В соответствии с гл. 26.3 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, при условии, что нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления данный режим налогообложения введен на территории, где хозяйствующий субъект осуществляет предпринимательскую деятельность.
Сущность данного режима налогообложения заключается в том, что налогоплательщик уплачивает налог не с фактически полученного дохода за налоговый период, а с вмененного дохода, который определяется расчетным путем.
Величина вмененного дохода определяется путем умножения базовой доходности за налоговый период и физического показателя, которые устанавливаются для каждого конкретного вида деятельности.
Обратите внимание! Под базовой доходностью понимается условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях (ст. 346.27 НК РФ).
Понятие же физического показателя в положениях гл. 26.3 НК РФ отсутствует. Вместе с тем в соответствии со ст. 346.29 НК РФ физическим показателем могут являться: количество работников, включая индивидуального предпринимателя; посадочное место; торговое место; площадь торгового места и т.д.
Таким образом, получается, что физический показатель - это некая натуральная величина, устанавливаемая для конкретных видов предпринимательской деятельности.
Выбор физического показателя обусловлен спецификой вида предпринимательской деятельности. Так, для вида предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг физическим показателем является количество работников, включая индивидуального предпринимателя.
Для видов предпринимательской деятельности, оказываемых с использованием определенных помещений и (или) территорий, а также других аналогичных объектов, физическим показателем является площадь в квадратных метрах.
Следует обратить внимание читателя на то, что общий порядок определения такого физического показателя, как площадь, в целях исчисления ЕНВД Налоговым кодексом РФ не установлен. Не содержится в Кодексе также информация о том, до какой точности следует определять площадь.
В связи с этим у плательщиков ЕНВД при исчислении налоговой базы возникают вопросы по поводу того, до какой точности следует округлять физический показатель, в частности площадь в квадратных метрах.
В соответствии с Письмом Минфина России от 03.06.2008 N 03-11-04/3/259 округление физического показателя "площадь в квадратных метрах" до целого числа производится согласно Приказу Минфина России от 17.01.2006 N 8н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения".
Однако судебные органы настаивают на том, что округление физического показателя "площадь в квадратных метрах" до целого числа неправомерно, поскольку подобный расчет приводит к завышению или занижению налоговой базы, а следовательно, и суммы налога. На это указано в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 12.04.2006 N А11-15684/2005-К2-28/322; Северо-Западного округа от 23.01.2006 N А05-9790/2005-20; Западно-Сибирского округа от 13.04.2006 N Ф04-1416/2006(21545-А45-7).
Как видно из арбитражной практики, суды основываются на том, что округлению должны подвергаться суммы, являющиеся конечными для расчета, т.е. суммы налога, причитающиеся к уплате в бюджет.
При отсутствии в Налоговом кодексе РФ четкого порядка определения величины физических показателей возникает множество спорных вопросов в отношении исчисления суммы ЕНВД. Об этом свидетельствует широкая арбитражная практика, сложившая во всех регионах Российской Федерации.
Сложность заключается, как правило, не в том, чтобы на основании правоустанавливающих и (или) инвентаризационных документов определить площадь того или иного объекта, а в том, что именно относить к данному физическому показателю и в соответствии с чем производить суммирование. Другими словами, что считать одним объектом, через который осуществляется тот или иной вид предпринимательской деятельности даже при условии, что на него оформлены разные правоустанавливающие и (или) инвентаризационные документы, а что считать разными объектами предоставления услуг.
Такие сложные ситуации наиболее характерны для вида предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы для обслуживания посетителей, а также для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.
Например, организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги общественного питания, используя при этом два помещения, площадь которых не превышает 150 кв. м каждое, однако в сумме их общая площадь превышает установленный лимит. Имеет ли право указанная организация или индивидуальный предприниматель применять ЕНВД? Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, признают ли налоговые органы каждое помещение, через которое оказываются услуги общественного питания, отдельным объектом организации общественного питания или же нет. В последнем случае налогоплательщик должен будет применять либо общий режим, либо упрощенный режим налогообложения.
