Увеличение военных расходов и неудержимый рост зарплат чиновников подталкивает правительство к сокращению других затрат госбюджета. На днях Минтруд разослал для согласования другим ведомствам проект Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 г., который предусматривает резкое сокращение трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд. Документ предлагает увеличение страховых тарифов для работодателей на опасных производствах и самозанятых, а также направление части тарифа страховых взносов с накопительной составляющей пенсий на распределительную.
Первыми, кого затронет Стратегия, судя по тексту ее проекта, станут работодатели на предприятиях с опасными условиями труда. Документ предполагает для них повышение тарифа для сотрудников, имеющих право на досрочную пенсию. Сейчас их доля составляет, по данным Росстата, порядка 30% от общего количества новых назначений пенсий. А общая сумма таких пенсий равняется 10% бюджета Пенсионного фонда.
Интересный факт: право на досрочную пенсию, согласно данным статистики, имеют около 40% экономически активных россиян. Вместе с тем в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работают только 29% занятых.
Для адаптации работодателей к повышению страховой нагрузки Минтруд предлагает повышать тариф на опасных производствах в несколько этапов. В следующем году на рабочих местах, включенных в так называемый список № 1, дополнительный тариф составит 4%, в 2014 г. — 6, в 2015 г. — 9%. В отношении выплат гражданам, занятым на рабочих местах, включенных в список № 2, дополнительный тариф в 2015 г. может составить 6%.
Работодателям предлагается выбор: платить повышенный тариф или модернизировать опасные для сотрудников рабочие места и вывести их из разряда вредных. Одновременно для работников предусматривается право заключать трехсторонние договоры (с участием профсоюзов), в которых будут фиксироваться особенности их выхода на пенсию и соответствующие гарантии.
Предлагаемые меры, по оценке экспертов Минтруда, позволят снизить дефицит Пенсионного фонда на 0,1—0,2% ВВП к 2020 г., а также повысить стимулы для работодателей к улучшению условий труда, оптимизации рабочих мест и предоставить сотрудникам возможность получения гибких форм гарантий и компенсаций.
Повышение тарифов для самозанятых граждан Минтруд объясняет заботой об их проблемах. Существующая система формирования пенсионных прав не позволяет самозанятым сформировать их в объеме, адекватном размерам прав россиян, работающих по найму. В то же время в проекте Стратегии отмечается, что расходы Пенсионного фонда на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам значительно превышают их платежи на обязательное пенсионное страхование. Так что и у государства тут явно есть свой интерес.
Увеличение тарифов и здесь будет происходить поэтапно. На первом в целях адаптации граждан взнос будет рассчитан исходя из двукратного минимального размера оплаты труда (сейчас он определяется на базе одного МРОТ). В дальнейшем предусматривается формирование пенсионных прав самозанятых граждан исходя из норм коэффициента замещения, равного 40% средней зарплаты, при уплате ими соответствующего тарифа страховых взносов.
Доходы пенсионной системы, по мнению специалистов Минтруда, увеличатся за счет роста тарифов для самозанятых россиян на 0,3% ВВП к 2020 г., при этом повысится сумма расчетного пенсионного капитала и размер пенсионных накоплений застрахованных лиц, учитываемых при назначении пенсии.
Реформирование института накопительной части пенсионной системы Минтруд предлагает начать с ее частичного сокращения. Столь нетривиальный подход эксперты ведомства объясняют тем, что десятилетний опыт формирования накопительной части выявил целый ряд острых проблем. В первую очередь речь идет о неэффективном управлении этими средствами, которое приводит к обесценению пенсионных накоплений граждан. В среднем за 2004—2011 гг. их доходность составила около 6% при среднегодовой инфляции порядка 10,1%, а среднегодовая индексация трудовой пенсии за этот же период равнялась 15%.
К обесценению средств накопительной части пенсий в ближайшие годы добавится возрастание рыночных рисков (ответственность по которым, кстати, несет государство). Они вызваны увеличением объемов пенсионных накоплений в условиях нехватки надежных инструментов их инвестирования.
Избежать обесценения пенсионных средств и уйти от возрастающих рыночных рисков авторы проекта Стратегии предлагают за счет направления со следующего года части тарифа страховых взносов с накопительной составляющей на распределительную.
В среднесрочной же перспективе (с 2014 г.) документ предполагает предоставление гражданам права самостоятельного выбора решения проблемы. В первом варианте россияне могут остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера. Во втором — подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей в добровольной пенсионной системе с уменьшением тарифов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в накопительную составляющую при условии уплаты дополнительного платежа в размере от 2% зарплаты.
При направлении в распределительную часть пенсионной системы 2 из 6 п.п., поступающих сейчас в накопительную часть, дефицит Пенсионного фонда, по замыслу аналитиков Минтруда, снизится на 0,21% ВВП в ближайшие три года и на 0,25% ВВП — к 2020 г.
К чести разработчиков проекта Стратегии нужно сказать, что они в качестве альтернативного варианта оптимизации дефицита Пенсионного фонда предложили «сохранение объема межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета на пенсионное обеспечение граждан».
Смягчить дефицит пенсионной системы можно и другими, не прозвучавшими в проекте Стратегии средствами. Так, по мнению руководителя Центра стратегических разработок, д. э. н. Михаила Дмитриева, источником покрытия расходов ПФР могут стать средства, полученные от приватизации государственного имущества. В течение ближайших 25 лет деньги от продажи с молотка госактивов могут закрыть треть прироста дефицита ПФР, который будет увеличиваться приблизительно на 1% ВВП каждые пять лет.
Россия имеет уникальную возможность, которой нет в европейских странах, направлять нефтегазовые доходы на пенсионное обеспечение и снизить нагрузку на работающих людей и бизнес, полагает эксперт компании «CMS, Россия» Константин Кантырев. А это в свою очередь должно помочь развитию среднего и малого бизнеса, который и будет обеспечивать уровень жизни, занятость и пенсии следующим поколениям.