По доступности бензина относительно средней зарплаты в стране Россия расположилась в середине списка государств Европы. Для одного из крупнейших в мире нефтедобытчиков этот результат выглядит неоднозначно, но, как показал рейтинг стран по ценам на бензин, составленный экспертами РИА «Рейтинг», логика «своя добыча — дешевый бензин» и наоборот часто не срабатывает. Скорее стоимость топлива определяется фискальной политикой правительств.
Цены на топливо для автотранспорта — весьма чувствительный фактор для экономик, особенно когда мировые котировки нефти высоки, а за окном долговой кризис, как сейчас в еврозоне, и ожидание рецессии в мировой экономике. Казалось бы, в таких условиях праздник на улице тех стран, где есть свои месторождения нефти, развита ее добыча и переработка.
Однако уже первое место Норвегии и последняя строка России, государств очень даже нефтедобывающих, в рейтинге стран Европы по ценам на бензин это не подтверждает. Эксперты РИА «Рейтинг» не обнаружили «железную» прямую взаимосвязь между внутренними ценами на моторное топливо, наличием месторождений нефти и уровнем благосостояния государства. По их заключению, во многом внутреннюю стоимость бензина определяет не только цена на мировом рынке, но и экономическая политика каждого конкретного государства. Причем логика в ее проведении совсем не всегда строится на одних и тех же принципах.
Рейтинг был составлен по состоянию на начало 2-го полугодия этого года по ценам на бензин с октановым числом 95 (в России с октановым числом 95 и выше). Анализ цен эксперты произвели путем пересчета местной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ.
Норвегия уже довольно давно зарекомендовала себя как страна с самым дорогим в Европе бензином — 79,8 руб. за литр на начало июля. При этом аналитики РИА «Рейтинг» отмечают, что Норвегия с долей 2,5% занимает 14‑е место в мире по добыче нефти и является одним из ее крупнейших независимых экспортеров.
Одна из основных причин дороговизны бензина на норвежском рынке — высокие налоги, служащие материальной основой социальной политики, проводимой в стране. Причем в условиях нынешнего долгового кризиса в еврозоне западные экономисты чуть ли не в пример ставят модель экономики Норвегии.
Второе место в рейтинге не имеющей собственной нефти Италии — 71,1 руб. за литр бензина — авторы исследования совершенно обоснованно объясняют тем, что в попытках бороться с развивающимся долговым кризисом власти этой страны были вынуждены сильно поднять фискальную нагрузку на покупателей бензина.
В тройку лидеров по дороговизне моторного топлива к середине 2012 г. вошли Нидерланды (70,1 руб. за литр 95-го бензина), хотя это страна Европы с крупнейшей нефтеперерабатывающей отраслью. Причина также связана с очень высокой налоговой составляющей в стоимости топлива. Эксперты отмечают, что с третьего места по итогам I квартала Нидерланды сместили Грецию, в которой, как и в Италии, проблемы в экономике пытаются решать, в том числе, за счет автовладельцев.
Раньше России не удавалось занять последнюю позицию в этом рейтинге — попеременно ею владели наши партнеры по таможенному союзу. Его составители отмечают, что для России работает как раз вариант «большие объемы собственной нефти — относительно низкие цены». Во многом это связано с тем, что государство пока не может усиливать на бизнес и обычных автовладельцев нагрузку в виде существенного роста цен на топливо. По мнению экспертов, основной причиной этому являются как слабости российской экономики, особенно конкурентоспособность российских компаний, так и высокая социальная значимость, исторически придаваемая населением ценам на бензин. Заметим также, что в 1-й половине этого года российские власти использовали и административный ресурс по сдерживанию цен вообще в период выборной кампании.
В последней тройке рейтинга, как видим, выше России расположились не имеющая собственной нефти Белоруссия (28,7 руб. за литр бензина) и нефтедобывающий Казахстан (30,6 руб. соответственно), что лишний раз подчеркивает аргументированность вывода авторов рейтинга: основным аспектом формирования цен на топливо является все-таки экономическая политика государства и цели, которые оно преследует при ее реализации. Кстати, по поводу дешевизны бензина в Белоруссии эксперты замечают, что цены на топливо в этой стране регулируются и имеют не совсем рыночное происхождение.
Тем не менее, белорусских автовладельцев, как, впрочем, и наших, стоит пожалеть больше, чем норвежских. К этому подталкивает последняя колонка рейтинга. Да, в Норвегии бензин в 2,8 раза дороже, чем в России, но на среднюю норвежскую зарплату купить его можно по тамошним ценам в 2,2 раза больше, чем у нас на нашу среднюю зарплату и по нашим самым «низким» в Европе ценам на бензин. Легко подсчитать, что в Норвегии средняя зарплата в долларовом эквиваленте составляет 4635 долл., а в России 747 долл. А, например, чтобы иметь возможность покупать столько бензина, как в Люксембурге, нам нужно зарабатывать в 2,6 раза больше, как в США — в 3,3 раза.
Но не будем заглядывать в чужие кошельки, пусть другие заглядывают в наши — белорусам, чтобы на зарплату покупать бензина столько же, сколько в России, нужно иметь среднюю получку в 2,2 раза больше, казахстанцам — в 1,5 раза, украинцам — в 4,1 раза больше.
