Чтобы увеличить объемы продаж, многие торговые компании берут на себя организацию доставки товаров до покупателей. Но такой маркетинговый ход чреват негативными налоговыми последствиями, в частности, с налогом на добавленную стоимость. Мы расскажем, как можно минимизировать налоговую нагрузку.
Доставка включается в цену товара
Начнем с самой распространенной ситуации. Компания заключает договор поставки товаров. По его условиям в стоимость отгружаемых товаров включена цена их доставки до покупателя. При этом доставка может осуществляться как собственным транспортом поставщика, так и транспортными компаниями. Здесь проблемы могут возникнуть, если продавец реализует товары, которые облагаются НДС по ставке 10%.
Дело в том, что налоговики трактуют п. 1 ст. 153 НК РФ не в пользу налогоплательщиков. Напомним, что в этой норме Кодекса сказано, что организации, применяющие при реализации товаров (работ, услуг) разные налоговые ставки, должны определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Перечень товаров, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 10%, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ. Доставка товаров до покупателя в этот перечень не входит. Значит, в отношении этой услуги применятся ставка НДС в размере 18%. Такая позиция изложена в письме МНС России от 19.04.2004 № 01-2-03/555. Заметим, что более поздних разъяснений налоговиков по этому вопросу нет, а Минфин России эту проблему не рассматривал.
Налоговики на местах активно пользуются приведенной выше позицией. Это подтверждает судебная практика. К счастью, она складывается в пользу налогоплательщиков.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 02.08.2012 № А40-4503/12-116-9 была рассмотрена следующая ситуация. Компания заключила договор поставки, согласно которому продавец обязуется доставить покупателю товар. Для этих целей поставщик заключил с транспортной компанией договор перевозки. Цена перевозки включалась в себестоимость товаров. Так как поставляемый товар облагался НДС по ставке 10%, то в бюджет была перечислена сумма налога, рассчитанная исходя из этой ставки. Проверяющие с таким подходом не согласились и решили, что организация осуществляла два вида деятельности: поставку товаров и оказание услуг по перевозке. А раз так, то налоговики, применив правила п. 1 ст. 153 НК РФ, пришли к выводу, что реализация услуг по доставке товаров должна облагаться НДС по ставке 18%.
Однако суды не согласились с налоговым органом. Они указали, что доставка не является отдельным видом деятельности. Это способ исполнения обязанностей перед покупателями. Кроме того, в учетной политике организации прописано, что к транспортным расходам, связанным с покупкой товара и включаемым в его фактическую себестоимость, относятся расходы по доставке товара на склад покупателя. Стоимость доставки в договоре отдельно не выделялась. Поэтому конечная цена товаров, с которой рассчитывается НДС, должна определяться с учетом доставки. Следовательно, организация правомерно применила ставку НДС в размере 10%.
А в постановлении ФАС Московского округа от 06.02.2009 № КА-А40/167-09 арбитры отметили, что гражданское законодательство провозглашает свободу договора (ст. 421 ГК РФ). Следовательно, все условия договора, в том числе и порядок ценообразования, стороны сделки вправе определять по своему усмотрению.
Заметим, что приведенные выше рассуждения применимы и в том случае, когда налоговики облагают стоимость доставки по ставке 18% при реализации товаров, освобождаемых от обложения НДС по ст. 149 НК РФ.
Итак, решение проблемы для рассматриваемой ситуации заключаются в следующем.
1. Правильно составьте договор поставки (не указывайте отдельно стоимость доставки и пропишите, что конечная цена товара определяется с учетом доставки).
2. В учетной политике нужно установить порядок формирования себестоимости товаров (с учетом доставки).
3. В первичных документах и счетах-фактурах не упоминайте про доставку товаров.
За доставку покупатель платит отдельно
Проблемы могут возникнуть и в том случае, когда продавец организует доставку товаров с привлечением транспортной организации, а покупатель возмещает поставщику понесенные расходы. В этом случае трудности могут быть у покупателя с принятием к вычету НДС со стоимости доставки.
Дело в том, что вычет можно получить только при наличии счета-фактуры. Однако поставщик не может выставить этот документ на сумму доставки покупателю. Ведь фактически услуги по доставке оказывает не он. Поэтому услуги по транспортировке товаров в счете-фактуре на отгрузку товаров не указываются. Не может выставить в адрес покупателя счет-фактуру и транспортная компания, так как она оказывает услуги поставщику на основании соответствующего договора. Что же делать покупателю, чтобы не потерять «входной» НДС со стоимости доставки?
Выход из этой ситуации подсказал Минфин России в письме от 15.08.2012 № 03-07-11/299. Чтобы покупатель в рассматриваемой ситуации мог принять НДС к вычету, нужно заключить с продавцом либо договор комиссии, либо агентский договор. По условиям этого договора продавец будет оказывать покупателю товаров услуги по приобретению от своего имени услуг по транспортировке товаров. В этом случае продавец будет являться комиссионером (агентом) и у него появится возможность выставить покупателю счет фактуру на стоимость доставки. При этом в строке 2 нужно указать полное или сокращенное наименование транспортной организации, которая фактически осуществляла доставку, а не комиссионера (агента).