Засуха разгоняет инфляцию

| статьи | печать

В ближайшие месяцы продовольственная инфляция может ускориться. Одна из причин – ухудшение прогнозов по урожаю формирует высокие ценовые ожидания у продавцов зерна. Так, из-за засухи и аномальной жары в некоторых регионах Росгидромет снизил оценку по сбору зерновых и зернобобовых культур на 6 млн т.

О том, как обстоят дела в регионах, подвергшихся воздействию аномально высоких температур, стало известно в ходе видеоконференции, которую провел премьер-министр Дмитрий Медведев. По словам замминистра сельского хозяйства Игоря Манылова, сегодня площадь посевов, которые пострадали от аномальных явлений, составляет 4,4 млн га — это около 6% общей площади посевов. В наибольшей степени пострадали Южный, Приволжский, Сибирский и Уральский федеральные округа. «В ряде регионов введен режим чрезвычайной ситуации и в связи с этим идет подсчет общего ущерба. Сегодня экспертно заявленный объем составляет порядка 32—33 млрд рублей», — сообщил представитель аграрного ведомства.

Он уточнил, что речь идет только о прямых потерях, в том числе семян, посевных работ, горюче-смазочных материалов, и предупредил, что перед тем, как принять меры финансовой поддержки, чиновники проведут серьезную проверку и экспертизу этих цифр. «По итогам прошлых лет можно уже увидеть тенденцию к тому, что цифры, к сожалению, завышаются, видимо, перестраховываются субъекты в этом плане, поэтому мы считаем, что оценки на данный момент слишком завышенные», — пояснил И. Манылов.

Как сообщил в ходе видеоконференции руководитель службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Фролов, дефицит осадков и суховеи усилили почвенную засуху и привели к серьезным последствиям для урожая на территории Приволжского федерального округа. Так, в Саратовской области площадь погибших посевов составляет 7%, Республике Башкортостан — 15, Оренбургской области — почти 30, Волгоградской — 33, Калмыкии — 63%.

Регионы считают убытки

Губернатор Челябинской области Михаил Юревич рассказал, что аномально высокие температуры держались в течение всех летних месяцев — в регионе был побит температурный рекорд за всю историю наблюдений. В результате из 1 млн 730 тыс. посевных площадей под зерновые культуры уже списано 477 000 га. По прогнозам региональных властей по итогам сезона эта цифра достигнет 800 000 га. Для сравнения: в 2010 г. было списано 835 000 га.

«Дождя не было, особенно на юге области, вообще начиная с мая, поэтому посевы даже не взошли», — посетовал М. Юревич. По его словам, предполагаемый ущерб составляет свыше 2,5 млрд руб.

«Если говорить по засухе, то у нас практически не было весны, после зимы сразу наступило лето, причем лето с высокими температурами, более 30°. Кроме температуры у нас еще стихийное бедствие, повлекшее за собой гибель сельскохозяйственных культур, — это саранча и белый мотылек. И 14 июня на всей территории области был введен режим чрезвычайной ситуации», — рассказал о положении дел в Оренбургской области губернатор Юрий Берг. По предварительной оценке, в этом регионе, где всего посеяно 4,003 млн га, ожидается гибель сельскохозяйственных культур на площади до 1 млн га.

В целом, по оценке Росгидромета, общий урожай зерновых и зернобобовых культур по итогам сельхозгода составит 77—80 млн т, что примерно на 7—10 млн т меньше, чем в среднем за пять лет, и примерно на 15—16 млн т меньше, чем в прошлом году. Ранее ведомство прогнозировало, что российские аграрии смогут собрать 83—86 млн т. Базовый прогноз Минсельхоза пока остается на уровне 80 млн т, но, как признался И. Манылов, оценка ведомства может быть скорректирована в сторону понижения в ближайшее время.

Впрочем, как резюмировал курирующий АПК вице-премьер Аркадий Дворкович, ситуация существенно лучше, чем в 2010 г., когда урожай составил чуть более 60 млн т, — с учетом переходящих запасов собранного зерна должно хватить, чтобы обеспечить внутренние потребности страны.

