ФСС уполномочен заявить

| статьи | печать

Проверки служб социального страхования - непростое испытание для предприятий. Тем более важно заблаговременно к ним подготовиться.

Кто и когда может проводить такие проверки, читайте в нашей статье.

Деятельность Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС РФ, Фонд) регулируется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101. В соответствии с этим Постановлением ФСС РФ осуществляет ряд контрольных функций, в том числе:

- контроль расходования страхователями (работодателями и индивидуальными предпринимателями) средств обязательного социального страхования;

- контроль начисления, уплаты и расходования страхователями средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- привлечение страхователей к ответственности за нецелевое расходование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ФСС РФ привлекать страхователей к ответственности может за неполноту уплаты (неуплату) взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и несвоевременное представление либо непредставление расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111.

Обратите внимание! ФСС РФ не вправе принимать отчетность, не соответствующую установленной форме.

Тем самым отчетность, представленная в Фонд по устаревшей форме, не применяемой в этом отчетном периоде, должна считаться непредставленной.

Кого проверяют

"Подопечными" ФСС РФ являются два вида страхователей:

1) страхователи по обязательному социальному страхованию;

2) страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страхователи от несчастных случаев).

Субъектами обязательного социального страхования выступают:

- плательщики ЕСН;

- лица, применяющие спецрежимы ("упрощенцы", "вмененщики" и плательщики единого сельхозналога - ЕСХН).

Напомним, что "спецрежимники" выплачивают своим работникам пособия по временной нетрудоспособности:

- за счет ФСС РФ - в сумме, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом;

- за счет средств работодателей - в сумме, превышающей один МРОТ (ст. 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан").

При этом ст. 3 Закона N 190-ФЗ работодателям предоставлено право добровольной уплаты в ФСС РФ страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3,0% налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 НК РФ. В этом случае выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств ФСС РФ.

Выплата иных видов пособий по обязательному социальному страхованию работникам осуществляется за счет средств ФСС РФ в соответствии с федеральными законами. Перечень указанных пособий приведен в ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

В дальнейшем выплаченные работникам суммы пособия получаются работодателями от Фонда на основании представляемой ими в Фонд расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ.

Страхователями от несчастных случаев выступают работодатели - плательщики соответствующих взносов, в том числе и "спецрежимники" (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).

Органы Фонда социального страхования РФ проводят два вида проверок - камеральные и выездные.

Камеральные проверки

Порядок проведения камеральных проверок регламентируется Постановлением ФСС РФ от 29.07.2003 N 87.

Камеральная проверка проводится ревизорами по месту регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда.

Проведение камеральной проверки не требует специального решения руководителя органа ФСС РФ и распространяется только на те документы, которые представлены страхователем в Фонд.

Камеральные проверки бывают двух типов:

- проверка отчетности, представленной страхователем;

- проверка документов, представленных страхователем при обращении за выделением средств на расходы по соответствующим видам страхования.

Проверка отчетности

Проверка отчетности связана с обязанностью страхователей ежеквартально (за I квартал, полугодие, 9 месяцев, год) сдавать расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ). Проверяется правильность заполнения всех реквизитов, обязательных граф и строк, а также наличие подписей и печати.

Камеральная проверка проводится в течение двух месяцев с момента представления отчетности страхователем. О дате проведения камеральной проверки на титульном листе отчетности делается отметка.

Если в отчетности выявлены ошибки, орган ФСС РФ сообщает об этом страхователю не позднее трех рабочих дней.

Все необходимые исправления должны быть внесены страхователем в течение двух рабочих дней.

Проверка документов для выделения средств

В соответствии с Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22, Фонд выделяет страхователям денежные средства на возмещение расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в случае превышения суммы расходов на выплату пособий над суммой начисленных страховых взносов на социальное страхование работников, а также в случае отсутствия у работодателя средств для выплаты работникам указанных пособий.

