Хотя заседание правления РСПП и было плановым, о чем несколько раз заметил Аркадий Вольский, но ввиду предстоящей встречи представителей бизнеса с Президентом выглядело оно как генеральная репетиция.
Приглашенный на заседание вице-премьер Александр Жуков, рассказывая об успехах, достигнутых российской экономикой в2004 г., очень удачно «ввернул», что именно на основании предложений бизнеса был сделан вывод, что для него в первую очередь важен пакет, поощряющий инвестиционную активность.
То есть все тот же зачет НДС по капстроительству, ускоренное списание расходов на НИОКР и т. д.
И в очередной раз рассказал, что в сфере налогового администрирования кроется «корень недоверия бизнеса к власти», а потому необходимы изменения в порядке налоговых проверок, озвучив свои февральские предложения Владимиру Путину (см. «ЭЖ» № 6 за этот год).
Кстати, как абсолютно правильно заметил на форуме «Налоговые поступления: меры ответственности» Андрей Макаров, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ, в этом перечне нет ни одного предложения, которых бы не было в нынешнем Налоговом кодексе.
То есть бизнес оказался в роли той вдовы, которая сама себя высекла: сами сказали, что снижение НДС не главное. И хотя Валерий Передерий, председатель Союза работодателей Ростовской области, громко заявил, что администрирование — это, конечно, хорошо, но для бизнеса важно, что останется вкармане, и от 5% НДС никто не отказывался, и предложил поддержать предложение М. Фрадкова о снижении НДС до 13%, было уже поздно. Жуков к тому моменту уже откланялся.
Так с чем же бизнес идет к Президенту? Как рассказал «ЭЖ» Сергей Беляков, заместитель председателя комитета по налоговой политике РСПП, бизнес выходит на эту встречу не с вопросами по конкретным налогам, а поговорить по существу налоговой политики вообще, о том, какие отношения должны быть между государством и налогоплательщиками.
Поэтому обозначены две основные группы вопросов.
Правоприменительная практика налоговых органов. Необходимо снижать налоговое бремя на экономику, но при этом надо понимать, что налоговое бремя это не только номинальные налоговые ставки. Это, во-первых, все издержки налогоплательщиков, связанные с деятельностью налоговых органов, а во-вторых, вопросы налогового администрирования (когда предприятие не может возместить причитающийся к вычету НДС — это ж тоже налоговое бремя).
В этой связи нужно вносить изменения в часть 1 НК РФ, которые не позволяли бы налоговикам произвольно трактовать нормы налогового законодательства и защитили бы налогоплательщика от их незаконных действий. Мы не хотим сказать, что все налоговые органы плохие, но то, что возможность злоупотреблять своими полномочиями у них есть и они ею пользуются, это так. Хотя бы в силу объективного характера их деятельности, направленной на получение все большего количества налогов в бюджет.
Проблема предсказуемости налогового законодательства, налоговой политики государства. Сейчас налогоплательщик не может нормально планировать свою предпринимательскую деятельность, потому что не знает, на что ему ориентироваться. Заявления представителей правительства по налоговой политике при внесении законодательной инициативы «разворачиваются» на 180 градусов.
Простой пример — заявление об упрощении порядка возмещения НДС экспортерам (речь идет о соблюдении сроков, установленных в НК, а не об ускорении возмещения). Вопрос рассматривался как практически решенный, а теперь говорится, что упрощение будет не ранее 2007-го, а то и 2008 года.
Другой пример. Есть декларативные заявления о том, что происходит либерализация налогового администрирования, что сохраняется презумпция невиновности налогоплательщика, но при этом вносится законопроект, предполагающий внесудебный порядок взыскания налоговых штрафов и пеней. Аргумент — загруженность судов. Но почему при этом должен страдать налогоплательщик? Ведь очевидно, куда двинется практика при введении этого порядка.
Бизнес заинтересован в ясном законодательстве и четких ориентирах, как будет развиваться налоговая политика.