Авторы рейтинга подсчитали, что Россия по количеству литров бензина, доступных на полученную среднюю заработную плату, находится на 16 месте из 32 европейских стран — между Италией и Мальтой. Так что и нам могут позавидовать 16 стран.
Интересен рейтинг еще тем, что развенчивает широкое мнение, будто дизельное топливо непременно должно быть дешевле бензина. Помнится, пару лет назад наши ВИНКи перед посевной задрали цену дизтоплива до уровня высокооктанового бензина, так сколько переживаний было. В России, как следует из данных рейтинга, в середине года солярка была дешевле 95-го бензина всего-то на 1,8%. Но в этом нам рекорд не светит — в Чехии горючее для дизелей дешевле бензина на 1,7%, в Болгарии — на 1%, дороже бензина — в Венгрии на 0,8%, на Кипре — на 2,1, в Румынии — на 2,7, а в Великобритании — на 4%.
Лидеры по дешевизне дизельного топлива относительно цены бензина Казахстан (–32,7%), Нидерланды (–19,4%) и Дания (–13,9%).
Стоит присмотреться и к представленным странам вне рейтинга. Например, в Бразилии дизтопливо дешевле бензина на 25,1%, в Китае солярка и зарплата «шифруются», в США дизтопливо дороже бензина — на 0,6%. Ну а Кувейт — образец классического, как выше показано, заблуждения «море нефти — смешные цены на бензин».
Рейтинг стран по ценам на бензин на конец 1-го полугодия 2012 г.
Место |
Изменение
|
Страна |
Цены по итогам 1-го полугодия
|
Цена
|
Количество
| |
Бензинс октановымчислом 95 |
Дизельноетопливо | |||||
1 |
0 |
Норвегия |
79,8 |
70,6 |
2,43 |
1907,5 |
2 |
0 |
Италия |
71,1 |
66,7 |
2,17 |
973,3 |
3 |
1 |
Нидерланды |
70,1 |
56,5 |
2,14 |
1545,5 |
4 |
–1 |
Греция |
68,8 |
60,9 |
2,09 |
627,5 |
5 |
2 |
Швеция |
68,3 |
65,9 |
2,08 |
1576,6 |
6 |
6 |
Ирландия |
68,1 |
64,5 |
2,07 |
1347,2 |
7 |
2 |
Финляндия |
67,2 |
61,5 |
2,05 |
1489,4 |
8 |
–3 |
Дания |
67,1 |
57,8 |
2,04 |
1624,8 |
9 |
–3 |
Великобритания |
67,1 |
69,8 |
2,04 |
1519,2 |
10 |
1 |
Германия |
65,4 |
57,7 |
1,99 |
1387,3 |
11 |
–1 |
Португалия |
65,4 |
56,8 |
1,99 |
699,4 |
12 |
–4 |
Бельгия |
64,3 |
56,4 |
1,96 |
1322,2 |
13 |
1 |
Словакия |
63,0 |
57,6 |
1,92 |
407,2 |
14 |
–1 |
Франция |
62,1 |
54,4 |
1,89 |
1432,7 |
15 |
0 |
Мальта |
59,5 |
57 |
1,81 |
863,1 |
16 |
3 |
Венгрия |
59,0 |
59,5 |
1,80 |
356,7 |
17 |
–1 |
Чешская Республика |
58,3 |
57,3 |
1,78 |
537,8 |
18 |
–1 |
Австрия |
57,6 |
55,0 |
1,76 |
1562,5 |
19 |
–1 |
Словения |
56,8 |
52,4 |
1,73 |
691,1 |
20 |
0 |
Литва |
56,1 |
52,5 |
1,71 |
323,4 |
21 |
0 |
Испания |
55,7 |
53,1 |
1,70 |
1217,0 |
22 |
4 |
Польша |
55,1 |
53,9 |
1,68 |
441,3 |
23 |
–1 |
Люксембург |
54,9 |
48,9 |
1,67 |
2248,8 |
24 |
–1 |
Латвия |
54,8 |
51,8 |
1,67 |
357,2 |
25 |
–1 |
Эстония |
53,5 |
52,5 |
1,63 |
513,3 |
26 |
1 |
Кипр |
51,6 |
52,7 |
1,57 |
— |
27 |
–2 |
Румыния |
51,1 |
52,5 |
1,56 |
267,5 |
28 |
0 |
Болгария |
49,0 |
48,5 |
1,49 |
216,1 |
29 |
0 |
Украина |
44,0 |
39,5 |
1,34 |
214,0 |
30 |
0 |
Казахстан |
30,6 |
20,6 |
0,93 |
576,7 |
31 |
1 |
Республика Беларусь |
28,7 |
28,1 |
0,88 |
396,3 |
32 |
–1 |
Россия |
28,3 |
27,8 |
0,86 |
869,1 |
|
Среднее |
57,9 |
53,8 |
1,76 |
— | |
Справочно |
| |||||
Бразилия |
43,1 |
32,3 |
1,31 |
— | ||
Китай |
39,5 |
н.д. |
1,20 |
— | ||
США |
31,4 |
31,6 |
0,96 |
2848,7 | ||
Кувейт |
7,6 |
6,4 |
0,23 |
— |
Источник: РИА «Рейтинг». Цены приведены на 2 июля, по Республике Беларусь и Казахстану — по итогам июня