При этом исполнительные органы Фонда вправе (а иногда обязаны), например при обращении страхователей, имеющих льготы по уплате ЕСН либо применяющих специальные налоговые режимы, проводить камеральную проверку расходования страхователями средств обязательного социального страхования.

Отличительной особенностью данного вида камеральной проверки является то, что она проводится не периодически, а по мере поступления от страхователей соответствующих обращений. В связи с этим она может охватывать не только отчетный период, но и тот период, в который поступило обращение.

При данном виде проверки страхователь представляет в орган ФСС РФ помимо расчетной ведомости также:

- копии платежных документов, подтверждающих оплату платежей в ФСС РФ;

- заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования страхователем средств на цели страхования (больничных листков, справок о зарплате и т.д.);

- промежуточный вариант ведомости по средствам ФСС РФ, в которой должна быть отражена сумма расходов на обязательное социальное страхование.

Если все документы страхователем представлены и при этом отсутствуют нарушения расходования средств, у ФСС РФ нет оснований не выделить страхователю требуемую сумму на покрытие расходов по соответствующим видам обязательного страхования.

Результаты камеральной проверки

Окончание камеральной проверки подтверждается записью, которая делается проверяющим на расчетной ведомости 4-ФСС РФ или отчете 4а-ФСС РФ (утверждена Постановлением ФСС РФ от 25.04.2003 N 46).

Отметим, что на отчетности должны быть две даты - получения отчетности и окончания проведения камеральной проверки.

Если по результатам камеральной проверки выявлены нарушения расходования средств, то орган ФСС РФ в течение 10 дней выносит решение о непринятии к зачету расходов на эти цели.

На основании этого решения страхователю предлагается произвести корректировку суммы расходов в бухгалтерском учете и отчетности. Решение направляется в соответствующую налоговую инспекцию в течение 10 дней со дня его вынесения.

При выявлении недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев ФСС РФ направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени.

При необходимости орган ФСС РФ принимает решение о проведении документальной выездной проверки.

Выездные проверки

Порядок проведения выездных проверок регламентируется Постановлениями ФСС РФ:

- от 17.03.2004 N 24 - по обязательному социальному страхованию;

- от 04.12.2003 N 134 - по страхованию от несчастных случаев.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения страхователя по ежеквартальным планам.

В день начала проверки страхователю должны быть предъявлены решение руководителя отделения Фонда о проведении проверки и служебное удостоверение проверяющего.

Срок проверки не может превышать двух календарных месяцев.

При проведении проверок организаций-страхователей, имеющих филиалы и представительства, срок проверки увеличивается на срок не более одного месяца на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Проверять можно только за период продолжительностью три года, которые предшествуют началу контрольных действий.

Но есть исключение - когда страхователь включен в план проведения выездной проверки по итогам камеральной. В этом случае проверяется также законченный отчетный период года, в котором проводилась камеральная проверка.

В ходе документальных выездных проверок проверяется правильность расходования средств на выплату:

- пособий по временной нетрудоспособности;

- пособий по беременности и родам;

- единовременного пособия при рождении ребенка;

- ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также иных видов пособий;

- расходов на оплату путевок;

- а также правильность финансирования предупредительных мер по сокращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании, в том числе:

периодических медицинских осмотров работников в медицинских учреждениях;

профилактического санаторного лечения работников в санаториях-профилакториях.

Проверяющие также могут затребовать следующие документы:

- приказ о приеме на работу;

- табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;

- расчетно-платежные ведомости;

- расчетные и платежные ведомости;

- лицевые счета и пр.

Запрещается проводить повторные проверки одного и того же страхователя по одним и тем же вопросам за уже проверенный период. Исключение составляют случаи:

а) реорганизации или ликвидации организации (обособленного подразделения);

б) контроля отделения Фонда за деятельностью филиала отделения Фонда, проводившего проверку.

В случае непредставления страхователем в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов. В этом случае документы должны быть представлены страхователем в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий.

Результаты выездной проверки

Документами, оформляющими окончание выездной проверки, являются:

- справка о проведенной проверке;

- акт.

