В начале августа в Госдуму на рассмотрение поступил разработанный ВАС РФ законопроект, направленный на более широкое использование примирительных процедур, в том числе примирения, осуществляемого при содействии суда.
В действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ примирительным процедурам посвящена специальная глава 15.
Однако, как отмечает ВАС РФ в пояснительной записке к законопроекту, лаконичность и разрозненность существующих норм не позволили им стать эффективным инструментом урегулирования споров. В связи с этим в целях более широкого внедрения способов урегулирования споров с использованием примирительных процедур, в том числе примирения, осуществляемого при содействии суда, и был подготовлен данный законопроект.
В частности, ВАС РФ предлагает ввести дополнительные по отношению к медиации и другим примирительным процедурам возможности для лиц, участвующих в деле. А именно урегулировать спор при содействии судебного примирителя. В АПК РФ предлагается закрепить институт судебного примирения, определить принципы примирительных процедур, а также создать условия для активной роли суда в содействии сторонам в урегулировании споров, в том числе возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
К осуществлению функций судебных примирителей предлагается привлекать помощников судей, не принимающих участия в рассмотрении дела, сотрудников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование, и судей в отставке. Предполагается, что список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом ВАС РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей.
Вступивший в силу с 1 января 2011 г. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» был принят в целях создания правовых условий для применения в России процедуры медиации. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 1 этого закона его положения не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем в 2011 г. примирительные процедуры с участием медиаторов использовались в арбитражных судах в рамках рассмотрения всего 11 дел.
В связи с этим в разработанном ВАС РФ, с учетом положений Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ, законопроекте особое внимание уделено пределам участия суда в урегулировании споров и формам, в которых суд может реализовать возложенные на него законом обязанности по оказанию содействия сторонам в примирении, в урегулировании существующего между ними конфликта.
В целях предоставления сторонам максимальных возможностей по урегулированию спора в законопроекте реализована гибкая и многоплановая модель содействия суда примирению сторон, которое может осуществляться в различных формах.
Так, законопроектом предусмотрено, что примирительная процедура может быть проведена по любому делу и на любой стадии арбитражного процесса по ходатайству сторон (стороны) или по предложению арбитражного суда при согласии сторон.
Также ВАС РФ предлагает закрепить широкий перечень возможных результатов примирения, к которым могут прийти стороны в процессе примирения. К их числу относятся: мировое соглашение, заключаемое в отношении всех или части требований, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела.
Если в процессе примирительной процедуры, срок которой не может превышать два месяца, стороны не достигнут взаимоприемлемого результата, судебное разбирательство будет возобновлено.
Таким образом, законопроект направлен на дальнейшее внедрение и популяризацию в России примирительных процедур, в том числе и медиации, а также повышение их эффективности.