С 1 октября компании, подпадающие под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), должны начать размещать информацию о всех закупках на сайте www.zakupki.gov.ru.
Директор Департамента развития Федеральной контрактной системы Минэкономразвития России Кирилл Степанов рассказал «ЭЖ» о целях, с которыми был принят закон, о том, как компании могут избежать его регулирования и почему следует поторопиться с регистрацией на сайте, несмотря на то, что нормы, содержащие санкции за неисполнение закона, пока не приняты.
«ЭЖ»: Какие цели должны быть достигнуты регулированием, заложенным в Законе № 223‑ФЗ?
К.С.: Когда мы принимали этот закон, то ставили перед собой триединую задачу. Первое — обеспечить транспарентность закупок компаний, перечисленных в законе. Второе — с помощью специального акта правительства установить особенности осуществления этими компаниями закупок у субъектов малого предпринимательства. Эта задача вытекает из общей задачи по развитию малого предпринимательства. Учитывая, что закупки компаний, по нашим оценкам, превышают 7 трлн руб. в год, что равняется примерно 10% ВВП, это очень существенный фактор, который необходимо использовать для развития малого и среднего бизнеса. И третья задача — стимулировать компании к расширению допуска к закупкам неаффилированных лиц. До конца эти задачи пока не реализованы, поскольку акт правительства в отношении закупок у субъектов малого и среднего бизнеса не принят. Но мы движемся по этому пути.
«ЭЖ»: Со стороны предприятий раздаются опасения, что публикация информации о закупках снизит их конкурентоспособность, потому что их закупки теперь будут видны конкурентам. К тому же сама процедура, заложенная в законе, ведет к дополнительным издержкам и несет дополнительные риски, связанные с возможными исками от неудавшихся поставщиков?
К.С.: Мне кажется, что не надо делать жупел из этого закона, он не так страшен. Закон № 223-ФЗ не устанавливает требований к процедурам закупок, а только требование принять положение о закупках, в котором можно установить любые способы закупок, которые в деятельности этих предприятий будут эффективны.
В перечне предприятий, которые содержит закон, есть определенная логика. Во-первых, государство должно гарантировать соблюдение компаниями, в капитале которых есть его доля, принципов аналогичных тем, которые сейчас применяются в рамках государственного заказа. Аналогичных, но не таких жестких.
Во-вторых, если вспомнить историю, то в 2006 г., когда в плане законопроектной деятельности правительства впервые появилось поручение принять аналогичный закон, предполагалось внести в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» отсылочную норму, о том, что все компании естественно-монопольного сектора должны осуществлять закупки с учетом требований Закона № 94-ФЗ. Многолетняя дискуссия привела к решению принять пока закон, задачей которого будет установление транспарентности закупочной деятельности.
И в-третьих, закон содержит ряд механизмов, которые позволяют компаниям не публиковать информацию о своей закупочной деятельности на официальном сайте.
«ЭЖ»: Расскажите о том, какие механизмы могут помочь компаниям добиться права не публиковать информацию о своих закупках.
К.С.: Правительство вправе установить случаи закупок конкретных видов товаров, работ, услуг, которые не подлежат публикации на официальном сайте, а также может вывести такого рода закупки целым перечнем. Есть документ правительства, который устанавливает порядок принятия таких актов (постановление Правительства РФ от 14.06.2012 № 591 «Об утверждении Правил подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте»). В соответствии с ним компания, которая подпадает под действие Закона № 223‑ФЗ и считает, что ряд ее закупок требует выведения из публикации, в том числе по причине международной конкуренции, может обратиться в профильное министерство или ведомство, полномочия которых по разработке проектов актов Правительства Российской Федерации установлены законодательством Российской Федерации. Предложить проект распоряжения правительства и обосновать его необходимость. Соответствующее министерство (ведомство) разработает проект распоряжения, на который Минэкономразвития даст заключение, затем указанный федеральный орган исполнительной власти, регулирующий сферу деятельности компании, внесет его в правительство с позицией Минэкономразвития.
«ЭЖ»: Насколько долго компании будут ожидать вынесения распоряжения правительства после того, как обратятся в Минэкономразвития?
К.С.: Все будет зависеть от проработки документа и его обоснования. И это не значит, что все закупки компании автоматически будут выводиться из публикации.
«ЭЖ»: Каковы критерии для принятия положительного решения об исключении информации о закупках из публикации?
К.С.: Для нас принципиальное значение имеют обоснования, которые будут представлять компании, ссылаясь на наличие международной конкуренции, на критические требования по защите своей коммерческой тайны. И каждый конкретный случай будет рассматриваться отдельно.
«ЭЖ»: А наличие конкуренции на внутреннем рынке будет достаточным обоснованием для того, чтобы освободить компанию от необходимости публиковать информацию о закупках?
К.С.: А внутренняя конкуренция каким образом здесь страдает?