Хотя чиновники обещают, что дефицита зерна не будет, ухудшение прогнозов приводит к удорожанию этого продукта на внутреннем рынке. Как говорится в бюллетене Национального союза зернопроизводителей, за неделю с 27 июля по 2 августа наиболее активное подорожание зерна отмечалось в Поволжье и Сибири. По мнению экспертов, помимо засухи восходящий тренд связан с экспортной составляющей. Крупные мировые импортеры заняли выжидательную позицию в отношении приобретения зерна, что привело к значительной волатильности цен на мировом рынке зерновых. Еще одна причина роста цен — снижение остатков зерна в регионах. Так, низкие переходящие остатки зерна в Сибири спровоцировали рост цены на продовольственную пшеницу за июль практически на 1000 руб./т.

Продукты дорожают по цепочке

В случае значительного снижения урожая высокие темпы роста цен на зерновые всегда выступают одним из ключевых немонетарных факторов разгона инфляции. Рост цен на продовольственное зерно, фураж, комбикорма по цепочке тянет за собой вверх стоимость всей потребительской корзины. При этом ускорение роста цен в таких случаях обычно фиксируется в большей степени на продукцию, в себестоимости которой высока доля зерновых — как в виде основного сырья, так и в виде, например, кормовой базы.

Ответить на вопрос, как сильно могут подорожать продукты до конца года из-за сокращения урожая, эксперты попытались в ходе онлайн-конференции «АПК: опять засуха, неурожайный год и новый импульс для роста цен?», организованной агентством «Финам». «Мы ожидаем ускорения темпов роста потребительских цен в 2-м полугодии. Помимо ожидаемого снижения урожая, основным монетарным фактором разгона инфляции станет политика по стимулированию инвестиционной активности. Тем не менее мы пока ожидаем, что темы инфляции по итогам года составят около 7—7,5%», — сообщил Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».

По словам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, рост оптовых цен по ряду товаров составит десятки процентов — от 20% и выше. «К таким товарам относятся прежде всего мука и растительные масла. По другим товарам рост оптовых цен будет более сглаженным, а по некоторым — таким, как сезонные овощи и фрукты, — может даже наблюдаться традиционное сезонное падение цен», — отметил эксперт.

Ведущий аналитик инвестиционной компании «БФА» Кирилл Куриленко уверен, что последствия засухи могли бы быть менее болезненными, если бы не низкий уровень агротехнологий у наших производителей, в том числе отсутствие мелиорации и недостаточное количество удобрений. Кроме того, нивелировать риски фермеры могли бы с помощью страхования посевов.

К слову, на правительственном совещании Д. Медведев напомнил, что в этом году должна заработать в полном объеме новая система страхования урожая с оказанием государственной поддержки до 50% суммы страховой премии. По данным Минсельхоза, принятые поправки в законодательство уже дают определенный эффект — уровень страхования урожая стал больше на 10%. По мнению главы кабмина, одна из задач руководителей регионов — максимальным образом использовать все стимулы, для того чтобы сельхозпроизводители добровольно страховали свой урожай.

к сведению

По оперативным данным из регионов, по состоянию на 31 июля 2012 г. зерновые и зернобобовые культуры обмолочены на площади 13,3 млн га, что составляет 29,7% общей площади к уборке (44,9 млн га). В результате намолочено 30 млн т при средней урожайности 22,5 ц/га. В этом году из-за ранних сроков уборочная кампания идет с опережением результатов аналогичного периода прошлого года на 3,5 млн га. По данным Федерального государственного бюджетного учреждения «Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе», темп уборки на 35,5% превосходит прошлогодний. При этом валовой сбор уступает прошлогоднему объему 4,5% (1,415 млн т). Урожайность ниже уровня 2011 г. на 29,5% (9,4 ц/га).

комментарий

Одним из важнейших методов поддержки АПК традиционно выступает агрострахование. Почему оно развивается в России так медленно?

Кирилл Куриленко, ведущий аналитик инвестиционной компании «БФА»

У российских производителей отсутствует понимание долгосрочного планирования. Отсюда никто не применяет механизмы хеджирования цен, чтобы зафиксировать свои доходы и расходы в долгосрочной перспективе. Соответственно при благоприятной погоде и большом урожае цены падают до уровня себестоимости и у сельхозпроизводителей не остается оборотных средств для страхования на следующий сезон.

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»

По-моему, речь может идти именно о комплексе причин. Сравнительно небольшой объем субсидий. Дефицит свободных средств. Сравнительно низкий уровень консолидации этого сегмента страхового рынка. Его высокая непрозрачность. У участников рынка пока еще не так много компетенций и практического опыта в части управлениями этими специфическими рисками. Дефицит проработанных страховых продуктов.