Минувший июль ознаменовался четырехлетием с начала реформирования Гражданского кодекса РФ. В преддверии рассмотрения проекта во втором чтении четырьмя рабочими группами и одной сводной была проведена масштабная работа над поступившими замечаниями и предложениями и поиском компромиссных решений. Результаты обсуждались на очередных парламентских слушаниях в Госдуме1.
Как отметил руководитель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, члены рабочих групп по модернизации ГК РФ провели 27 заседаний, а также совещания и конференции в ряде крупных городов страны с участием представителей юридического сообщества, бизнеса, общественных организаций, нотариата, научных кругов и т.д. К нынешнему заседанию многие положения, которые на предыдущих парламентских слушаниях воспринимались как несовпадение позиций, были урегулированы.
Введение в действие основной части ГК РФ намечено на март 2013 г. Ряд норм — в частности, касающихся нотариата, госрегистрации юридических лиц и т.д., будут вводиться постепенно, вместе с изменениями в соответствующие законы.
Итак, что изменилось в проекте в части законодательства о юридических лицах?
Во-первых, была учтена просьба о выделении потребительской кооперации как отдельного вида кооперативов. Предложен такой вид юридических лиц как товарищество собственников недвижимости, куда вошли не только товарищество собственников жилья, но и товарищества, действующие в дачной, садоводческой, огороднической сферах и т.п. Урегулирован их статус, отличный от статусов кооперативов и других организаций.
Введены автономные некоммерческие организации, чей статус унитарной организации предусматривает для собственников возможность соучредительства. Один из учредителей может выступать руководителем такой организации. Внутренняя структура автономной некоммерческой организации будет определяться учредителями свободно — для них допустимо устанавливать или сохранять действующую систему советов (наблюдательный, попечительский).
Одними из самых острых и дискуссионных остаются вопросы, касающиеся аффилированности, а также лиц, контролирующих другие юридические лица. В результате длительных споров и обсуждений было предложено исключить эту норму из проекта ГК, тем более что в нем есть общее правило (п. 3 ст. 53.1) об ответственности лиц, имеющих фактическую возможность контролировать другие юридические лица. Представители рабочей группы МФЦ не одобрили данное решение, назвав исключение указанной нормы большим упущением.
Восстановлена норма ст. 105 проекта о материнских и дочерних компаниях. Уточнены нормы о наблюдательных советах в публичных акционерных обществах. Их создание, компетенция и порядок работы будут определяться Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» — Кодекс будет только упоминать о такой возможности.
Следующая важная группа уточнений касается порядка получения участниками хозяйственных обществ информации о деятельности компании, возможности их ознакомления с бухгалтерской документацией. Этот вопрос также отнесен к акционерному законодательству и уставам юридических лиц. Проект содержит только упоминание о данном праве участника.
В ходе обсуждения были устранены некоторые неясности, в частности, касательно главы 9.1 проекта о решениях общих собраний, которые многие представители бизнес-сообщества восприняли как ревизию существующих правил. Заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Суханов заверил присутствующих на заседании, что это не так. Данной нормой (п. 2 ст. 181.1) установлено, что указанная глава действует только в тех ситуациях, когда этот вопрос не урегулирован специальным законом или уставом. «Она ни в коей мере не касается ни хозяйственных обществ, ни религиозных организаций, например, от которых были замечания, ни других видов юридических лиц, где этот вопрос уже решен либо законом, либо уставом конкретного юридического лица, поскольку эта глава касается не только юридических лиц, но и собраний граждан», — пояснил он.
Некоторую обеспокоенность представителей бизнес-сообщества вызвала попытка включения в проект недостаточно проработанных отдельных институтов права, избирательно заимствованных из права других государств. По их мнению, такой подход приведет к нарушению сложившегося в правоприменительной практике баланса прав и интересов хозяйствующих субъектов, в том числе общества и его участников.
Нецелесообразным, по мнению бизнеса, является предложение об исключении генерального директора компании как единоличного органа управления из состава совета директоров ввиду того, что это существенно осложнит деятельность общества. То же касается и запрета на участие дочерних обществ в решении вопросов материнских компаний. Все это, по мнению бизнеса, — мощнейшие инструменты, которыми могут воспользоваться рейдеры.
Неоднозначным также можно назвать вопрос регулирования корпоративных, имущественных и иных сделок. Дмитрий Степанов, представляющий Некоммерческое партнерство по «содействие развитию корпоративного законодательства», привел данные опроса, проведенного среди руководителей юридических служб крупных и средних компаний. Так, только 10% российских компаний подчиняют отечественному праву свыше 50% важнейших сделок. У остальных показатели значительно ниже. Проблема, как отметил Д. Степанов, в том, что большинство таких сделок уходит в иностранные юрисдикции, и вопросы распределения самых значимых активов российских корпораций решают не отечественные судьи, а иностранцы.
Изменить ситуацию, по мнению бизнес-сообщества, возможно включением в российское право инструментов, востребованных западными правопорядками, а также повысив гибкость правового регулирования имущественных отношений.
Президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова отметила, что обязательное нотариальное удостоверение сделок, требующих госрегистрации, способно повысить инвестиционную привлекательность российской экономики. «Более половины внешнеторгового оборота России приходится на ЕС, где действует и принята система латинского нотариата, что позволяет иностранному предпринимателю увидеть знакомую ему систему правовых институтов», — отметила она.
Итак, основные противоречия выявлены и устранены. Поводы для критики, безусловно, остались — и скорее всего, вряд ли когда-нибудь иссякнут. Как отметил руководитель РСПП Александр Шохин, необходимо найти решение по спорным вопросам, которые еще находятся в работе, нежелательно оставлять их на последний момент: «Либо мы их снимаем, перенеся в корпоративное законодательство, либо вводим переходный период». По мнению А. Шохина, п Переходные нормы нужно прописывать максимально защищенным участникам гражданского оборота.
Не за горами рассмотрение проекта во втором чтении. Остается надеяться, что известное высказывание Отто Бисмарка о том, что русские долго запрягают, но потом быстро едут, оправдается и в этот раз.
1 Слушания прошли 2 июля 2012 г. Предыдущие состоялись 15 мая, подробности читайте в «КС» № 05.