«ЭЖ»: Конкуренты видят, что закупает компания и на каких условиях, и делают соответствующие выводы…
К.С.: Конкуренты и сейчас видят. Многие компании еще до принятия Закона № 223-ФЗ публиковали на своих сайтах и на электронных торговых площадках заявки на приобретение товаров.
«ЭЖ»: Но не всех, а по своему выбору!
К.С.: Сейчас и идет речь о том, чтобы найти баланс между тем, что не надо публиковать о деятельности компаний, и тем, что обязательно надо публиковать. Потому что первая задача закона — транспарентность закупок направлена на расширение доступа поставщиков к закупкам компаний. Если компании всю свою закупочную деятельность будут вести в закрытом режиме, то цели закона не будут достигнуты.
Не надо пытаться избегать выполнения требований закона. Он ведь не настолько обременительный для компаний. Просто он стал в некотором смысле новеллой в их деятельности. И если раньше они строили свою закупочную практику как хотели, то сейчас — по иным принципам, но ими самими же разработанным правилам.
«ЭЖ»: В газету поступает масса вопросов, связанных с применением Закона № 223-ФЗ. Один из них задан градообразующим предприятием, поставляющим коммунальные ресурсы жителям городка, где оно расположено. В обороте этой компании доход от оказания естественно-монопольных услуг меньше 10%. Может ли она совершать закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ только для целей оказания естественно-монопольных услуг?
К.С.: Пока не может. Закон № 223-ФЗ действует по кругу лиц, не выделяя внутри этих лиц какие-то доли. Но у компании есть несколько вариантов. Во-первых, она может реорганизоваться, выделив сферу деятельности, связанную с оказанием монопольных услуг, в отдельный бизнес. И если у материнской компании не останется критериев, по которым она подпадает под действие Закона № 223-ФЗ, то она будет освобождена от необходимости ему следовать. Во-вторых, на стадии подготовки закона обсуждалась возможность исключить такие случаи из-под его действия и окончательно от этой идеи не отказались. Но пока соответствующие поправки на стадии проработки.
«ЭЖ»: Как с целями закона соотносится то, что под его действие неожиданно подпали в том числе и предприятия, для которых естественно-монопольные услуги отнюдь не профильный бизнес? Например «дочки» и «внучки» естественно-монопольных компаний, сами работающие на совершенно других, вполне конкурентных рынках?
К.С.: Логика распространения действия закона на «дочек» и «внучек» в том, чтобы компания, которая выделяет в отдельные юридические лица свои закупочные подразделения, не уводила закупки в тень.
«ЭЖ»: На сайтах Минэкономразвития России и Федерального казначейства размещен ряд проектов, в частности проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте информации о закупке», а также проект совместного приказа Федерального казначейства и Минэкономразвития России, связанный с регистрацией пользователей на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Можете их прокомментировать?
К.С.: Принятие этих документов предусмотрено Законом № 223-ФЗ. Правительство наделило Минэкономразвития и Федеральное казначейство России полномочиями на ведение сайта www.zakupki.gov.ru. Данные документы, разработанные министерством и казначейством, устанавливают порядок регистрации на сайте — процедурные моменты, требования к порядку и формату размещаемой информации. Сам сайт, принципы его работы, интерфейс остались такими же, как для госзакупок. Несмотря на то что эти документы пока не приняты, функциональность сайта уже с 1 июля позволяет предприятиям регистрироваться и размещать информацию по закупкам. На сайте уже прошли регистрацию около 500 компаний, подпадающих под действие Закона № 223-ФЗ, и размещена информация о примерно 100 закупках. Это, конечно, мало, учитывая что в этом году под действие закона подпадает около 100 000 компаний.
Правительство до 1 октября продлило сроки регистрации и размещения информации на сайте www.zakupki.gov.ru. И я хотел бы, пользуясь случаем, через газету «Экономика и жизнь» призвать компании проходить регистрацию — дальнейшего продления не будет. До 1 октября нужно успеть получить сертификаты ключей электронно-цифровой подписи в удостоверяющих центрах Минкомсвязи и пройти регистрацию на сайте. И быть готовым размещать по установленному (что, надеюсь, в ближайшем будущем будет сделано Правительством) Порядку размещения на официальном сайте свою закупочную информацию: положение, извещение о закупках.
Те, кто не успеет, будет нести ответственность за неразмещение информации. ФАС РФ уже разработала законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором предусмотрены соответствующие санкции за нарушения требований Закона № 223-ФЗ.
«ЭЖ»: Но поправки в КоАП РФ пока не приняты, как не приняты и многие другие нормы, необходимые для того, чтобы Закон № 223-ФЗ заработал. Например, кроме Порядка размещения на официальном сайте информации о закупках, это Порядок определения совокупной доли участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставном капитале хозяйственных обществ, не утверждены критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции. Значит ли это, что компании, не соблюдающие закон, могут не опасаться ответственности?
К.С.: До принятия соответствующих документов административную ответственность, конечно, нести никто не будет. Но не исключаю, что к 1 октября поправки в КоАП РФ уже могут быть приняты.
