Правительство РФ постановлением от 16.08.2012 № 840 установило порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Документ вступит в силу 30 августа 2012 г.
Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 (далее — Правила), носят довольно обобщенный характер и обязательны для федеральных органов государственной власти, органов внебюджетных фондов и их должностных лиц. Для государственных органов субъектов РФ и муниципальных образований Правила лишь ориентир для принятия аналогичных нормативных актов соответствующего уровня.
Многие положения Правил идентичны нормам Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Но есть в них и новые положения, конкретизирующие нормы закона. Например, подробно перечислены сведения, которые чиновники обязаны отразить в акте, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы (п. 18). По общему правилу ответ по результатам рассмотрения жалобы представляется в письменной форме, а по желанию заявителя — также в электронной форме. Каким образом следует такое желание выразить, в Правилах не сказано. Однако, учитывая довольно оперативные сроки рассмотрения жалоб, логично будет указать подобную просьбу в тексте самой жалобы при ее подаче.
Еще одно положение Правил, более конкретное по сравнению с положениями Закона № 210-ФЗ, — обязанность должностных лиц, рассматривающих жалобу, незамедлительно направлять материалы по ней в прокуратуру при наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.63 КоАП РФ (п. 13 Правил). Напомним, в этой статье речь идет об ответственности за нарушение законодательства об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг. Но скорее всего отсутствие аналогичного положения в Законе № 210-ФЗ обусловлено тем, что соответствующая норма КоАП РФ вступила в силу лишь с 1 января 2012 г. (ст. 12 Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ).
Несмотря на принятие Правил, жалобы на решения, действия (бездействие) государственного органа или его должностных лиц можно по-прежнему подавать напрямую в суд, минуя административный орган. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (например, в отношении решений ИФНС о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности). А, допустим, жалобу на решение органа внебюджетного фонда гражданин или компания могут подать в соответствии с Правилами в административном порядке. Для них законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования.