Через четыре месяца начнет действовать новый закон о бухгалтерском учете. Чтобы бухгалтеры не попали впросак, мы решили сделать серию публикаций на эту тему, в которых расскажем обо всех неоднозначных моментах и подводных камнях нового закона. Начнем с того, на кого будет распространяться новый закон.
Сейчас основные положения бухгалтерского учета содержатся в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). С 1 января 2013 г. на смену ему придет одноименный Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ). В нем, как и в Законе № 129-ФЗ, есть норма, регулирующая сферу действия закона о бухгалтерском учете. Ранее она содержалась в ст. 4 Закона № 129-ФЗ, а теперь — в ст. 2 Закона № 402-ФЗ.
Новый перечень лиц…
В настоящее время вести бухгалтерский учет должны все организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами (п. 1 ст. 4 Закона № 129-ФЗ). Аналогичная норма содержится и в п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ, но сформулирована она более конкретно и включает в себя пять позиций.
Некоммерческие организации
В подпункте 1 п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ сказано, что бухгалтерский учет должны вести как коммерческие, так и некоммерческие организации. Заметим, что некоммерческие организации и сейчас обязаны вести бухгалтерский учет, несмотря на то что прямо об этом в п. 1 ст. 4 Закона № 129-ФЗ ничего не сказано. Дело в том, что такая обязанность на них возложена п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, в п. 1 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» сказано, что оно распространяется на организации, которые являются юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ. А некоммерческие организации признаются юридическими лицами (ст. 50 ГК РФ).
Так что, по сути, в этой части Закон № 402-ФЗ ничего не изменил. Напомним, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Публично-правовые образования
В перечень лиц, на которых возлагается обязанность по ведению бухгалтерского учета, добавлены публично-правовые образования (подп. 2 и 3 п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ), а именно:
- государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Центральный банк Российской Федерации.
Но и здесь нельзя говорить о каких-то глобальных изменениях. Названные публично-правовые образования являются участниками бюджетного процесса (ст. 153 Бюджетного кодекса РФ). И на Минфин России возложена обязанность по разработке и утверждению единой методологии, а также Плана счетов бюджетного учета (ст. 165 БК РФ). В настоящее время организация и ведение учета в публично-правовых образований регулирюется:
- приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
- приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению».
Инструкциями, утвержденными упомянутыми приказами, установлено, что большая часть требований по организации и ведению бухгалтерского учета в публично-правовых образованиях фактически является идентичной требованиям по организации и ведению бухгалтерского учета в казенных учреждениях. Некоторые различия касаются администрирования доходов, учета сумм бюджетного финансирования и отдельных аспектов учета имущества казны.
Заметим, что в п. 2 ст. 2 Закона № 402-ФЗ сказано, что этот закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности. Основные нормативные акты, регулирующие организацию бухгалтерского учета в бюджетной сфере, были приняты в конце 2010 г. Помимо названных выше приказов Минфина России появились следующие документы:
- приказ Минфина России от 16.10.2010 № 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению»;
- приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении плана счетов автономных учреждений и инструкции по его применению».
То обстоятельство, что нормативная база по бюджетному учету была разработана и вступила в силу задолго до вступления в силу Закона № 402-ФЗ, по нашему мнению, не свидетельствует о необходимости автоматического пересмотра ранее утвержденных документов. Скорее всего работа над ними велась одновременно с разработкой проекта нового закона о бухгалтерском учете и все законодательные новации при подготовке названных приказов Минфина России уже были учтены.
Общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета в банковской сфере также должны соответствовать требованиям законодательства о бухгалтерском учете. Однако специфика оценки и отражения в учете отдельных банковских операций обусловливает необходимость разработки отдельных нормативных актов в данной отрасли. По тексту Закона № 402-ФЗ имеется несколько оговорок в части, касающейся предоставления ЦБ РФ дополнительных полномочий по регулированию отдельных элементов бухгалтерского учета и отчетности (в частности, утверждения Плана счетов, форм и формата представления отчетных данных). Так что здесь нужно будет ожидать определенных нововведений.
Индивидуальные предприниматели
Сейчас в п. 2 ст. 4 Закона № 129-ФЗ сказано, что индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством. При общем режиме налогообложения бизнесмены ведут учет доходов и расходов в книге, утвержденной приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430. Предусмотрена книга учета доходов и расходов и для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Она утверждена приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н. А индивидуальные предприниматели, перешедшие на спецрежим в виде ЕСХН, отражают доходы в книге, утвержденной приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н. Таким образом, при названных выше режимах налогообложения предприниматели не должны вести бухгалтерский учет.
Что касается индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, то этим спецрежимом не предусмотрен налоговый учет доходов и расходов. Однако специалисты Минфина России считают, что эта категория налогоплательщиков тоже может не вести бухгалтерский учет (письмо Минфина России от 05.12.2011 № 03-11-11/303).
С нового года на индивидуальных предпринимателей распространяется сфера действия закона о бухгалтерском учете (подп. 4 п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ). Однако одновременно они поименованы в перечне лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Для этого индивидуальные предприниматели должны вести учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В связи с этим налоговые органы и Минфин России разошлись в трактовании вышеупомянутых норм в отношении бизнесменов, применяющих ЕНВД. Так, в июне этого года на сайте УФНС по Краснодарскому краю региональные инспекторы пришли к выводу, что со следующего года предпринимателям придется вести бухучет в соответствии с Законом № 402-ФЗ в полном объеме. Аргументировали они свою позицию следующим образом. Величина ЕНВД не зависит от выручки, и поэтому налоговое законодательство не обязывает «вмененщиков» вести учет доходов и расходов. Значит, бизнесмены на ЕНВД не подпадают под действие подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ.
Однако с таким подходом не согласен Минфин России. В письме от 17.07.2012 № 03-11-10/29 специалисты финансового ведомства высказали противоположное мнение по этому вопросу. Минфин России считает, что и в следующем году у индивидуальных предпринимателей — плательщиков ЕНВД отсутствует обязанность по ведению бухгалтерского учета. Предприниматели-«вмененщики» ведут учет физических показателей, необходимых для исчисления налоговой базы по ЕНВД, а значит, на них распространяется действие подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ. Позднее в письме от 13.08.2012 № 03-11-11/239 специалисты финансового ведомства подтвердили неизменность своей позиции.
Что касается индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, ЕСХН или «упрощенку», то они также не должны вести бухгалтерский учет. Ведь, как мы отметили выше, эта категория налогоплательщиков ведет учет доходов и расходов в соответствующих книгах налогового учета. С этим согласен и Минфин России (письмо от 26.07.2012 № 03-11-11/221).
Организации на УСН
Со следующего года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны будут вести бухгалтерский учет в полном объеме. Дело в том, что они не указаны в перечне лиц, которые от этой обязанности освобождены (п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Это подтвердили и специалисты Минфина России в письме от 26.03.2012 № 03-11-06/2/46.
Напомним, что сейчас компании, перешедшие на «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет только основных средств и нематериальных активов (п. 3 Закона № 129-ФЗ). Однако, как показала практика, в жизни эта так называемая поблажка не работает. Дело в том, что данные бухгалтерского учета и отчетности необходимы для выполнения требований как Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так и Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Так, акционерные общества выплачивают дивиденды исходя из чистой прибыли, которая определяется на основании данных бухгалтерского учета (п. 2 ст. 42 Закона № 208-ФЗ). А общества с ограниченной ответственностью должны в годовой отчет включать информацию о чистых активах, которые тоже рассчитываются по данным бухгалтерского учета (ст. 30 Закона № 14-ФЗ).
Минфин России в письме от 31.05.2011 № 03-11-06/2/85 указал, что вышеназванные законы подлежат применению всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
Иностранные филиалы
Как мы уже отметили, сейчас Закон № 129-ФЗ возлагает обязанность по ведению бухгалтерского учета на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Аналогичная норма есть в подп. 5 п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ, но представлена она в расширенном виде. Со следующего года бухгалтерский учет должны будут вести не только находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства иностранных организаций, но и структурные подразделения таких компаний. Кроме того, обязанность по ведению бухгалтерского учета теперь будет возлагаться и на международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Но если филиал, представительство или иное структурное подразделение иностранной организации ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном российским законодательством о налогах и сборах, то они освобождаются от ведения бухгалтерского учета (подп. 2 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).