«ЭЖ»: Как вы считаете, может действие Закона № 223-ФЗ существенно увеличить нагрузку на арбитражные суды и правовые департаменты компаний за счет исков со стороны поставщиков, проигравших торги?
К.С.: Подобные судебные иски могут возникать и в отсутствие этого Закона № 223-ФЗ. Ведь в нем во многом повторены принципы, заложенные в ст. 18 Закона о защите конкуренции: недопустимость необоснованного ограничения доступа к торгам, недопустимость координации деятельности участников со стороны заказчика. Может быть, большинство компаний ранее заключали свои контракты с единственными поставщиками, которых отбирал менеджмент. Но крупные инфраструктурные компании многие закупочные процедуры проводили в конкурентном поле. Так что мы не ожидаем какого-то резкого увеличения исков.
«ЭЖ»: Насколько широки полномочия ФАС РФ по контролю за исполнением Закона № 223-ФЗ?
К.С.: Полномочия ФАС РФ ограниченны. Их всего три. Во-первых, ФАС РФ рассматривает жалобы от поставщиков на предмет неразмещения информации: положения, извещения о закупке и вносимых в него изменений. Во-вторых, о совершении закупки в отсутствие опубликованного положения о закупке либо с отступлением от требований Закона № 94-ФЗ. И в-третьих, у участников закупки заказчик требует представления документов, не предусмотренных документацией о закупке. Остальные нарушения оспариваются в судебном порядке. Общественный контроль здесь также может подключиться.
«ЭЖ»: То есть количество судебных исков в арбитражных судах все-таки вырастет?
К.С.: Оно может вырасти и по этой причине, и по другой. Тут важно причину со следствием не перепутать.
«ЭЖ»: Что делать компаниям, которые вовремя не утвердили положение о закупках, не разместили план закупок на своих сайтах и при этом не совершают закупки по Закону № 94-ФЗ? Есть ли у них время исправиться?
К.С.: Рано или поздно они будут установлены, конечно. Здесь будут работать нормы Кодекса об административных нарушениях, которые устанавливают требования по сроку давности привлечения к ответственности.
«ЭЖ»: Как вы считаете, у МУПов хватит компетенций, чтобы следовать требованиям закона?
К.С.: Это вопрос… Но в муниципальном секторе не случайные компании — у них, как правило, есть головные организации, которые должны обладать достаточной компетенцией, чтобы прочитать закон на пяти страницах и сформулировать хотя бы простое положение о закупках. Ведь в зависимости от вопросов, которые решает тот или иной заказчик, положение о закупках может быть достаточно простым. Мы со своей стороны можем пообещать, что любое обращение за разъяснением положений закона, которое будет направлено в адрес министерства, без ответа не останется. Кроме того, мы будем размещать материалы с разъяснениями на сайте, чтобы они были доступны всем.
«ЭЖ»: Не у всех МУПов есть так называемые головные организации, зачастую муниципальный орган выступает только лишь как учредитель и не участвует в управлении. И вряд ли будет оказывать помощь в исполнении закона.
К.С.: Если МУПы оторваны от учредивших их муниципальных органов власти, то должны быть реорганизованы, приватизированы и занять свое достойное место среди частных организаций. Получается, что в какой-то ситуации им удобно быть МУПом, а тут — вдруг не очень. Но на двух стульях не усидишь.
«ЭЖ»: Вы отслеживали принятие компаниями положений о закупках и размещение к 1 апреля планов закупок на своих сайтах?
К.С.: Министерство не можем уследить за таким количеством компаний. У нас нет подразделений контроля, которые бы этим занимались. Поэтому основная роль здесь отдается общественным формам контроля: потенциальным поставщикам, общественным организациям, отдельным экспертам и тем людям, которым это небезразлично. У нас есть перечень из порядка 200 крупных компаний о которых мы знаем, что они в основном приняли положения о закупках.
«ЭЖ»: А качеством этих положений о закупках вы довольны?
К.С.: Положения о закупках — многостраничные документы. У нас есть идея провести анализ этих положений. К этому мы будем подключать широко известные общественные организации предпринимателей. Будем просить их посмотреть положения и представить заключения по наилучшим практикам. Нам кажется, что в их интересах такую работу провести. Ведь членами этих объединений являются как раз потенциальные поставщики для крупных компаний.
«ЭЖ»: Может быть, вы разработаете какие-то типовые положения о закупках?
К.С.: Мы сознательно уходим от создания типовых положений, потому что как только министерство создаст типовое положение, это станет косвенной регламентацией закупочной деятельности. Есть набор критериев, которому должно соответствовать положение. Например, в отношении конкурсов или аукционов (если эти конкурентные способы закупки предусматриваются положением) должен быть установлен срок, в течение которого извещение о закупке должно быть в открытом доступе — 20 дней, для того чтобы потенциальные участники могли ознакомиться с требованиями, которые предъявляются при покупке. Это, пожалуй, самое жесткое требование, которое должно быть учтено в положении о закупке.