Справка о проведенной проверке составляется незамедлительно после окончания проверки. В ней обязательно фиксируются предмет проверки, период проверки, даты ее начала и окончания.

Формы справок утверждены Постановлениями ФСС РФ:

- от 17.03.2004 N 24 - в отношении проверки расходов по обязательному социальному страхованию;

- от 04.12.2003 N 134 - в отношении проверки расходов по обязательному страхованию от несчастных случаев.

Основным документом, который оформляется по итогам проверки, является акт. Именно в нем должны быть зафиксированы все выявленные при проверке нарушения.

На основании акта составляются документы о привлечении страхователя к ответственности, выставляются требования об уплате недоимки, пени и штрафов.

Акт должен быть составлен в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в отделении Фонда, другой передается руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).

К акту предъявляются следующие требования:

- наличие сквозной нумерации страниц;

- отсутствие помарок, подчисток и иных исправлений, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, проводивших проверку и подписывающих акт.

По содержанию акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и заключения.

Вводная часть акта - это общие сведения о проводимой проверке и страхователе (номер акта; наименование места проведения проверки, на территории которого она проводилась (например, г. Москва); даты составления и подписания акта; полное и сокращенное наименования проверенного страхователя; регистрационный номер и код подчиненности страхователя; вид применяемого страхователем налогового режима и т.п.).

Обратите внимание! Если страхователь-работодатель является одновременно плательщиком ЕСН и ЕНВД и ведет раздельный учет доходов и расходов по соответствующим видам деятельности, то в акте должны быть указаны два налоговых режима.

В вводной части акта должны содержаться также фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, с указанием их должностей и наименования отделения (филиала отделения) Фонда, который они представляют, дата и номер решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки.

Кроме того, должны быть указаны: цель проверки и период, за который проведена проверка; даты начала и окончания проверки; фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (обособленного подразделения) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде на основании приказа; индивидуального предпринимателя.

В описательной части акта проверки составитель документа должен изложить факты выявленных у страхователя нарушений порядка уплаты страховых взносов и расходования средств обязательного социального страхования или обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и указать, какими документами эти факты подтверждаются.

Если нарушений нет, то проверяющий должен это отметить в акте.

В заключении акта должны быть отражены следующие сведения о ходе проверки:

- расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию или обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, либо расходы, не подтвержденные документами в установленном порядке;

- расходы, не принятые к зачету в счет начисленного ЕСН или взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащие зачислению в бюджет Фонда, в том числе на выплату различных пособий работникам (по беременности и родам, по временной нетрудоспособности), на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей и оздоровление детей;

- имеющаяся у страхователя задолженность по уплате ЕСН и страховых взносов в бюджет Фонда;

- сведения о суммах выявленных недоплат по пособиям.

В заключении акта также обязательно должны содержаться предложения проверяющих относительно способа исправления нарушений, допущенных страхователем и выявленных в ходе проверки.

Акт должен быть подписан проверяющими, руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем (их представителями).

Если проверяемые не согласны с результатами проверки, изложенными в актах, то они могут не подписывать акты либо подписать их с оговоркой "С актом не согласен".

Для представления возражений по акту проверяемому дается двухнедельный срок. К возражениям должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность возражений.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) отделения Фонда принимает соответствующее решение о привлечении страхователя к ответственности.

Срок принятия решения составляет 10 дней, исчисляемых со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки.

Виды правонарушений и меры ответственности

Вид правонарушения

Меры ответственности

Норма Закона
N 125-ФЗ

Нарушен установленный срок
регистрации в качестве
страхователя

Страхователь -
индивидуальный
предприниматель <*>
уплачивает штраф в
размере 5000 руб.

Часть 2 п. 1 ст. 19

Нарушение установленного
срока регистрации в
качестве страхователя у
страховщика более чем на
90 дней

Страхователь -
индивидуальный
предприниматель
уплачивает штраф в
размере 10 000 руб.

