ЕСХН только для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008)
Деятельностью общества "Рыболовецкий колхоз "Восток-1" являются осуществление промышленного рыболовства, добыча морепродуктов и морских растений, первоначальная и последующая (промышленная) переработка и производство пищевой и кормовой продукции, их реализация.
Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о применении с 1 января 2007 г. специального налогового режима, в частности о переходе на единый сельскохозяйственный налог.
Отказывая обществу в переходе на ЕСХН, налоговый орган указал, что общество не подпадает под понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, определенное ст. 346.2 НК РФ.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций удовлетворили исковые требования общества. Как было установлено судами, производимая обществом продукция содержится в Перечне видов сельскохозяйственной продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 и принятом в соответствии со ст. 346.2 НК РФ.
По их мнению, деятельность общества по вылову (изъятию) водных биологических ресурсов из среды обитания относится к производству сырья для последующей первичной и промышленной переработки на основании Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ). Таким образом, общество отвечает критериям, установленным гл. 26.1 НК РФ.
Рассмотрев дело, Президиум ВАС РФ полностью отменил судебные акты и отказал обществу в удовлетворении исковых требования, указав на ошибочное толкование и применение арбитражными судами норм гл. 26.1 НК РФ.
Согласно вступившим в силу с 1 января 2007 г. изменениям в ст. 346.2 НК РФ плательщиками ЕСХН являются сельскохозяйственные товаропроизводители, производящие сельскохозяйственную продукцию, первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственного сырья собственного производства и ее реализацию. При этом под сельскохозяйственной продукцией понимается продукция, полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Нормы Закона N 193-ФЗ содержат перечень организаций, относящихся к сельскохозяйственным. Это, в частности, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации.
Поскольку общество не относится к данным видам организаций и не занимается производством и реализацией указанной сельскохозяйственной продукции, оно не может претендовать на применение специального налогового режима - ЕСХН.
Обращаем внимание, что в январе 2008 г. Президиум ВАС РФ (Постановление от 15.01.2008 N 10839/07) отказал ЗАО "Мурманский траловый флот 1" в удовлетворении исковых требований по этим же основаниям.
Пропуск срока взыскания штрафа по ЕСХН
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2007 N Ф08-8232/07-3073А)
Общество является сельскохозяйственным товаропроизводителем. В марте 2005 г. оно было привлечено к налоговой ответственности по ст. 119, п. 1 ст. 122, ст. 123 и п. 1 ст. 126 НК РФ.
В связи с истечением срока взыскания штрафных санкций в судебном порядке общество обратилось в налоговый орган с просьбой исключить из карточки лицевого счета штрафные санкции по ЕСХН.
Обосновывая свой отказ, налоговый орган сослался на положения ст. ст. 44, 46, 59 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" и Приказ Минфина России от 15.06.2005 N 72н.
Для получения субсидий из федерального бюджета в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2006 - 2007 гг., обществу необходимо предоставить справку из налогового органа о расчетах по налогам и сборам по состоянию на март 2007 г.
При составлении справки налоговым органом были указаны штрафные санкции по ЕСХН.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным действия налогового органа по включению в справку задолженности по штрафным санкциям и об обязании налогового органа выдать справку без указанной задолженности.
Судами первой и апелляционной инстанций обществу было отказано.
ФАС Северо-Кавказского округа, рассмотрев дело, указал следующее.
В январе 2006 г. Арбитражный суд Краснодарского края отказал налоговому органу во взыскании указанного штрафа в связи с истечением срока обращения в суд, установленного ст. 115 НК РФ.
Давая оценку полномочиям налогового органа о включении в справку задолженности по ЕСХН, суд необоснованно не учел решение Арбитражного суда Краснодарского края об отказе во взыскании этих штрафных санкций.
Неверный вывод суда послужил причиной нарушения прав и законных интересов общества.
Вновь созданное общество вправе выбрать специальный налоговый режим
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.11.2007 N Ф08-7493/07-2502А)
В феврале 2004 г. налоговая инспекция отказала обществу в применении с 1 января 2004 г. специального налогового режима (ЕСХН). Основанием отказа послужило отсутствие по итогам девяти месяцев 2003 г. выручки от реализации сельскохозяйственной продукции. Суд первой инстанции, рассмотрев дело, указал следующее.