По мнению Минфина России, количество объектов организации общественного питания будет установлено на основании фактических данных, а именно на основании наличия общих подсобных, кухонных помещений, кассовых аппаратов, общего холла, вестибюлей и т.п. Поэтому вопросы определения площади объекта, через который осуществляется предпринимательская деятельность, облагаемая ЕНВД, могут быть решающими в праве налогоплательщика применять указанный режим.
Более того, с 1 января 2009 г. на основании Федерального закона от 22.07.2009 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" уточнено понятие стационарной торговой сети.
В соответствии с вносимыми изменениями помещение не только должно быть присоединено к инженерным коммуникациям и быть предназначено для ведения торговой деятельности, но и фактически должно использоваться для этих целей.
Напомним: отнесение арендуемого помещения к тому или иному типу объектов стационарной торговой сети осуществляется на основании технического паспорта, составленного на это помещение органами бюро технической инвентаризации после его перепрофилирования для осуществления розничной торговли (абз. 24 ст. 346.27 НК РФ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" после изменения функционального назначения объекта недвижимости необходима внеплановая техническая инвентаризация объекта учета в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в техническом паспорте и иных учетно-технических документах.
Согласно п. 5.3.4 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 N 418, техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. В зависимости от того, как после технической инвентаризации будет классифицирован данный объект торговли (магазин или нет), для целей исчисления ЕНВД следует применять физический показатель "торговое место" или "площадь торгового зала (в квадратных метрах)". Если объект организации торговли будет отнесен к магазину, то для целей исчисления налога применяется физический показатель "площадь торгового зала в квадратных метрах" при условии, что площадь торгового зала не превышает 150 кв. м.
Таким образом, даже после 1 января 2009 г., т.е. с учетом изменений, при наличии неустранимых противоречий рекомендуется проводить техническую инвентаризацию.
Для отдельных физических показателей, в частности для физического показателя "площадь спального помещения в квадратных метрах", ст. 346.27 НК РФ установлено, что при определении общей площади помещений для временного размещения и проживания в объектах гостиничного типа (в гостиницах, кемпингах, общежитиях и других объектах) не учитывается площадь помещений общего пользования проживающих (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и других помещений), а также площадь административно-хозяйственных помещений.
Однако у плательщика ЕНВД возникает вопрос: к чему относить указанную фразу законодательства: к физическому показателю "площадь спального помещения в квадратных метрах" или же к основанию, в соответствии с которым организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие данный вид услуг, вправе применять ЕНВД?
Действительно, положения гл. 26.3 НК РФ не содержат определения понятия "спальное помещение". Однако вместо этого понятия разъясняется понятие "помещение для временного размещения и проживания". Финансовое ведомство указало, что для целей исчисления ЕНВД под спальным помещением следует понимать помещение для временного размещения и проживания.
Таким образом, можно сказать, что порядок определения площади как физического показателя для конкретных видов предпринимательской деятельности не определен.
Однако Минфин России является ведомством, осуществляющим непосредственные разъяснения по вопросам налогоплательщиков, и поэтому его Письма могут считаться единственным выходом из сложившихся спорных ситуаций с налоговыми органами.
Обратите внимание! Далеко не для всех видов предпринимательской деятельности в целях исчисления ЕНВД законодатель хоть каким-либо образом уточнил порядок определения площади. В отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках мнения самого Минфина России и судебных органов порой просто противоречивы.
Следовательно, если вы - организация или индивидуальный предприниматель - оказываете услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, то определять площадь стоянки лучше всего на основании решений и постановлений суда вашего региона, чтобы избежать спорных моментов с налоговыми органами в отношении правильности исчисления и уплаты налога.
Согласно положениям гл. 26.3 НК РФ площадь тех или иных физических показателей для конкретных видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, устанавливается на основе правоустанавливающих и инвентаризационных документов.
