Хотя темпы роста российской экономики снижаются, на фоне других членов неформального объединения БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) наша страна позиции улучшает. Просто дела у других его членов ухудшаются быстрее. Но полезнее следить за положением дел в экономиках «Большой семерки», особенно у европейских ее членов.
Росстат представил важнейшие экономические показатели за II квартал (динамика ВВП, промышленного производства, потребительских цен и уровень безработицы) государств — членов двух объединений, в которых числится Россия — БРИК и «Большая восьмерка». Выборка логичная, поскольку в первую «команду» входят важнейшие развивающиеся экономики, зачисленные в маяки роста мирового ВВП, а во вторую — крупнейшие развитые экономики, от состояния которых зависит яркость света «маяков».
Вообще-то в последние годы мировые экономические авторитеты выражали сомнения в правомерности числить Россию в составе БРИК — по показателям экономического роста она была явным аутсайдером в этой компании. Однако в прошлом году начала спотыкаться Бразилия и завершила его позади нас — с ростом экономики на 2,7% против российских 4,3%. И хотя темпы роста ВВП России снижаются, в этом году тенденция ее закрепления на третьей позиции усилилась. Более того, по двум из важнейших экономических показателей — темпу роста промпроизводства и уровню инфляции — мы опережаем и Индию. Пусть данные по Бразилии и Индии относительно ВВП и промышленности отстают на квартал, но тенденция очевидна.
В годовом сопоставлении прирост ВВП России в II квартале снизился на 0,9 п.п. — до 4%, в Бразилии и Индии — с 1,4 до 0,7% и с 6,5 до 5,7% соответственно, в Китае — с 8,1 до 7,6%. Прирост промышленности замедлился у нас с 4% в I квартале до 3,1% во втором, в Бразилии падение замедлилось с –5,9 до –4,4%, а в Индии прирост сократился с 2,6 до 0,3%. В данных по промпроизводству Китай отсутствует, но можно не сомневаться, что лидерства он не уступает и по этой части. Уровень инфляции в июне составил в годовом выражении 4,3% в России, 4,9 — в Бразилии, 10,1 — в Индии и 2,2% — в Китае.
В «восьмерке» прирост нашего ВВП можно ставить в пример, у остальных дела идут по принципу «чем дальше от Европы, тем лучше». В США прирост экономики ускорился с 2,1% в I квартале до 2,2% во втором, в Канаде — с 1,6% (в феврале) до 2,4% (в мае), в Японии — с 2,6 до 3,6%. Но, учитывая долговой кризис в еврозоне и огромную зависимость России от сырьевого экспорта в Европу, для нас важнее вести оттуда. Вести тревожные — прирост ВВП Германии в годовом сопоставлении снизился за II квартал с 1,2 до 1%, во Франции он сохранился на уровне 0,3%, в Великобритании с нулевого роста экономика сократилась на 0,8%, а в Италии ее падение углубилось с –1,3 до –2,5%.