В настоящее время региональная экономическая политика ограничивается в основном техническим выравниванием бюджетной обеспеченности регионов, что не только не стимулирует развитие отстающих регионов, но, напротив, дестимулируетсильные.
Основной экономический потенциал страны по-прежнему концентрируется в ограниченном круге высокоразвитых столичных и нефтегазовых регионов. 16 регионов производят более половины ВВП страны; Москва, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский АО — около четверти (см. «ЭЖ» № 8).
В дальнейшем региональная политика будет ориентирована на мотивирование экономического развития регионов, и в первую очередь за счет создания взаимосвязи между деятельностью местных органов власти и доходами их бюджетов.
Для этого, в частности, планируется:
- завершить реализацию разграничения полномочий между федеральным центром и регионами;
- подготовить и осуществить реформу местного самоуправления;
- реализовать систему межбюджетных отношений, предусматривающую стабильность доходных источников, закрепленных за региональными и местными бюджетами в рамках принятого разграничения полномочий;
- внедрить новые методы стимулирования экономического развития регионов за счет создания ОЭЗ, региональных и муниципальных проектов частно-государственного партнерства, межрегиональных экономических кластеров.
Вместо послесловия
Своего рода черту для бизнеса подвел министр финансов Алексей Кудрин. Вполне предсказуемую.
Снижение налогов будет сдерживать прирост госрасходов и государственное потребление, что чиновникам, безусловно, не нравится. Поэтому министр предложил определиться, насколько оно сопоставимо с другими задачами, стоящими на повестке дня:
✔ реформа и поддержка сферы образования и здравоохранения;
✔ сохранение темпов прироста расходов на обеспечение обороноспособности и безопасности государства;
✔ рост инвестиций прежде всего в инфраструктуру, а также в ряд крупных высокоэффективных проектов.
Решить их одновременно со снижением налогов в ближайшие три года, по мнению Кудрина, невозможно. К тому же нагрузку на бюджет увеличат выплаты, связанные с пенсионным обеспечением (впервые расходы будут обеспечиваться не только за счет ЕСН, но и за счет других налогов).
Так что понятно, что госрасходы победят. Хотя, в общем, никто из того бизнеса, к которому прислушиваются власти, за снижение налогов бороться и не будет. Со всех высоких трибун предпринимателям теперь напоминают, что они сами поставили на первое место улучшение налогового администрирования, опасаясь репрессивного сбора налогов для компенсации падающих доходов бюджета.
Поэтому министр финансов теперь может с чистой совестью говорить: «Если у нас сложатся некие особо благоприятные условия, мы можем вернуться к вопросу (о снижении налоговых ставок. – Прим. ред.) через год-два».
Только непонятно, что же это за «особо благоприятные условия».