В письме от 09.07.2012 № 03-03-06/1/333 Минфин России рассмотрел ситуацию, актуальную для «новой Москвы». В каком порядке уплачивать налог на прибыль и представлять налоговую декларацию по нему, если головной офис и обособленное подразделение, ранее находившиеся в разных субъектах РФ (Москве и Московской области), теперь находятся в одном?
Сразу скажем, что Минфин России четкого ответа на поставленный в письме вопрос не дал. Он лишь указал следующее. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ если компания имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то прибыль по каждому из этих подразделений можно не распределять. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае рассчитывается исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей подразделений, находящихся на территории региона. При этом компания сама выбирает то подразделение, через которое будет уплачивать налог в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых состоит на налоговом учете по месту нахождения своих подразделений.
Из сказанного Минфином России можно сделать вывод, что перейти на уплату налога на прибыль только через головной офис организация сможет не ранее 2013 г. Очевидно, что сейчас соблюсти это требование не представляется возможным. Поэтому до конца 2012 г. уплата налога на прибыль и предоставление налоговых деклараций должны осуществляться в прежнем порядке. То есть декларация по обособленному подразделению подается и налог уплачивается в ту налоговую инспекцию, в которой состоит на учете обособленное подразделение.
В письме был задан и другой вопрос: обязана ли организация отразить в учетной политике факт перехода на централизованный порядок уплаты налога на прибыль? На него Минфин России ответил так.
В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики определяют налоговую базу для исчисления налога на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основании данных налогового учета. При этом налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ учетной политикой для целей налогообложения является выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Сказанное, на наш взгляд, означает, что организация обязана отразить в учетной политике факт перехода на централизованный порядок уплаты налога на прибыль.