Часть 3 п. 1 ст. 19

Физическое лицо,
заключившее трудовой
договор с работником,
осуществляет деятельность
без регистрации в качестве
страхователя у страховщика

Страхователь -
физическое лицо
уплачивает штраф в
размере 10% облагаемой
базы для начисления
страховых взносов,
определяемой за весь
период осуществления
деятельности без
указанной регистрации у
страховщика, но не менее
20 000 руб.

Часть 4 п. 1 ст. 19

Неуплата или неполная
уплата сумм страховых
взносов в результате
занижения облагаемой базы
для начисления страховых
взносов, иного
неправильного исчисления
сумм страховых взносов или
других неправомерных
действий (бездействия)

Штраф в размере:
20% причитающейся к
уплате суммы страховых
взносов;
40% причитающейся к
уплате суммы страховых
взносов - за умышленное
совершение указанных
деяний

Часть 5 п. 1 ст. 19

Страхователь нарушил срок
представления страховщику
установленной отчетности
или вовсе не представил ее

Штраф в размере:
1000 руб.; 5000 руб. - за
повторное совершение
указанных деяний в
течение календарного года

Часть 6 п. 1 ст. 19

Отсутствие документального
подтверждения расходов,
произведенных страхователем
на цели обязательного
социального страхования от
несчастных случаев на
производстве и
профессиональных
заболеваний

Суммы произведенных
страхователем с
нарушением установленных
требований либо не
подтвержденных
документами расходов на
выплату пособий по
временной
нетрудоспособности в
связи с несчастным
случаем, а также на
оплату отпуска
застрахованного (сверх
ежегодного оплачиваемого
отпуска, установленного
законодательством РФ)
на весь период лечения и
проезда к месту лечения и
обратно в счет уплаты
страховых взносов не
засчитываются

Часть 8 п. 1 ст. 19

Предоставление страховщику
недостоверных сведений,
необходимых для назначения
застрахованным обеспечения
по страхованию

Излишне понесенные
расходы на обеспечение по
страхованию в счет уплаты
страховых взносов не
засчитываются

Часть 9 п. 1 ст. 19

Представление
застрахованным или лицом,
которому предоставлено
право на получение
страховых выплат,
недостоверных сведений о
наступлении обстоятельств,
влекущих изменение
обеспечения по страхованию
или несвоевременное
представление (сокрытие)
страховщику

Застрахованный и лица,
которым предоставлено
право на получение
страховых выплат, обязаны
возместить страховщику
излишне понесенные им
расходы добровольно или
на основании решения суда

Пункт 3 ст. 19

Страхователь заплатил
страховые взносы позднее
15-го числа месяца,
следующего за отчетным
кварталом

Пени в размере 1/300
ставки рефинансирования
Банка России, действующей
за период с момента
образования недоимки

Статья 22.1

--------------------------------

<*> В связи с тем что порядок регистрации юридических лиц в качестве страхователей изменен, штрафные санкции за нарушение срока регистрации в качестве страхователя в отделении (филиале отделения) Фонда к юридическим лицам не применяются (Постановление ФСС РФ от 04.12.2003 N 134).

Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (ч. 7 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ).

Письмом ФСС РФ от 08.05.2007 N 02-18/04-4156 направлены для применения в работе рекомендательные образцы документов по вопросам взыскания недоимки, пеней, штрафов со страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по результатам документальных выездных и камеральных проверок.

Исполнительные органы ФСС РФ, учитывая сложившуюся судебную практику в регионах, при необходимости вправе вносить изменения в рекомендованные образцы по оформлению документальных выездных и камеральных проверок по своему усмотрению.

При оформлении материалов проверки страхователей проверяющим предоставлено право отражать в акте дополнительную информацию о праве страхователя предоставить в течение 15 рабочих дней письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям, а также информацию о времени и месте рассмотрения материалов проверки страхователя.

Привлечение к административной ответственности за нарушения требований Закона N 125-ФЗ осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 10 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ).