И до вступления России в ВТО импортная обувь доминировала на российском рынке. Со вступлением в эту международную организацию перспективы развития отечественного обувного рынка его участники оценивают по-разному — торговцы положительно, внутренние производители предрекают резкое сокращение выпуска продукции.
По данным Национального обувного союза емкость рынка обуви в России оценивается в 500—600 млн пар, что составляет в денежном выражении 12—14 млрд долл. США. В 2011 г. состояние внутреннего рынка обуви России характеризовалось следующими показателями: официальный импорт — 340 млн пар, официальное производство — 61,8 млн пар, теневое производство — 40% рынка. Рынок представляет собой большой интерес для иностранных производителей, ведь население России составляет 143 млн человек и всем нужна обувь, при этом рост национальной экономики — 4% в год, так что деньги у покупателей есть.
Рынок обуви подразделяется на сегменты повседневной, спортивной и детской обуви. Во всех них наблюдается положительная динамика продаж. В последнее время объемы продаж в сегменте люксовой обуви также растут. После кризиса наблюдался уход основной части покупателей в масс-маркет, но в прошлом году цены и спрос на обувь вернулись на докризисный уровень.
Сегодняшний рынок обуви сильно изменился по отношению к докризисному. Расширился ассортимент поставляемой продукции, многие компании провели рестайлинг, изменился состав основных игроков на рынке.
Бренды пошли в регионы
Компаниям, работающим не только в среднем ценовом сегменте, но и в классе люкс, стало тесно в обеих столицах, и они начали открывать магазины в регионах, прежде всего в городах-миллионниках.
Например, Ritter Group планирует выйти за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Начали строить собственную дистрибуцию Hermes Group и Prada. Проект по созданию собственной сети дистрибуции прекратил Hugo Boss, но поменял его на активно развивающийся франчайзинг. На российские прилавки вновь вернулась обувь под брендами Stella McCartney и Jimmy Choo.
В прошлом году изменилась расстановка сил среди лидеров, с рынка ушла Сrocus Group. В начале 1990-х гг. компания открыла около 60 обувных бутиков, а к 2011 г. обладала правами на большинство люксовых брендов. В прошлом году она закрыла бутики, продала права на управляемые ею бренды и ушла с рынка.
В целом для отечественного рынка обуви характерно отсутствие большого количества лидеров мирового производства, хотя нельзя не отметить присутствие американского производителя Brown Shoe с одним из своих брендов Naturalizer.
Вещевой рынок является наиболее популярным местом покупки обуви в нашей стране. На сегодняшний день, по данным «Росбизнесконсалтинга», на него приходится более 40% продаж. Позиции продавцов, специализирующихся на торговле на вещевых рынках, достаточно сильны в небольших городах с населением не более 100 000 человек. Надо отметить, что их суммарная доля на рынке постоянно сокращается.
Кроме рынков обувью торгуют практически все супер- и гипермаркеты, такие как «Ашан», «Метро» и другие. Но доля их продаж на рынке крайне невелика, сложно представить покупателя, пришедшего за продуктами или электроникой, а заодно покупающего недешевую обувь. Поставщики товаров, представленных в этой категории магазинов, как правило, не имеют собственных сетей распространения. На прилавках супер- и гипермаркетов зачастую можно встретить сравнительно недорогую, но практичную продукцию таких производителей, как Gavary, Adelfia, Rox, Rider и др. Распространение универмагов в России произошло в последнее десятилетие, и такой товар, как обувь, остается в них второстепенным. Тем более что в последнее время активное распространение получило развитие специализированных обувных гипермаркетов, особенно в Москве.
Одному Интернет, другому — почтовый каталог
Столичные жители, все более привыкающие начинать свое утро не только с чашки кофе, но и с новостей в Интернете, становятся частыми посетителями на специализированных сайтах, торгующих обувью. Действительно, благодаря быстрому ритму и постоянной занятостью жителей больших городов интернет-торговля становится все более популярной. Электронные продажи начали свое победное шествие пару лет назад, и эта тенденция укрепляется. По данным агентства AC Nielsen, в 2011 г. такая категория товаров, как обувь, одежда и аксессуары, оказалась на втором месте по объемам покупок интернет-пользователей и составила 24%. В 2010 и 2009 гг. наблюдалась аналогичная картина.
Расширяется интернет-торговля, появляются новые игроки. Федеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство кипрской компании Ozon Holdings Limited, владеющей Ozon.ru, о покупке ООО «Запато.ру», продающей обувь и аксессуары. Компания является российским аналогом крупного американского интернет-магазина Zappos, созданного в 1999 г. На сегодняшний день в основной ассортимент крупнейшего интернет-магазина страны кроме книг (37% выручки), электроники (30%) и прочего входит обувь.
