По прошествии некоторого времени со дня очередной встречи бизнеса с Президентом первые радостные впечатления уступили место раздумьям. И сомнениям.
Да, Президент поддержал предложение об уменьшении с десяти до трех лет срока давности по приватизационным сделкам, совершенным как юридическими лицами, так и гражданами России. И добавил, что «для граждан это особенно важно», поскольку миллионы «в девяностые годы приватизировали квартиры».
Сразу после встречи ее участники отмечали, что, даже если бы ничего другого Президент не пообещал, результат встречи уже был бы колоссальным. Но откуда такая эйфория — непонятно. Сказать, что огромное число наших сограждан приватизировали квартиры противозаконно, нельзя. Передел собственности касается в основном юридических лиц, и на кону там совсем другие ставки, а не квартиры россиян. К тому же для этого остается масса других возможностей, к оспариванию сделок по приватизации отношения не имеющих.
Так, выкрутить предпринимателю руки и обанкротить компанию можно с помощью налогов. В связи с чем Александр Шохин, председатель Координационного совета предпринимательских союзов России, отметил, что некоторые представители бизнеса исходят из того, что неизвестно, что будет с налоговым администрированием, а снижение НДС с 18 до 13%будет в некотором смысле компенсацией избыточного, не всегда правомерного администрирования налогов.
Нет, основная масса предпринимателей понимает, что если снизить налоги и не навести порядок в налоговом администрировании, то затем выкручивание рук налоговыми инспекциями окажется единственным способом компенсации выпадающих доходов. Поэтому требование снизить налоги — самый сильный упрек в адрес налогового администрирования. Дескать, с ним правительство не справится, давайте тогда налоги снизим, все полегче дышать будет, коль нечем защититься от налоговой службы.
Больше же всего бизнес волнует, что неоднократно одобренные предложения и инициативы никак не превращаются в законопроекты. Обсуждения идут чересчур долго, какие-то инициативы бесследно исчезают (например, планируемое на 2008 г.снижение НДС), что приводит к дезориентации бизнеса.
На что Президент Путин сказал: «Некоторые затяжки в том числе связаны с тем, что у нас еще не было такой встречи, как эта».
И действительно, сразу после встречи вице-премьер российского правительства Александр Жуков сообщил, что «нам удалось договориться по всем вопросам. И по вопросам налогового администрирования, которые сегодня волнуют даже больше, чем ставки налогов. В ближайшее время правительство внесет в Госдуму проекты законов, которые направлены на упорядочение налогового администрирования, с тем чтобы механизм налоговых проверок в первую очередь стал понятным, прозрачным и чтобы он не использовался против добропорядочного бизнеса».
Видимо, для недобропорядочного бизнеса свои правила игры, и против него все средства хороши — даже налоговые проверки. Так что государству с бизнесом договориться удалось, а вот бизнесу с государством — вряд ли. Ведь один из основных вопросов, обозначенных перед встречей, — предсказуемость налоговой политики (см. «ЭЖ» № 12).
А пока Президент говорит, что «налоговое администрирование должно быть эффективным инструментом решения государственных вопросов» (а не простым порядком сбора налогов!), пока для одних налогоплательщиков одни правила игры, а для других — другие, — все будет зависеть от того, кого назначат «другими», и ни о каких гарантиях бизнесу речь не идет.