Правительство РФ 16 сентября утвердило дорожную карту «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Реализация всех включенных в нее мероприятий должна привести к тому, что получать разрешения на строительство компании смогут за 56 дней вместо 423.
Дорожная карта строительства — четвертый из планов мероприятий по улучшению делового климата, разработанных под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ) представителями бизнеса при поддержке федеральных министерств. Ранее правительством уже были утверждены дорожные карты, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и государственных институтов в сфере энергетики, таможни и экспорта.
Строительная дорожная карта направлена на снятие административных барьеров и ускорение получения строителями согласований и прохождения разрешительных документов за счет их сокращения. Результатом принятия всех запланированных поправок законодательства должно стать сокращение количества процедур, необходимых для получения разрешительных документов на строительство с нынешних 51 до 11. Время их прохождения должно уменьшиться до 56 дней, а объем связанных с этим затрат с 184 до 101% внутреннего валового продукта на душу населения. Правительство рассчитывает за счет этого продвинуться в вожделенном им рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю получения разрешения на строительство с 178-го на 34-е место к 2018 г.
В создании документа приняли участие представители таких строительных компаний, как «Баркли», «Система галс девелопмент», СУ-155, «МРгруп» и др. Вместе с предпринимателями в рабочей группе при АСИ трудились чиновники Минэкономразвития, Минрегиона, антимонопольной службы, аппарата правительства. Но, несмотря на такую тесную кооперацию государства и бизнеса, правительством было принято меньше половины предложений предпринимателей.
Самые поздние мероприятия дорожной карты должны быть реализованы к декабрю 2013 г. Но большинство предложений по поправкам в законодательство должно вноситься в правительство уже до конца этого года, а некоторые уже в августе — сентябре.
Наиболее новаторским предложением дорожной карты, по мнению руководившего рабочей группой при АСИ председателя совета директоров корпорации «Баркли» Леонида Казинца, является переход на уведомительный характер начала строительства. Документ подразумевает принятие специального федерального закона, согласно которому при наличии у застройщика всех необходимых правоустанавливающих документов на земельный участок, положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий строительство может быть начато через 30 дней после рассылки пакета документов в адрес уполномоченных федеральных и местных государственных органов.
Процедура перехода на новый уведомительный порядок реализации проектов будет выполняться поэтапно. С января 2013 г. он будет распространяться на промышленные объекты в ненаселенных пунктах, а с января 2015 г. — на все строительные объекты, в том числе и жилые.
Другой значимый раздел дорожной карты посвящен проблеме земельного банка. К ноябрю 2012 г. планируется утвердить график разработки правил землепользования и застройки, а также документации по планированию территорий всех городских округов и поселений. К декабрю 2012 г. — разработать аналогичные документы для десяти пилотных городских округов и поселений. В результате этой работы, завершение которой намечено на 2014 г., застройщики получат доступ к информации о возможности строительства на том или ином земельном участке на основании прозрачных официальных документов.
Также дорожная карта предусматривает установление на федеральном уровне исчерпывающего перечня административных процедур в сфере жилого и промышленного строительства. Это означает, что федеральные и региональные власти будут не вправе требовать от застройщиков документов и сведений за пределами установленного списка.
«Снятие части барьеров приведет к увеличению объемов возведенного жилья и росту конкуренции между застройщиками по качеству и стоимости построенных объектов, что в свою очередь соответствует интересам российских граждан, рассчитывающих на качественное и недорогое жилье», — уверен Л. Казинец. Кроме того, упрощение согласований также положительно скажется на промышленном секторе. «Чем меньше излишних процедур и бюрократии, тем легче национальному производителю. Принятие дорожной карты позволит быстрее строить заводы и инновационные предприятия, придаст импульс развитию экономики», — пояснил он.
Предприниматели уповают на то, что дорожная карта будет пройдена в срок, поскольку она появилась по инициативе президента и при поддержке председателя правительства. Но, как известно, большинство барьеров для бизнеса создается на региональном и муниципальном уровнях. И основную часть мероприятий дорожной карты должны реализовывать региональные и муниципальные власти. Но в том, что они относятся к ним с тем же энтузиазмом, что и президент, уверенности нет.
Президент компании Etalon Group, основная часть объектов которой возводится в Санкт-Петербурге, Вячеслав Заренков считает, что при хорошем раскладе административные барьеры на региональном и муниципальном уровнях в городе на Неве могут быть сняты уже до конца этого года. Что уменьшит срок прохождения процедур ровно в два раза, а количество процедур сократит в три, а то и четыре раза. Хороший расклад, с точки зрения В. Заренкова, сложится при наличии доброй воли и желания городской администрации и чиновников, которые в ней работают.
На рабочем совещании в администрации города В. Заренков планирует представить свой проект замены разрешительной системы на уведомительную и установления «одного окна». Проект предполагает, что петербургские строители будут сдавать всю необходимую документацию в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города, который с помощью застройщика или самостоятельно будет рассылать ее в электронном виде во все необходимые инстанции. При этом количество инстанций окажется минимальным, потому что основные вопросы КГА может согласовывать самостоятельно. Сейчас строителям Петербурга приходится проходить около 50 процедур и 120 согласований. При ликвидации городских барьеров это количество может сократиться в 7—8 раз.
Дорожная карта может заработать в полной мере, если будет предусмотрено наказание чиновников, не выполняющих прописанные в ней процедуры или тормозящих процессы прохождения этих процедур, считает В. Заренков.
Норма без санкций — это декларация, а дорожная карта всего лишь направление движения, а не само движение, напоминает вице-президент РСПП Виктор Плескачевский. Риски неисполнения дорожной карты он также видит сконцентрированными на местном чиновничьем уровне: чиновники, которые «сидят» на конкретных процедурах, могут оказать мощное сопротивление и игнорировать сроки и мероприятия карты, ведь они фактически отнимают их хлеб. Чтобы добиться хотя бы половины результатов, запланированных картой, строители должны стремиться принимать участие в создании конкретных нормативных актов на всех уровнях власти и быть ее квалифицированными оппонентами.