Однако на сегодняшний день в Налоговом кодексе не предусмотрен отдельный порядок учета доходов и расходов для указанных лиц. Правда, глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ содержит некоторые особенности расчета налога на прибыль иностранными организациями и их представительствами, но, на наш взгляд, назвать их порядком налогового учета доходов и расходов нельзя.
Заметим, что сейчас действующее законодательство о бухгалтерском учете разрешает филиалам и представительствам иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации, вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной компании. Но при этом нужно выполнить одно условие: эти правила не должны противоречить Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (п. 2 Положения по ведению бухгалтерского учета бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России 29.07.98 № 34н).
...и отдельных операций
В сферу действия Закона № 402-ФЗ попали и доверительные управляющие, участники простого товарищества, а также организации, выполняющие соглашение о разделе продукции. Остановимся на этих моментах чуть подробнее.
Доверительные управляющие и товарищи
В пункте 3 ст. 2 Закона № 402-ФЗ появилась норма, согласно которой при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета необходимо руководствоваться положениями Закона № 402-ФЗ. Аналогичное требование предусмотрено и при ведении в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.
В настоящее время особенности организации и ведения учета по договору доверительного управления имуществом регулируются Указаниями по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными приказом Минфина России от 28.11.2001 № 97н. Последние изменения в этот документ были внесены приказом Минфина России от 25.10.2010 № 132н. Из чего можно сделать вывод о том, что в целом требования Указаний соответствуют состоянию действующей нормативной базы в области бухгалтерского учета. Тем не менее не исключено, что в ближайшей перспективе указанный нормативный акт будет пересмотрен.
Что касается бухгалтерского учета операций по договору простого товарищества (совместной деятельности), то сейчас он ведется на основании ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Существует большая вероятность внесения существенных изменений в этот документ или даже полной его замены. Это обусловлено тем, что в Госдуме на рассмотрении находятся документы, содержащие значительные поправки первой и второй частей Гражданского кодекса.
Соглашение о разделе продукции
Со следующего года положения Закона № 402-ФЗ будут применяться и при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30.12.95 № 225-ФЗ «О соглашении о разделе продукции» (п. 4 ст. 2 Закона № 402-ФЗ).
Сейчас формально действует приказ Минфина России от 11.08.99 № 53н «Об утверждении указаний по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции». За прошедшее с момента его принятия время изменения в этот документ не вносились. В результате в нем до сих имеются ссылки на старый (действовавший до 2001 г.) План счетов, а также не учтены последующие коррективы в законодательном регулировании соглашений о разделе продукции.
Таким образом, в ближайшей перспективе следует ожидать разработки нового нормативного акта в данной области. В противном случае хозяйствующим субъектам, являющимся участниками подобных соглашений, придется формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета, организовывать и вести учет исходя из общих требований, установленных Законом № 402-ФЗ, положений главы 26.4 НК РФ, а также норм гражданского законодательства.
Когда нужды в законе нет
И последнее, на что нужно обратить внимание. Закон № 402-ФЗ не применяется в следующих ситуациях:
- при формировании отчетности для внутренних целей;
- при подготовке отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями;
- при создании отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего закона.
Исключение из сферы действия Закона № 402-ФЗ отчетности, составляемой для внутренних целей, вполне объяснимо: для целей управленческого, производственного учета, для решения локальных проблем организации технологического процесса или вопросов управления информация о финансовом состоянии организации может быть неважной или ненужной.
Что же касается отчетности, представляемой кредитным организациям, то норма п. 5 ст. 2 Закона № 402-ФЗ выглядит как минимум непонятной. Отчетность в кредитную организацию представляется, как правило, в связи с отношениями, возникающими по поводу привлечения заемных средств и их погашения. Поэтому кажется очевидным, что кредитная организация более других контрагентов субъекта бухгалтерского учета заинтересована в получении достоверной и полной информации о его финансовом состоянии (напомним, что именно эта цель теперь является одной из главных).
Поэтому исключение из сферы действия Закона № 402-ФЗ указанной отчетности фактически предполагает возможность представления данных о состоянии финансов организации, отличных от тех, которые представляются другим пользователям. Если же имеется в виду требование о предоставлении дополнительной информации, раскрывающей отдельные аспекты деятельности и финансовой устойчивости потенциального заемщика, то следует иметь в виду, что такие данные могут быть получены только на основании данных бухгалтерских документов.