Письмо Минфина России от 18.07.2012 № 03-02-08/58
Налоговики имеют право получить от работников любые документы или информацию, связанную с деятельностью организации
Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ дает право налоговым органам вне рамок проведения налоговых проверок истребовать информацию относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. При этом Налоговый кодекс не содержит перечня иных лиц.
Входят ли в него сотрудники организации и физические лица, работающие по гражданско-правовому договору? По мнению Минфина России, налоговый орган может истребовать документы (информацию) у физического лица, располагающего ими. Причем не только о конкретной сделке, но и о деятельности организации в целом. Такая позиция финансистов дает налоговикам право требовать у работников компании, в частности, информацию о заработной плате.
В комментируемом письме специалисты финансового ведомства отметили, что если работник не располагает необходимыми сведениями, то он должен сообщить об этом налоговикам (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В противном случае его могут привлечь к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Напомним, что по этой норме Кодекса предусмотрен штраф в размере 5000 руб., а если лицо, располагающее сведениями, откажется повторно в течение календарного года их представлять по требованию налоговых органов, размер санкции увеличится до 20 000 руб.
Письмо Минфина России от 20.07.2012 № 03-03-06/1/354
Доход от реализации прав на компьютерные программы по долгосрочным договорам учитывается для целей налогообложения прибыли равномерно
Компания передает по лицензионному договору неисключительные права на использование компьютерных программ. За это она получает вознаграждение, которое контрагент выплачивает единовременно. Такие доходы учитываются в зависимости от того, является или нет предоставление в пользование неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности одним из видов деятельности компании. Если да, то в налоговом учете возникнет доход от реализации (ст. 249 НК РФ). В противном случае нужно отразить внереализационный доход (п. 5 ст. 250 НК РФ).
Внереализационные доходы признаются единовременно, а вот момент отражения доходов от реализации связан с длительностью договора. Так, если договор о передаче неисключительных прав на использование программ действует в течение нескольких налоговых периодов и при этом вознаграждение выплачивается единовременно, доход от передачи таких прав учитывается равномерно в течение срока действия договора (п. 2. ст. 271 НК РФ).
Письмо Минфина России от 17.07.2012 № 30-30-06/2/78
Задолженность нельзя признать безнадежной, если у организации-должника есть поручитель
Специалисты финансового ведомства напомнили, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед организацией, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 и 3 ст. 266 НК РФ). Таким образом, если у должника есть поручитель, то такой долг не может быть признан сомнительным. Соответственно резерв по нему создать нельзя.
Что касается безнадежных долгов, то ими признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).
На этом основании Минфин России пришел к выводу, что при наличии поручителя и неисполненного обязательства организация-кредитор не может признать задолженность безнадежной и учесть ее при расчете налога на прибыль нельзя.