Под правоустанавливающими и (или) инвентаризационными документами понимаются любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы) (ст. 346.27 НК РФ).
Однако, как видно из положений ст. 346.27 НК РФ, подобное определение установлено лишь в отношении объектов стационарной торговой сети и объектов организации общественного питания.
В качестве физических показателей понятие "площадь" в соответствии со ст. 346.29 НК РФ используется для следующих видов предпринимательской деятельности:
- оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках - площадь стоянки в квадратных метрах;
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы - площадь торгового зала в квадратных метрах;
- розничная торговля, осуществляемая в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 кв. м, - площадь торгового места в квадратных метрах;
- оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, - площадь зала обслуживания посетителей в квадратных метрах;
- распространение и (или) размещение наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с автоматической сменой изображения, - площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения в квадратных метрах;
- распространение и (или) размещение наружной рекламы с автоматической сменой изображения - площадь информационного поля экспонирующей поверхности в квадратных метрах;
- распространение и (или) размещение наружной рекламы посредством электронных табло - площадь информационного поля электронных табло наружной рекламы в квадратных метрах;
- оказание услуг по временному размещению и проживанию - площадь спального помещения в квадратных метрах;
- оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, в которых площадь одного торгового места, объекта нестационарной торговой сети или объекта организации общественного питания превышает 5 кв. м, - площадь торговых мест, переданных во временное владение и (или) в пользование другим хозяйствующим субъектам в квадратных метрах;
- оказание услуг по передаче во временное владение и (или) временное пользование земельных участков площадью, превышающей 10 кв. м, для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Обратите внимание! С 1 января 2009 г. в качестве физического показателя для следующих видов предпринимательской деятельности будут являться:
- оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках - общая площадь стоянки в квадратных метрах;
- оказание услуг по временному размещению и проживанию - общая площадь помещения для временного проживания в квадратных метрах;
- распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло), распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций с автоматической сменой изображения, а также распространение наружной рекламы посредством электронных табло - площадь информационного поля.
Как уже отмечалось, порядок определения конкретных физических показателей для каждого вида предпринимательской деятельности регулируется отдельными разъяснениями Минфина России и судебной практикой, сложившейся в вашем регионе.
В соответствии с разъяснениями Минфина России к правоустанавливающим и (или) инвентаризационным документам могут относиться любые документы, которые могут быть использованы при определении такого физического показателя, как площадь, поскольку налоговое законодательство оставляет перечень документов, которые могут быть использованы для этих целей, открытым.
Однако не всегда площадь в качестве физического показателя устанавливается на основании указанных документов.
На практике встречаются ситуации, когда такой показатель, как площадь, определяется на основании фактического использования (эксплуатации) объекта.
Однако на практике контролирующие и судебные органы рекомендуют таким налогоплательщикам оформлять фактически используемую площадь соответствующими правоустанавливающими документами, чтобы избежать спора с налоговыми органами.
Обратите внимание! В соответствии с законодательством о налогах и сборах налогоплательщик не обязан доказывать правомерность применения того или иного показателя. Делать это должны налоговые органы.
Подобный подход подтверждается и судебными решениями. Огромное количество исков налоговых инспекций о неправомерном применении такого физического показателя, как площадь, не удовлетворено, поскольку судам было неясно, на основании чего налоговые органы делали подобные выводы.
В Налоговом кодексе РФ не раскрывается также понятие достаточности правоустанавливающих и (или) инвентаризационных документов. Другими словами, из прочтения положений гл. 26.3 НК РФ не становится ясно, какой перечень документов является достаточным для определения площади.
Минфин России по этому поводу в Письме от 22.01.2008 N 03-11-05/10 разъяснил, что при определении указанного физического показателя необходимо руководствоваться всеми имеющимися правоустанавливающими и (или) инвентаризационными документами.