Минфин России опубликовал ряд документов, связанных с вступающим в силу с 1 января 2013 г. законом об обязательном страховании ответственности перевозчика. В том числе читающийся как заготовка сценария для фильма ужасов список возможных увечий с оценкой каждого из них в процентах от максимальной страховой суммы.
Министерство подготовило перечень документов, необходимых для получения компенсации по страхованию ответственности перевозчика, и законопроект, определяющий порядок расчета суммы страхового возмещения и нормативов для ее определения, а также нормативов для определения суммы компенсации, выплачиваемой перевозчиком в счет возмещения вреда, причиненного пассажиру в период перевозки. Вот этот последний пункт напоминает жуткие кадры.
Так, за перелом костной части одного-двух ребер по вине перевозчика пассажир согласно проекту Минфина получит 4% максимальной суммы возмещения (и по 2% за каждое следующее сломанное ребро). За перелом свода черепа — 20%, за перелом основания — 15, а вот за перелом и свода, и основания — 25, а не 35%, как можно было бы ожидать. Дешевле всего обойдется выплата за «оперативные вмешательства по поводу повреждения туловища, органов брюшной полости и забрюшинного пространства, органов живота, связанные с удалением инородных тел, за исключением поверхностно расположенных и подкожных, разрезы кожи, подкожной клетчатки при лечении травм, взятие кожных трансплантатов однократно, независимо от количества» — всего 1% максимальной страховой суммы. Таким образом, согласно закону об обязательном страховании ответственности перевозчика выплаты пассажирам составят от 23 000 до 2,025 млн руб.
Как сказано в пояснительной записке, максимальный размер возмещения вреда, причиненного здоровью одного пассажира, установленный Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ и Федеральным законом от 14.06.2012 № 78-ФЗ, определен на основании результатов исследований об «экономической стоимости жизни» в Российской Федерации и в целом соответствует социально-экономическим реалиям сегодняшнего дня.
Подготовило министерство и главный для рассматриваемого закона документ — проект постановления правительства об утверждении предельных значений страховых тарифов на этом рынке. Закон определяет три риска гражданской ответственности перевозчика: причинение вреда жизни пассажира (максимальная выплата — 2,025 млн руб.), причинение вреда здоровью пассажира (максимальная выплата — 2 млн руб.) и причинение вреда имуществу пассажира (максимальная выплата — 23 000 руб). По каждому из рисков страховой тариф определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, включая техническое состояние транспорта.
Минфин определил как возможные размеры страховых премий при заключении договоров страхования, так и минимальные и максимальные значения страховых тарифов в процентах от страховой суммы по каждому из подлежащих обязательному страхованию рисков в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов. В опубликованном документе даны два уровня предельных значений тарифов — на стандартных условиях и при наличии в договоре оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения или франшизы.
Самые высокие тарифы по данному виду страхования установлены при заключении договора на стандартных условиях для морского транспорта. Премия на одного пассажира составила здесь 22,4—45,2 руб. На втором месте авиаперевозки — соответственно 9,8—19,8 руб., далее идут междугородные и международные автобусные перевозки с премией на одного пассажира в размере 9,1—18,4 руб.
По внутреннему водному транспорту премия на пассажира определена в размере 8,6—17,4 руб., по пригородным автобусным перевозкам — 1,3—2,7 руб. Дешевле всего обойдутся страхователям пассажиры поездов дальнего следования — от 1,05 до 2,11 руб. за пассажира.
В финансово-экономическом обосновании к проекту по тарифам сказано, что потенциальный объем совокупной годовой страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика может быть оценен от 10 млрд до 18 млрд руб. Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) оценивает объем рынка в границах 12—17 млрд руб. Как сообщили в НССО, примерно половина из 55 страховых компаний, имеющих лицензии на обязательное страхование опасных производственных объектов, членов НССО, выразили готовность заниматься обязательным страхованием ответственности перевозчиков.
До 10 сентября Минфин планирует собрать предложения по опубликованным документам с тем, чтобы закончить работу над документами к октябрю и внести их в правительство.