепить порядок исчисления административного штрафа за недекларирование товаров, подлежащих декларированию и перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза и предназначенных для личного пользования.
В качестве основы для начисления таможенных пошлин, налогов используется таможенная стоимость товара, которая декларируется лицом, перемещающим товар. В соответствии со ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза. Для товаров для личного пользования ТК ТС установлены особенности их перемещения через таможенную границу.
Так, в соответствии со ст. 361 ТК ТС таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования.
Заявляемая таможенная стоимость товаров должна основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Для подтверждения заявленной стоимости товаров можно предъявить чеки, счета и иные документы, подтверждающие их приобретение и стоимость.
Требование о декларировании физическими лицами ввозимых ими на территорию РФ товаров, в том числе для личного пользования, обусловлено прежде всего необходимостью обеспечить выполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которые исчисляются исходя из заявленной таможенной стоимости этих товаров, отражающей затраты декларанта на их приобретение.
При решении вопроса о размере административного штрафа за недекларирование товаров таможенными органами использовался предусмотренный ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ порядок оценки стоимости изъятых вещей. Исходя из него при определении стоимости товара использовались цены (государственные или рыночные) именно в РФ либо устанавливались путем проведения экспертизы. Этот порядок не позволял объективно отражать реальные затраты декларанта на приобретение товара в целях квалификации деяния как административного правонарушения, поскольку цены на одни и те же товары, продаваемые в разных странах и ввозимые на территорию РФ, при обычном течении розничной и оптовой торговли могут многократно отличаться.
В результате постановлением КС РФ от 13.07.2010 № 15-П было установлено, что ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ не согласуется с принципами справедливости, равенства и соразмерности, гарантированными Конституцией РФ (ст. 17, 19 и 55), так как допускает возможность включения в стоимость предмета административного правонарушения той части стоимости товара, в пределах которой закон предоставляет полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. И часть 2 ст. 27.11 КоАП РФ также вследствие своей неопределенности допускает возможность произвольного завышения стоимости перемещаемого через таможенную границу товара при исчислении административного штрафа.
Правовая позиция КС РФ такова — при установлении уголовной или административной ответственности за противоправные деяния в таможенной сфере необходимо исходить из того, что любое преступление либо административное правонарушение, а равно санкции за их совершение должны быть четко определены в законе. Причем это должно быть сделано таким образом, чтобы исходя из текста нормы каждый мог предвидеть уголовно-правовые или административно-правовые последствия своих действий (бездействия).
В связи с этим Правительство РФ предлагает дополнить ст. 16.2 КоАП РФ примечанием, в котором предусмотреть порядок исчисления размера административного штрафа в случае недекларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС и предназначенных для личного пользования. А именно четко определить, что в их стоимость не включается стоимость, разрешенная таможенным законодательством ТС в рамках ЕврАзЭС для перемещения товаров через границу ТС с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Кроме того, предлагается в ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ установить, что в отношении изъятых товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС для личного пользования, их стоимость определяется исходя их таможенной стоимости, определяемой в соответствии с главой 49 ТК ТС.