Отечественные заводы сократили производство пива, одновременно увеличив выпуск крепкого спиртного. Пивовары уверяют, что к такому результату привело госрегулирование отрасли. По их мнению, граждане отказываются от пива в пользу вина и водки из-за экономических соображений. Впрочем, ряд независимых экспертов считает, что эти два события — снижение производства пива и рост выпуска водки — между собой не связаны. Они полагают, что данные продукты не конкурируют между собой за покупателя.
По данным Росстата, производство пива в России по итогам шести месяцев 2012 г. упало на 3,3% в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. В то же время производство вина выросло на 13,4%, коньяка — на целую треть (30,2%). Красноречивый прирост показывает и производство водки — 17,3%.
По данным Союза российских пивоваров, отрицательная динамика в отрасли наблюдается уже пять лет. Так, только с 2008 по 2011 г. производство пива сократилось более чем на 13%. «Общее сильнейшее падение производства давно прогнозировали и сами компании, и эксперты отрасли. Государственная регулирующая политика федеральных властей не допускает открытого диалога с отраслью. Усиление государственного регулирования пивоваренного рынка принимает все более жесткие формы, идущие вразрез с мировой практикой контроля за производством алкогольных напитков», — говорится в аналитических материалах Союза российских пивоваров.
Напомним, что за период с 2009 по 2012 г. ставка акциза на пиво была увеличена в четыре раза — с трех до 12 руб. за литр. К 2015 г. планируется увеличить акциз на пиво до 20 руб. за литр, то есть еще на 67%. Вместе с тем, по мнению участников рынка, негативно на инвестиционном климате сегмента отражается введение новых запретов на рекламу пивной продукции.
По данным союза, на фоне снижения потребления пива россиянами, которое в 2011 г. достигло уровня 64 л на человека в год (для сравнения: в Германии — 120 л в год на душу населения, в Чехии — 140), в России отмечается рост заболеваемости алкоголизмом. Официальная статистика пока эту информацию не подтверждает, число зарегистрированных больных с впервые в жизни установленным диагнозом алкоголизма и алкогольного психоза в прошлом году сократилось до 138 101 человека. Для сравнения: в 2010 г. этот показатель равнялся 153 935, в 2009 г. — 159 675, в 2008 г. — 173 430, в 2007 г. — 174 927.
Переход россиян к крепким алкогольным напиткам пивовары объяснили финансовой выгодой. Анализ розничных цен в России на различные категории алкогольных напитков показывает, что в пересчете на чистый алкоголь наиболее экономически доступным напитком является водка. Согласно выводам международного исследовательского агентства E&Y после повышения акциза на пиво до 9 руб. за литр в 2010 г. стоимость 1 л пива стала дороже 1 л водки (в пересчете на чистый спирт) в 2,6 раза.
Впрочем, ряд независимых экспертов считает, что производство пива и рост выпуска водки между собой не связаны, так как данные продукты не конкурируют за покупателя. Анализируя показатели полугодия, специалисты обращают внимание на резкий подъем выпуска вина и водки в июне. Дело в том, что в этом месяце российские компании создавали запасы продукции в связи с ростом акциза на спирт с 1 июля и переоформлением лицензий для виноделов с 2 июля.
Так, за первый летний месяц было произведено 9,6 млн дкл водки и 6,8 млн дкл вина, что соответственно в 1,5 и 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Производство пива в июне выросло незначительно по сравнению с предыдущим годом — на 0,3% — до 100 млн дкл.
При этом пиво продолжает лидировать по объему натуральных продаж на алкогольном рынке страны. В 2011 г. доля пива от общего объема продаж составила 80,6% (9912 млн л). На втором месте по объему продаж находятся вина с долей 8,4% (1032 млн л), на третьем месте — водка и ликеро-водочные изделия с долей 7,3% (899 млн л).
В целом, по оценкам компании BusinesStat, объемы продаж алкогольных напитков в России с 2007 по 2011 г. уменьшились на 8,5% — до 12,3 млрд л. Больше всего рынок пострадал в кризисный период 2008—2009 гг., когда из-за общего падения доходов населения часть потребителей отказалась от покупки алкогольных напитков. По прогнозам аналитиков, в 2012—2016 гг. продажи алкогольных напитков будут расти в среднем на 1,6% в год и к 2016 г. достигнут 13,3 млрд л.
Объем и структура продажи алкогольных напитков населению
|
1-е полугодие 2012 г. |
1-е полугодие 2011 г. | ||||
Млн дкл |
в % к 1-му полугодию 2011 г. |
итогу,
|
Млн дкл |
в % к 1-му полугодию 2010 г. |
итогу,
| |
Алкогольные напитки |
64,4 |
102,2 |
100 |
63,0 |
102,7 |
100 |
Водка и ликеро-водочные изд. |
79,1 |
103,6 |
50,4 |
76,4 |
100,4 |
49,7 |
Виноградные и плодовые вина |
49,2 |
100,3 |
10,7 |
49,1 |
98,9 |
10,9 |
Коньяки |
6,2 |
110,1 |
4,1 |
5,6 |
105,8 |
3,8 |
Шампанские и игристые вина |
13,5 |
105,7 |
2,3 |
12,8 |
100,6 |
2,2 |
Напитки слабоалкогольные |
15,1 |
99,2 |
1,2 |
15,2 |
97,2 |
1,3 |
Пиво |
518,1 |
99,7 |
31,3 |
519,7 |
108,0 |
32,1 |