Порядок и условия перехода на уплату ЕСХН установлены ст. 346.3 НК РФ. Заявление о переходе на уплату ЕСХН подается организациями в налоговый орган в период с 20 октября по 20 декабря с указанием доходов, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам девяти месяцев. Вновь созданным организациям предоставлено право перехода на данный режим с момента постановки на налоговый учет.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и другие акты законодательства Российской Федерации" организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, желающие перейти на ЕСХН в 2004 г., вправе были до 1 февраля 2004 г. подать заявление в налоговый орган о переходе на уплату ЕСХН. Срок подачи указанных заявлений был продлен Федеральным законом от 05.04.2004 N 16-ФЗ до 1 июня 2004 г. Право перейти на уплату ЕСХН имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых по итогам девяти месяцев года подачи заявления доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% (ст. ст. 346.2 и 346.3 НК РФ).
Поскольку общество было зарегистрировано в декабре 2003 г. и экономическую деятельность не осуществляло, оно не имело дохода в 2003 г.
Таким образом, уведомление налоговой инспекции о невозможности применения специального налогового режима (ЕСХН) противоречит нормам налогового законодательства о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения и о равенстве налогообложения, закрепленным в ст. 3 НК РФ.
В налогооблагаемую базу по ЕСХН не включается выручка 2003 г.
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.12.2007 N Ф08-8591/2007-3224)
Налоговой инспекцией была проведена выездная проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 октября 2003 г. по 31 декабря 2004 г. По результатам проверки были доначислены ЕСХН, НДС и взносы на обязательное пенсионное страхование.
Основанием доначисления ЕСХН послужило невключение в налогооблагаемую базу по ЕСХН денежных средств, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции в 2003 г. Общество не согласилось с выводами налоговой инспекции и обратилось в арбитражный суд. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования общества, указав следующее. До 2004 г. и в 2004 г. общество являлось плательщиком ЕСХН. При исчислении налогооблагаемой базы по ЕСХН оно руководствовалось разъяснениями Минфина России, изложенными в Письме от 20.10.2006 N 03-11-04/1/19. По мнению налоговой инспекции, упомянутое Письмо Минфина России было получено обществом 20 октября 2006 г., т.е. после вынесения оспариваемого решения от 18.10.2006.
Первоначально порядок исключения из налогооблагаемой базы по ЕСХН денежных средств, полученных в 2003 г., был изложен в Письме Минфина России от 09.11.2005 N 03-11-04/1/29, опубликованном в печатном периодическом издании.
Согласно указанному Письму при переходе с действовавшего до 1 января 2004 г. режима ЕСХН на новый режим, введенный с 1 января 2004 г., при определении налогооблагаемой базы в 2004 г. не учитываются денежные средства, полученные в 2003 г. Не учитываются также и расходы, связанные с производством и реализацией.
За какой период отражается доля дохода в заявлении о применении ЕСХН
(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.11.2007 N Ф03-А59/07-2/4508)
При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности общества за период с 2002 г. по 2004 г. налоговая инспекция выявила нарушение перехода общества на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. По итогам девяти месяцев 2003 г. объем реализации сельскохозяйственной продукции составил менее 70% общего дохода реализации продукции. В результате общество было привлечено к налоговой ответственности. Кроме того, ему были доначислены налог на прибыль, НДС, ЕСН и пени. Суд первой инстанции удовлетворил требования общества частично, уменьшив размер доначисленных сумм.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования общества в полном объеме, указав следующее.
В п. 2 ст. 346.2 НК РФ указаны условия, позволяющие налогоплательщику перейти на уплату ЕСХН. Одним из них является наличие дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции не менее 70% общего объема реализации продукции за последние девяти месяцев того года, в котором общество подает заявление о переходе на уплату ЕСХН. Подача заявлений осуществляется в соответствии со ст. 346.3 НК РФ с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, с которого планируется применение ЕСХН.
Срок подачи заявления о переходе на уплату ЕСХН в 2004 г. был продлен Федеральным законом от 08.04.2004 N 16-ФЗ до 1 июня 2004 г. Однако при продлении срока подачи такого заявления законодатель не определил, за какой период отражается доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.