Покупка товаров в интернет-магазинах характерна для потребителей, интересующихся товарами в средней ценовой категории и выше. Поэтому Ozon заинтересовался покупкой обувного интернет-магазина. Средний ценовой сегмент является главным драйвером роста рынка. Аналитики в последнее время отмечают рост продаж именно в этой ценовой категории, что позволяет им делать положительные прогнозы в отношении этой категории и рынка в целом.
Если в городах-миллионниках интернет-торговля становится все более популярной у потребителя, то жителям российской глубинки привычнее покупка по почте через почтовые каталоги. Особенно это актуально для пожилых граждан отдаленных небольших городов и населенных пунктов. Среди пользователей дистанционной торговли 61% проживает в населенных пунктах с численностью населения менее 50 000 человек, тогда как всего таких жителей в России — 55%. Сельские жители в нашей стране составляют 40% покупателей.
Борьба за место лидера продолжается
Сегодня, по данным портала Synovate Comcon, крупнейшим обувным ретейлером является «ЦентрОбувь» — он занимает 4% рынка. В начале этого года «ЦентрОбувь» стала участником крупнейшей сделки на рынке складской недвижимости за последний год — компания приобрела свой первый распределительный центр. Выручка за 2011 г., по данным компании, составила чуть более 1 млрд долл. «ЦентрОбувь» объединяет более 950 собственных и франчайзинговых обувных магазинов под брендами «ЦентрОбувь» и Centro в России, Украине, Польше и Прибалтике. По словам Натальи Демидовой, генерального директора Национального обувного союза, компания является «безусловным лидером на отечественном обувном рынке. Наиболее активно она присутствует в эконом и среднем ценовых сегментах. Ее политика ориентирована прежде всего на группы потребителей с невысоким уровнем дохода и молодежь. Именно правильно выбранный ассортимент обуви и грамотно проводимая в связи с этим ценовая политика позволили компании занять лидирующее положение на рынке».
Вторым и третьим игроками считаются «Маттино» (более 100 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и других городах страны) и «Эконика» — первая обувная сеть, специализирующаяся исключительно на женской обуви (более 140 магазинов). Также значительную долю обувного рынка в России занимают продавцы спортивной обуви Adidas и Nike.
Продукция компаний представлена в низшей и средней ценовых категориях. Сегмент продукции выше среднего и премиум до недавнего времени не был столь широко представлен поставщиками обуви.
Надежды на госзаказ
В тяжелое для отрасли время, когда Россия вступает в ВТО, «государство может и должно помочь предприятиям», считает Н. Демидова. Сегодня надежды производителей в сфере легкой промышленности и прежде всего обувщиков возлагаются на госзаказ. Эта мера, по мнению Н. Демидовой, позволит предприятиям гораздо легче справиться с ситуацией. В России заказ для Минобороны должны выполнять отечественные предприятия, считает она: «В Соединенных Штатах импорт обуви составляет 99%, из них 85% приходится на Китай, но оставшийся 1% остается за госзаказом. Именно он приходится на специальную обувь, которая шьется на территории США. Думаю, стоит приглянуться к опыту этой страны. Другое дело, нам не следует во всем следовать за зарубежным опытом. В советской армии традиционно использовались кирзовые сапоги, которые плохо пропускают влагу. Может, не стоит от них полностью отказываться и менять на армейские ботинки западного образца, не приспособленные к нашим климатическим условиям, например к болотистым местностям. Что касается снижения таможенных пошлин, о которых в последнее время много говорят, то отрасль живет в условиях их постоянного снижения с 2006 г. и продолжает развиваться».
Н. Демидова не согласна с коллегами по цеху из Российского союза кожевенников и обувщиков, считающих, что в 2012 г. произойдет десятикратное падение производства после вступления России в ВТО. Эти расчеты, по ее мнению, «имеют цель получения компенсационных средств из бюджета страны».
Обувной бизнес ожидает, по мнению Н. Демидовой, от вступления России в ВТО формирования группы предприятий для производства госзаказа и выделения им соответствующих субсидий от государства. Кроме того, по ее мнению, необходимо провести реформу таможенного администрирования в целом в соответствии с нормами, принятыми в ВТО, в частности, переход на реальное декларирование таможенной стоимости товара на основании общедоступных документов. Вследствие этого, считает Н. Демидова, произойдет снижение конечной стоимости товара для потребителя, увеличение поступлений в бюджет.
Ее оппоненты, в частности генеральный директор Российского союза кожевенников и обувщиков Александра Андрунакиевич, считают, что вступление России в ВТО негативно влияет на темпы роста отрасли. По ее мнению, страна вступает в ВТО на условиях, невыгодных для российских производителей товаров легкой промышленности. По ее данным, обувная отрасль, динамично развивавшаяся даже в кризисный период, по итогам пяти месяцев 2012 г. показала падение производства на 10%, кожевенная — на 15%.
«Обещанные Правительством РФ меры поддержки отрасли пока не реализуются. Бизнес отвечает сдерживанием темпов роста и сокращением рабочих мест», — считает она.
Таким образом, на сегодняшний день сложно определить, кто из специалистов окажется прав. Время покажет.