С утратой статуса плательщика ЕСХН общество обязано произвести перерасчет налоговых обязательств и получает право на вычет НДС
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.2008 N Ф04-2600/2008(6445-А03-41))
Общество с июня 2006 г. на основании налогового уведомления применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
В ходе камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2006 г. налоговой инспекцией было выявлено неправомерное предъявление к возмещению суммы НДС, что послужило поводом к доначислению налога.
Основанием для принятия указанного решения послужило то обстоятельство, что общество заявило сумму налога к возмещению, не являясь плательщиком налога на добавленную стоимость.
Однако общество представило в суд первой инстанции уточненные декларации по НДС за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2006 г. с приложением доказательств их направления налоговому органу. Из данных документов следует, что доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в 2006 г. составила менее 70%, т.е. общество утратило статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и, соответственно, право применять ЕСХН и обязано было произвести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения.
На основании п. 5 ст. 346.3 НК РФ общество обязано было подать в налоговый орган заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода, в котором доход от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) составил менее 70%, и произвести уплату исчисленных сумм налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу.
Однако заявление было подано обществом только в апреле 2007 г.
Рассмотрев дело, суды первой и кассационной инстанций поддержали общество, указав, что нарушение сроков исполнения такой обязанности не отменяет проведение перерасчета налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь налоговый период.
Таким образом, общество, утратившее статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, правомерно провело перерасчет НДС в порядке общего режима налогообложения, в том числе с применением права на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ.
Налогоплательщик имеет право на учет в расходах стоимости продуктивного и рабочего скота
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2008 N Ф04-2939/2008(4907-А45-42))
В ходе выездной налоговой проверки муниципального унитарного предприятия (МУП), применяющего систему налогообложения в виде ЕСХН, было выявлено занижение налоговой базы по этому налогу. По мнению налоговой инспекции, МУП неправомерно включило в состав расходов, уменьшающих доходы, 50% балансовой стоимости продуктивного и рабочего скота, поскольку амортизация по продуктивному скоту не начисляется, а по рабочему скоту предприятие ее не начислило.
Рассмотрев дело, суды первой и кассационной инстанций встали на сторону налогоплательщика, указав следующее.
На основании пп. 2 п. 6 ст. 346.6 НК РФ налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начисления, на дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражают остаточную стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации.
Перечень амортизируемых основных средств определен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. В частности, к ним относится рабочий, продуктивный и племенной скот (за исключением молодняка).
Поэтому предприятие правомерно отнесло на расходы при исчислении ЕСХН 50% балансовой стоимости племенного и рабочего скота.
Выполнение письменных разъяснений налоговиков освобождает от налоговой ответственности
(Постановление ФАС Поволжского округа от 30.04.2008 N А12-12645/2007)
Сельскохозяйственный кооператив осуществлял через магазин розничную торговлю товарами, в том числе товарами собственного производства. Являясь плательщиком ЕНВД, он с января 2004 г. стал применять и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей на основании уведомления о возможности перехода на уплату ЕСХН, выданного налоговым органом.
Поскольку пп. 2 п. 3 ст. 346.2 НК РФ (в редакции, действующей в 2004 г.) содержит запрет на применение одновременно двух систем налогообложения - ЕНВД и ЕСХН, переход кооператива, уплачивающего ЕНВД, на уплату ЕСХН был признан налоговиками неправомерным, что стало основанием привлечения кооператива к налоговой ответственности.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа и обратился в арбитражный суд.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали заявителя, указав, что основанием применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является налоговое уведомление о возможности ее применения. На момент выдачи данного уведомления кооператив представлял в налоговую инспекцию декларацию по ЕНВД и уплачивал налог. Следовательно, факт применения в 2004 г. одновременно двух систем налогообложения - ЕНВД и ЕСХН - налоговикам был известен. Кроме того, уведомление ими отозвано не было.
Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии вины (ст. ст. 106 и 109 НК РФ).
Статья 111 НК РФ содержит перечень обстоятельств, исключающих вину и освобождающих от налоговой ответственности. В частности, к ним относится выполнение налогоплательщиком данных налоговым органом письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, к которым относится уведомление о возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Таким образом, привлечение кооператива к ответственности за уплату в 2004 г. одновременно ЕНВД и ЕСХН было признано судами неправомерным.
Переход на другой режим налогообложения осуществляется на основании заявления налогоплательщика
(Постановление ФАС Поволжского округа от 03.04.2008 N А65-25424/2007-СА2-8)
Общество, применяющее ЕСХН, реализовало объекты недвижимости, которые являлись основными средствами и использовались в производстве сельскохозяйственной продукции.
По результатам выездной проверки налоговой инспекцией был выявлен факт утраты налогоплательщиком права на уплату ЕСХН, поскольку доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составила менее 70% общего объема доходов. В качестве обоснования своих выводов налоговиками был произведен расчет указанной доли, исчисленной из общего объема доходов, в который был включен и доход, полученный от продажи недвижимости.
Налогоплательщиком был представлен свой расчет, из которого видно, что доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров, в который не может быть включен доход от продажи основных средств, составляет 98,1%.
Не принимая расчеты налогового органа, арбитражный суд указал на то, что в ходе выездной налоговой проверки доля реализации сельскохозяйственной продукции не определялась. Расчеты основаны на представленной налоговому органу заявителем налоговой декларации по налогу на прибыль, что видно из акта проверки и оспоренного решения. При этом налоговым органом не учтена разница в порядке исчисления налога на прибыль и единого сельскохозяйственного налога.
Материалами дела подтверждается, что налогоплательщик уведомления о намерении перейти на общий режим налогообложения в налоговый орган не представлял.
Само по себе представление перерасчета налоговых обязательств и налоговой декларации не может быть доказательством утраты обществом права на уплату единого сельскохозяйственного налога. Довод налогоплательщика об ошибочном представлении названных документов налоговым органом не опровергнут.
Таким образом, арбитражным судом установлен факт наличия у заявителя права уплачивать единый сельскохозяйственный налог.
Участие в производстве сельхозпродукции облагается ЕСХН
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2008 N Ф04-1539/2008(1774-А03-27))
Индивидуальным предпринимателем, являющимся плательщиком ЕСХН, был заключен договор о совместной деятельности по производству зерновых и зернобобовых культур, в рамках которого он выполнял своей техникой работы по их посеву, выращиванию и уборке.
По мнению налоговиков, применение ЕСХН возможно при наличии права владения или пользования землями сельскохозяйственного назначения. Между тем предприниматель лишь оказывал услуги технологического характера, в том числе посев сельхозкультур с использованием своей техники, в связи с чем был обязан уплачивать налоги в порядке общей системы налогообложения.
Отказывая налоговикам в удовлетворении требований, ФАС указал, что признаки, по которым налогоплательщик относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим право уплачивать ЕСХН, перечислены в ст. 346.2 НК РФ. Из содержания этой статьи следует, что в целях гл. 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, составляет не менее 70%.
На основании ст. 346.2 НК РФ суды сделали вывод о том, что данная норма не содержит условия обязательного осуществления товаропроизводителями последующей переработки произведенной ими сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, представленные в судебное заседание предпринимателем договор о совместной деятельности, паспорт на сельхозтехнику, документы о расходе ГСМ являются подтверждением осуществления им сельскохозяйственной деятельности.